«Управленческий аспект в формировании базиса личностной культуры дошкольников на основе ознакомления с особенностями культуры народов, населяющий КБР»


Городской методический совет «Формирование базиса личностной культуры дошкольников на основе ознакомления с особенностями культур народов КБР».
«Управленческий аспект в формировании базиса личностной культуры дошкольников на основе ознакомления с особенностями культуры народов, населяющий КБР»
Савинова Г.И.
Заведующий дошкольного отделения №17 МБОУ «Гимназия №6»
КБР, г.о. Прохладный, 2014 г.
Слайд1Формирование базиса личностной культуры дошкольников на основе ознакомления с особенностями культуры народов, населяющих КБР
Общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие. Ориентация на формирование и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного образования.
Слайд 2
Необходимость развития и социализации личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина нашел своё подтверждение в официальных государственных документах по образованию: «Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Концепции модернизации российского образования», Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Данное направление отражено в требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где составной частью является национально региональный компонент дошкольного образования.
Слайд3
Образование, как институт этнической социализации, сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей, интеграцию традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, т.е. этнопедагогическое пространство.Человек, получая образование, должен осознать свои корни и тем самым смог определить свое место в мире. Обозначенные потребности решаются в отечественной педагогической системе как с помощью выстраивания стратегии развития национального образования, так и внедрения национально-регионального компонента в процесс обучения и воспитания. Эти два подхода одинаково значимы.
Особая роль отведена дошкольному образованию как начальному этапу в этнокультурном развитии детей.
Исходя из вышеобозначенного, педагогический коллектив ДО №17 МБОУ «Гимназия №6» интегрировал этнокультурный компонент в содержание дошкольного образования наших воспитанников.
Мы определили, что главными факторами эффективности процесса этнокультурного образования являются личностно-ориентированный подход и системность.
Слайд 4,5
Целостная воспитательная система (цели, задачи, средства, содержание, образовательные технологии ) ориентирована на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина республики КБР и многонационального Российского государства. Система является ориентиром для каждого педагога ДО.
Слайд 6
Процесс становления и функционирования системы этнокультурного воспитания происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию, которые включают четыре основных направления:
моделирование строящейся воспитательной системы;
организацию совместной творческой деятельности детско-родительского и педагогического коллектива;
ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе; рациональное использование воспитательного потенциала среды.
Слайд 7
Управление воспитательной системой создает взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающей научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе этнокультурных явлений и процессов образования.
Слайд 8
Поэтому, в “Программе развития ДО» была определена стратегия действий на несколько лет вперед. Выбор целей, путей развития ДО осуществлялся всем коллективом сотрудников с учетом мнения родителей воспитанников.В числе приоритетных подходов определили :
развитие системы этнокультурного образования, что обеспечивает единое культурное и образовательное пространство социализации воспитанников,
становление его субъектной позиции, активное осмысление, осознание и присвоение этнонационального опыта народов КБР.
Особая роль была отведена изучению этнокультурных особенностей своей малой Родины, что позволило создать благоприятные условия для формирования толерантности, уважения к культурам других народов.
Слайд 9 ,10
Педагогический коллектив поставил перед собой следующие цели:
Формирование гармонически развитой подрастающей личности, наделенной национальным сознанием, достоинством и стремлением сохранить и умножить национальную культуру как элемент культуры общероссийской.
Максимальное приспособление к природе ребенка – к ее возрастным, половым и индивидуальным особенностям, к физиологическим, психологическим, генетическим, национальным чертам.
Дифференциация учебно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, интересами и потребностями каждого воспитанника, выявление талантов, создание наиболее благоприятных условий для их развития, личного самовыражения, самоутверждения и самореализации индивида.
Изучение географических особенностей, богатства родного края как источника формирования у ребенка чувства Родины.
Сохранение национальной психологии, языка, генотипа, который сформировался на протяжении столетий в определенных природногеографических и исторических условиях как совокупность наследственных психических и физических структур, которые передавались нацией из поколения в поколение и определяли ее национальный образ.
Актуализация национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, гуманно-демократического, трудового, оздоровительного и культурно-эстетического характера в народно-бытовых традициях, праздниках, обрядах, песнях, народном календаре и т.д.Присвоение общечеловеческих, нравственно-эстетических ценностей – добро, чуткость, милосердие, человечность, справедливость, правдивость, совестливость, достоинство, гражданственность, уважение и гуманное отношение к людям разных национальностей.Ознакомление с историей родного народа как источником духовности и мудрости, непрерывной преемственности поколений, возрождения национального сознания, гордости, основой для формирования гражданина Государства Российского.
