Доклад Укрепление и сохранение здоровья детей в условиях дошкольных учреждений посредством инновационных здоровьесберегающих технологий.


Государственное казённое коммунальное предприятие «Ясли – сад № 3» города Павлодара
Содоклад
Тема: Укрепление и профилактика здоровья дошкольников посредством инновационных здоровье сберегающих технологий.

Воспитатель: Курлиутова Н.Е.
2015 год
Город Павлодар
Желаю, вам цвети, расти.
Копить крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
С.Я. Маршак.

Гимнастика для глаз со схемами и малыми офтальмотренажерами
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возраст
Офтальмотренажеры, помогают улучшить зрение, и детям интересны. Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т.д.
Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации- прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Детям нравиться прослеживать глазами «запутанные» линии.
На схемах (лист ватмана размером 1x1.2 м) изображаются какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д. Толщина линии - примерно
1 см. Плакаты размещают выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предложить «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т.д.
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами можно проводить в положении сидя или стоя. Предложить детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить до­рожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяется 5-6 раз.
Офтальмотренажер«Лошадка»
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо-влево. (Вправо-влево.)
верх-вниз. (Вверх-вниз.)
Офтальмотренажер «Геометрические фигуры»
Дети получают задание:
Из каких геометрических фигур состоит коврик
Сколько треугольников? (квадратов, кружков)
Какие фигуры одинакового цвета? На какую фигуру опустилась бабочка?


Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.
Задачи проведения дыхательной гимнастики:
Научить ребенка глубоко и правильно дышать, максимально наполняя легкие, расширяя грудную клетку, выдыхая – освобождать легкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме. Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.
Развивать речевой аппарат и координацию движений;
Провести время качественно, с пользой и весело
Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А.Н. можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.
В детском саду можно использовать время разных режимных моментах исключая 20 минут до еды и 1 час после еды. На прогулке дыхательная гимнастика проводится при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Прогулка хороша для занятий по многим причинам. Во-первых, на свежем воздухе заниматься с детьми лучше, чем в помещении. Во-вторых, есть время и возможность заниматься индивидуально, по подгруппам, со всей группой.
В-третьих, реализуется потребность детей в движении. В-четвертых, после окончания гимнастики внимание детей еще " собрано", они слушают и слышат слова воспитателя. В это время можно подсказать детям, чем еще можно заниматься на участке, организовать целенаправленную плановую деятельность, гимнастику можно провести в конце прогулки, и, "шмыгать носиками" во время ходьбы, вернуться с прогулки в раздевалку. Как правило, такой "переход" более интересен детям, особенно малышам, чем обычная ходьба.
Гимнастику можно делать не только в спортивной, но и в повседневной одежде.
Необходима определенная последовательность выполнения упражнений основного комплекса. Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений : "Ладошки" и "Погончики".
На первом занятии обязательно нужно освоить три первых упражнения: "Ладошки", "Погончики", "Насос".
Каждое новое упражнение делается по 4 вдоха-движения подряд через паузу от 3 до 5 секунд следующим образом: 4-4-4-4-4-4-4-4 .
Итого: 4 вдоха-движения по 8 раз, это 32 раза ("стрельниковская тридцатка"). Между "тридцатками" отдых от 8 до 10 секунд[12].Такой же отдых между упражнениями.
В течение первой недели один - два раза в день надо делать эти три упражнения, повторяя их еще и еще раз, чтобы занятие продолжалось примерно 15 минут. Далее продолжительность одного занятия (по мере увеличения количества упражнений) составляет от 20 до 30 минут, но не более.
На следующей неделе добавляется к этим трем еще одно упражнение, выполняют их все, начиная с первого: "Ладошки", " Погончики", " Насос", "Кошка". И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавляется одно новое. При этом повторы уже освоенных упражнений постепенно усложняются, а новые упражнения по – прежнему выполняются, начиная с четырех.
Гимнастику можно делать как полностью, примерно 20 - 25 минут, так и небольшую часть, если есть меньший отрезок времени. Физкультминутке отводиться 3 -5 минут.
Дыхательные упражнения делаются в темпе строевого шага. Это примерно одно движение в секунду. С таким же интервалом производится вдох.
При обучении детей нужно сначала показать упражнение (4-8 вдохов- движений), а затем предложить повторить его. При этом сопровождать движения детей хлопками и счетом, хлопает воспитатель.
Разминки для пальцев ног.
“Обезьянки-художницы”Толстым фломастером, зажатым между стопами и пальцами, нарисовать на листе бумаги, лежащим на полу, желаемый рисунок (солнце, дом, квадрат, яблоко, треугольник). Выигрывает тот, у кого рисунок соответствует замыслу.
“Обезьянки читают газету”.Пальчиками ног рвать газету на части.
“Обезьянки-музыканты”.Поднять пальцами ног погремушку и погреметь. Зажать пальцами ног веревочку, на которой висит колокольчик и позвонить.
«Подними платочек». Пальцами ног поднять платочек с пола и сложть в корзинку.
«Наполни грузовик». Пальчиками ног поочередно поднимать с пола карандаши и сложить в груховик.
«Ходунки».Ноги поставить на ведерки, в руках шнур и пройти .

Массаж для ног «Пальчики играют»
Каждый пальчик поднимает баночку из пластиковой бутылки.
«Ножное письмо»
Гимнастика для пальцев ног:
1. Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак, и вот так!
(Изо всех сил шевелят большим пальцем ноги).
2. Он один впереди,
Остальные – позади.
(Шевелят всеми пальцами ног).
3. Дед Егор срубил забор.
Щели и дыры – чтобы виден был вор.
(Разводят пальцы ног как можно шире, а потом с силой поджимают их)
4. Пять и пять пошли гулять.
Вот их стало – дважды пять.
(По возможности разворачивают ступни ног друг к другу, соединяют
их и делают «волну» - по очереди совмещают пальцы ног, от мизинца
к большому пальцу