Статья «Сохранение и укрепление здоровья школьников в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения»


«Сохранение и укрепление здоровья школьников в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения»
Курмеева Т.Н., учитель начальных классов
МОБУ СОШ с. Октябрьский
Основой идеи ФГОСов нового поколения является тот факт, что центром деятельности становится ученик, которому предстоит стать в будущем успешным человеком. Понятие успешности, по концепции новых стандартов, и мы с вами об этом знаем из собственного опыта, складывается из развития универсальных учебных действий, из формирования творческого решения проблем и самоорганизации и, наряду с этим, из воспитания бережного отношения к своему здоровью. Особенно важно и сложно построить такой учебный процесс в младших классах. Ребёнок впервые переступает порог школы и попадает в мир знаний, где ему предстоит открыть для себя много неизвестного, научиться искать оригинальные, нестандартные решения, но все это возможно лишь при хорошем самочувствии. Поэтому основная задача современного образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников, построить систему обучения и воспитания, основанную на научном оздоровительном подходе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Вот почему учитель должен искать причину учебных проблем, отсутствие интереса к учебе, в том числе и в недомогании своих учеников. Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы.
Так как же научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия? Как учить, не подрывая здоровье того, ради которого весь наш труд? Эти вопросы стали основой моего педагогического проекта.
Данный проект актуален тем, что связан с потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Современная общественность понимает, что учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. В государстве действует множество мероприятий, направленных на сбережение и воспитание культуры здоровья. Обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни – вот есть цель моей педагогической идеи по данному направлению. Заниматься в этом направлении вполне под силу каждому учителю, если подходить к вопросам здоровья системно, опираясь на современные технологии.
Я работала над данным педагогическим проектом сначала с 2010 года, практическим выходом стала совместная с ученицей 4 класса Латыповой Луизой исследование по теме «Физическое здоровье младшего школьника», которое стало призером районной конференции Малой академии наук. В основных выводах обозначалась проблема несоответствия физического развития школьников вследствие нескольких причин: малоподвижности, неправильного питания, нарушения режима дня. Введение ФГОСов нового поколения позволило мне более углубленно обратиться к данной проблеме и направить свою деятельность на профилактику этих основных заболеваний, влияющих на здоровье младших школьников. Данную педагогическую идею я уложила в проект, рассчитанный на 4 года. Основные позиции проекта я разбила по годам начального обучения:
1 класс – Личная гигиена.
2 класс – Организация здорового досуга.
3 класс – Формирование навыков здорового образа жизни.
4 класс – Профилактика вредных привычек.
Планирование работы я начала с анализа листа здоровья, заполненного специалистом - педиатром. Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья поступающих в школу отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.Показатели 1 класс
I группа (основная) 2
II группа (основная) 15
III группа здоровья 2
IV группа здоровья и освобожденные 2
Всего 21
Из таблицы видно, что только 2 ученика имеют I основную физкультурную группу, это всего 9,5 % от общего числа первоклассников, т.е. здоровы лишь 2 человечка. По исследованиям Научного центра здоровья детей РАМН, здоровых школьников действительно всего 3%. Это 3 человека из 100! В среднем, один человек на класс! А самыми распространенными заболеваниями среди первоклассников являются проблемы со зрением, нарушения в работе нервной системы, головная боль, проблемы со сном. Вот почему мы бьем тревогу во все колокола о сбережении и укреплении здоровья детей уже с первого класса.
Проведенная диагностика помогла спланировать дальнейшую деятельность для решения поставленных задач.
С чего начинается каждый учебный день? С зарядки. В комплексы утренней гимнастики я стараюсь включить упражнения, которые эмоционально заряжают детей, настраивают их. У них появляется желание стать творческим, трудолюбивым и здоровым. Например, проделаем такое упражнение: Поднимите ручки, выпрямите спинку, приподнимитесь на носочки и потянитесь к небушку, поздоровайтесь и улыбнитесь солнышку.
Также важной частью здоровьесберегающего обучения является соблюдение гигиенических условий проведения занятий. От этого во многом зависит состояние школьников в течение всего учебного дня. Сюда относятся режим уборки и проветривания кабинета, соблюдение санитарно-гигиенических норм при его оформлении. Приведу простой пример. Уже с первой недели родители учащихся моего класса закупили для школьных стульев мягкие коврики, а кабинет был отремонтирован ими в соответствии с санитарными требованиями. Я считаю, привлечение к подобной работе родителей занимает немаловажное место. Мне с моими родителями повезло. Совместно с ними мы организуем туристические походы, совершаем экскурсии по окрестностям села, устраиваем спортивные праздники, конкурсы рисунков «Здоровый образ жизни». В нашем классе есть «Уголок здоровья», где дети вместе с родителями вывешивают материал о закаливании, режиме дня, интересные сведения о лекарственных растениях и профилактике простудных заболеваниях. Ценность здоровья ребенка, необходимость его сохранения и укрепления должна сознаваться каждым: учителем, самим учеником, родителями.
Наконец, основной составной частью здоровьесберегающего обучения является рациональная организация урока. Необходимо учитывать:
- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность,
- нагрузку, связанную с дополнительными занятиями в школе;
- время на занятия активно-двигательного характера: уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Эти факторы определили приемы технологий, которые наиболее приемлемы в условиях школы.
В ходе теоретического изучения педагогической проблемы я подобрала комплекс упражнений, которые способствуют развитию пространственных ориентировок, зрительно-моторной координации, внимания, повышению двигательной активности. По моей просьбе дети встают и выполняют простые, на первый взгляд, задания: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названии которых есть нужный звук; отыскивают «спрятавшиеся» в классном кабинете цифры. На самом деле дети учатся ориентироваться в пространстве и получают возможность подвигаться.
А вот для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления и снятия напряжения необходимо проводить физкультминутки. Чаще всего я использую стихотворные тексты для расслабления различных групп мышц. Нередко физкультминутки проводим с учетом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, элементами самомассажа. Обязательное условие эффективности проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Здоровьесберегающий урок представляет собой обучение, происходящее в зоне интересов и ритма жизни ребенка. Такой урок не ведет к утомлению или снижению работоспособности учащихся, не является для них стрессом, такой урок сохраняет ощущение радости детства и открытий в жизни. Детство - прекрасная и беззаботная, на взгляд взрослого, пора! А ведь именно на эту пору приходится самый ответственный и решающий этап в жизни человека – не только образование, но и формирование его здоровья, подготовка к взрослой жизни.
Такое понимание проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным в обновленных ФГОСах. С учетом рекомендаций ФГОСов мы разработали свой вариант портфолио, отдельным пунктом которого является лист наблюдений за развитием универсальных учебных действий. Новое поколение ФГОСов учитывает и развивает индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся. Мой педагогический проект оказался созвучен с концепцией новых образовательных стандартов в данном направлении. Мне нравится, что второе поколение ФГОСов предполагает разнообразие организационных форм, обеспечивающих возможность работы по сбереженью и укреплению здоровья детей. Это позволяет нам, практикующим учителям, принять участие в разработке научно-методической литературы, рекомендаций. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что молодое поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Учитель обязан научить ребенка этому, а ещё он должен любить свое дело, любить детей, а значит беречь его здоровье.