Социально-педагогическая самостоятельность воспитателей, обеспечение реальных возможностей для организации их деятельности на основе личного творчества и инициативы, постоянного поиска новых форм работы с детьми, при условии постоянного самообразования по вопросам этнопедагогики, этнографии и народоведения.
Гармоническое взаимодействие семейного и общественного воспитания, основанное на взаимном уважении и поддержке.
Соответствие содержания, структуры, организации воспитательной системы прогрессивным достижениям этнопедагогики.
Преобразование среды образовательного учреждения в воспитательное пространство отношений ребенка с изменяющимся социокультурным окружением.
Слайд
При разработке образовательной программы ДО, в части, формируемой участниками образовательного процесса, нами была определена педагогическая особенность реализации национально-регионального компонента стандарта дошкольного образования.
Слайд
Региональный компонент включает в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками:
природные (географические, ресурсовые, климатические) особенности КБР,
система социальных институтов (семьи, общественных объединений, религиозных конфессий и др.), которая складывается из совокупности самобытных материальных и духовных ценностей народов, живущих в определенных региональных условиях, то есть народной культуры.
Слайд
Поляризация терминов «региональный» и «национальный» происходит в первую очередь по линии воспитательных целей. Если для первого компонента цель видится в формировании гражданского сознания и патриотических чувств, то применительно ко второму, целью воспитания становится- формирование национального самосознания личности ребенка.
Слайд
Образовательная программа отражает пошаговую стратегию реализации концептуальной модели этнокультурного воспитания, ориентированной на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка -дошкольника.
Основной путь воспитания это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре и культуре своего региона.
Данная система работы базируется на специфических закономерностях педагогического процесса, собственной терминологической и понятийной базе. Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях.
Слайд
С позиции федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определено содержание образовательной этнокультурной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Слайд
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение духовно-нравственных норм и ценностей народов КБР на основе народоведения и этнографии , опыта народного воспитания;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в ходе освоения национальных традиций; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных практических действий ( в рукоделии)
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного дружеского отношения к людям разных национальностей;
формирование чувства принадлежности к своей семье; своему городу , родному краю.
Формирование ценностно-смысловых представлений о труде и воспитание трудолюбия у детей на основе традиционной народной культуры,
Слайд
Познавательное развитие предполагает:
Формирование представлений о социокультурных ценностях народов КБР, особенностях природы и опыте природопользования.
формирование познавательного интереса детей и любознательности, мотивации, познавательных действий, становление сознания ; формирование первичных представлений о близких людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).
Слайд
Речевое развитие включает:
обогащение активного словаря на основе нартского эпоса, детской литературы поэтов и писателей КБР.;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Слайд
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений декоративно-прикладного искусства, народных ремесел народов КБР, мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру через участие в календарно-обрядовых праздниках;
Формирование элементарных представлений о видах современного искусства КБР ( национальной музыки, литературы, фольклора);
Стимулирование сопереживания персонажам нартского эпоса;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие включает:
приобретение двигательного опыта на основе национальных традиций народов КБР, овладение национальными подвижными играми с правилами;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) на основе народно-бытовых традиций, праздников, обрядов.
Слайд
Данное содержание образовательной деятельности отражается в авторской программе по краеведению «Чудеса родного края» авторы Савинова Г.И., Бабенко Н.А., Стащалене С.Н.( Рецензия ИПККБГУ, 1999 г.).
В программе сформированы педагогические задачи по основным видам детской деятельности, которые выделены в разделы “Мой город”, “Казачество”, “Моя республика”, “Заповедный край — Кабардино-Балкария”.
Слайд
К программе разработано календарно-тематическое планирование на учебный год по каждой возрастной группе, в которых просматривается интеграция и непрерывность обучающих и воспитательных процессов. Такое планирование дает возможность осуществлять воспитательное воздействие на детей систематически и последовательно по всем образовательным областям. Тематика совместной деятельности воспитателя с детьми во второй половине дня составляется с опорой на адыгский народный календарь.
Слайд
Для успешной реализации программы по краеведению обеспечены следующие педагогические условия:
Максимальное использование образовательного потенциала пространства ДО ( помещений ДО, группы, территории), материалов, оборудования и инвентаря для этнокультурного развития дошкольников.
Предметно-пространственное окружение детей, основанное на национально-культурных особенностях КБР, с учётом климатических условий, природы родного края.
Единство предметно-пространственной среды и содержательного общения в совместной деятельности взрослых с детьми; возможность самостоятельного выбора деятельности детьми. Иформатизация образовательной среды: оснащение техническими средствами обучения и воспитания, использование видеоматериалов, мультимедийных презентаций, аудиоматериалов.
