Методическая разработка «Виды концертов и особенности режиссуры при постановке концертной программы»


Методическая разработка
«Виды концертов и особенности режиссуры
при постановке концертной программы»


Автор: Педагог – организатор Е.В. Пушкарева

Понятие концерта и его виды
Признаки концертного номера и требование к нему
Составление концертной программы
Обязанности режиссёра при постановке концерта
Особенности режиссуры театрализованного тематического концерта


Концерт (нем. – «состязание») – это публичное исполнение произведений разных жанров, разных видов исполнительного искусства.
Единица концерта – номер.

Задачи концерта:
Выявление виртуозности,
Высокого мастерства исполнения,
Соревнование разных жанров.

Виды концертов.
Сольный
Концерт одного виртуоза, популярность которого и яркость программы способны удержать внимание зрителей на протяжении всего концерта. К ним относятся концерты одного ансамбля, оркестра, хореографического коллектива, хора.
Моно спектакль или моно концерт.
Чтецкая программа, исполняемая одним актёром.
Репертуар разнообразный: исполнение классических или произведений
современных авторов, могут быть стихи одного и нескольких поэтов, цикл рассказов, НО должны быть объединены одной темой.
Сборный или смешанный.
Определяются выступления различных жанров, это целостное произведение эстрадного искусства.
Композиция такого концерта подчиняется определенным правилам:
Разнообразие жанров,
Нарастание темпоритма в построении программы (темпоритм подчиняется законам зрительского восприятия).
Сборный концерт даёт возможности, простор для решения творческих задач и интересных поисков. Можно сделать его камерным и лирическим, массовым и развлекательным. Номера можно расположить приёмом художественного контраста. Он не связан единой сюжетной линией.

Академический ли Филармонический.
Филармония – любовь, гармония.
Проводятся концертной организацией.
Основные цели данного концерта:
Пропаганда высокохудожественных музыкальных произведений и исполнительского мастерства.
В таких концертах жанры сложны по форме и содержанию, поэтому должна быть подготовленная аудитория.
Отличительные черты:
Чистота жанра (один жанр не вступает в другой),
Чистота исполнительского искусства.
Камерный.
«Камера» - свод, палата.
Предназначен для небольшой аудитории и небольшого количества зрителей. Камерная музыка – музыка для небольшого состава инструментов и голосов.
Формы камерной музыки:
Сонаты,
Трио,
Квартеты,
Вокальные дуэты,
Романсы и т.д.
Тематический.
- это концерт одной главенствующей темы.
Тема, как стержень нанизывает, и группируют вокруг себя художественные компоненты концерта.
Задача режиссёра:
Суметь отобрать для программы исполнителей и репертуар,
Расположить каждый номер так, чтобы он с полнотой раскрыл и осветил тему.
Связки между номерами производит конферансье или ведущий.
«Ревю».
- Обозрение на определенную тему, логика подачи номеров различных по жанру, например, возможность соединения патетического и комического. Ревю можно разделить на два вида:










Ревю - феерия
Камерное Ревю

Обязательно сочетается содержание с яркой зрелищностью,
Сочетаются эстрадные, цирковые и драматические номера (разножанровость),
Сочетаются большие коллективы (эстрадные оркестры, танцевальные группы),



Есть стремление к масштабности номеров,
Важную роль играет музыка,
Сценическое решение Р.- Ф. отличает эффектное использование технических возможностей сцены, например, мгновенная перемена мест действия, превращения, сложное тех. Оформление и т.д.
Масштабность, зрелищность, эффектность.
Используется для театральных миниатюр,
Приоритет разговорного жанра,
Разнообразие конферанса, скетчей, сценок, интермедий.
Эстрадные номера играют подчинённую роль.






Профессиональные актёры, всё внимание на актёра.


Народного творчества.
Строятся в основном на подлинных образцах фольклора.

Эстрадный.
- это лёгкий концерт, вершина развлекательности. Меньше всего уделяется внимание камерной форме, серьёзным жанрам.
Эстрадный концерт – это юмор, танцы, эстрадные песни, оригинальный жанр.
Гала концерт.
Это большое, праздничное, торжественное, привлекающее публику действие.

Шоу – концерт.
Это «пышное» зрелище с участием звёзд эстрады

Номер, как основа концерта.

Номер (лат. «Число») – основной элемент театрализованного действия, представляющий собой оригинальное законченное произведение искусства. По времени может быть от 2 до 5 минут.

ТРЕБОВАНИЯ К НОМЕРУ.
Лаконизм (очень краткое, собранное произведение),
Новизна (заключается в новизне содержания, новизне трактовки),
Индивидуальность исполнителя
а) его темперамент,
б) склад характера,
в) своеобразие речевых и вокальных данных,
г) сценическое обаяние,
д) исполнители должны непосредственно общаться с публикой.

ЖАНРЫ НОМЕРОВ.
Эстрадный
Поэтический
Хореографический
Филармонический
Спортивный

Жанры номеров помогают в выборе жанра всего концерта, его форму и наоборот.
Различают два типа номеров:

Поставленные самостоятельно, независимо от замысла концерта.
Поставленные специально для раскрытия темы, идеи, определённой композиции.

Номер бывает индивидуальным и массовым.
В нём всегда есть конфликт и сюжет, есть своя композиция.

РАБОТА РЕЖИССЁРА НАД НОМЕРОМ.

Определить замысел или вид театрализованного представления (тема, идея, сверхзадача, жанр);
Отбор номеров, просмотр коллективов (необходимы точные сведения об участниках, руководителе, реквизит к номеру, продолжительность номера, специфические требования, особенности, количество исполнителей);
Составление программы;
Поиск режиссёрских решений начала и конца номера;
Режиссёр обязан продумать оформление, свет, декорации, костюмы;
Продумывание технической стороны сцены при подаче номера (вынос на сцену инструментов, микрофонов, быстрое размещение, выходы и уходы);
Обязан определить помощников режиссёра, которые «заряжают» и выпускают коллективы (заряжать за 2-3 номера).

ДОКУМЕНТЫ РЕЖИССЁРА ПРИ ПОСТАНОВКЕ КОНЦЕРТА
И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА.

Режиссёрская документация – это обоснование режиссерского замысла, зафиксированного на бумаге.

План сценария (сценарный ход);
Сценарий;
Эскизы оформления сцены;
Эскизы костюмов;
Опорные мизансцены (расположение участников концерта на сцене);
Монтажный лист (главный документ режиссёра, в котором указаны все тонкости концерта, фонограммы, световое сопровождение, мизансцены и т.д.);
Световая и музыкальные партитуры (подробно расписанные фонограммы и световое оформление по каждому номеру);
График репетиций;
Состав постановочной группы;
Смета;
Инструкции для ряда технических исполнителей (статистов, помощников режиссёра, администратора и т.п.).








13PAGE 15


13PAGE 14515