Сетевое взаимодействие Дошкольной организации в городе и регионе , что обеспечивает совокупность представлений ребенка о народной культуре в ее территориальном, историческом и социально-культурном развитии.
Обеспечение звукового аудиопространства, окружающего детей, в котором широко используются природные звуки и шумы, связанные с природными стихиями, трудовыми процессами, всей жизнедеятельностью народов КБР, а также произведения устного народного творчества во всех его видах. Народные сказания, легенды, обрядовые песни, пословицы вмещают в себя мелодику, тембр, темп и ритм, составляющие звуковое содержание национальной культуры.
Наличие определенного педагогического информационно-пространственного окружения, основанного на знании особенностей адыгской, балкарской народной культуры, особенностях национального характера, с присущими ему нравственно-духовными ценностями.
Создание конкретного событийного педагогического окружения, основанного на традициях жизни адыгов, балкарцев, казаков, в которых центральное место занимают традиционные трудовые процессы, народные праздники, ритуалы, календарные обряды.
Активное использование педагогической социально-поведенческой среды для личностного развития детей с включением различных форм социального взаимодействия, оценки различных жизненных позиций. Особое место в этой среде занимает приобщение детей к технологиям изготовления предметов культуры своими руками в различных видах народного творчества, участие детей в древних ритуально-обрядовых трудовых и праздничных действиях.
Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность ДО этнокультурной направленности.
Этнографическая компетентность педагогов.
Слайд
Развивающая предметно-пространственная среда этнокультурной направленности в ДО – один из факторов, обуславливающий возникновение интереса детей к объектам национальной культуры, в свою очередь, стимулирующего формирование их этнокультурной осведомленности, самовыражения и импровизации. Развивающее пространство ДО включает следующие компоненты: Развивающее пространство территории детского сада,
развивающие и игровые центры в группах,
музыкальный зал,
этнографический мини-музей истории и культуры КБР,
костюмерная народного костюма,
игротека народных игр.
библиотека по народоведению и этнографии, краеведению, истории, культуре и искусству КБР (художественная, методическая, научно-популярная, детская художественная).
В Методическом кабинете собраны пособия и атрибуты по народоведению и этнокультурному направлению. Накоплен и представлен опыт работы в фото и видеотеки.
Слайд
Средствами для формирования базиса личностной культуры становятся педагогические технологии, которые развивают любознательность и познавательную активность дошкольника; развивают способность самостоятельно решать творческие задачи; развивают творческое воображение как важное направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развивают способность общаться со сверстниками и взрослыми.
Ведущей технологией является технология интеллектуально-художественного и творческого развития личности дошкольника «Гармония развития» (автор Д.И.Воробьева) . Ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л.С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики», вследствие чего изодеятельность рассматривается , как как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества.
Подходы к организации и содержанию педагогического процесса в ДО, обеспечивают как успех развития и воспитания личности ребёнка через раскрытие его внутреннего потенциала с учетом его индивидуальности, так и отвечающие национальным особенностям региона.
Слайд
В качестве основной деятельности, способной решать задачи социально-культурного развития личности ребенка выступает продуктивная деятельность., которая интегрируется с разными видами деятельности –познавательной, экологической, речевой, музыкальной, театрализованной, физкультурной, основанные на литературном, музыкальном краеведении, народно-прикладном искусстве Кабардино-Балкарской республики и др.видах искусств .
Слайд
Интеграция определяется внутренней потребностью ребенка в познании мира. Включаясь в процесс познания, ребенок под руководством педагога проходит по четко фиксированным ступеням познания: увидеть, услышать, узнать, обыграть, создать. У ребёнка создаётся целостная картина о родном крае; его флоре и фауне, экологических проблемах и ремёслах; усваиваются ими духовные и этические национальные ценности. Это обеспечивает им возможность исследовать, запечатлевать образ предмета, ясно представлять его и при необходимости определять способы и последовательность изображения.
Слайд
Накопление социального опыта познания себя и окружающего мира( увидеть, услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности( сделать, создать) происходит через разнообразные формы образовательной деятельности.
Наименование Младшая группа Средняя группа Старшая группа Выпускная группа
Непосредственно организованная деятельность по краеведению как часть
НООД
как часть НООД 2 раза в месяц раз в неделю
Интерактивная деятельность в этнографическом мини-музее 1 раз в месяц 1 раз в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц
Этноартфестиваль; 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год
Этностудия1 раз в неделю - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Этнографический праздник как часть развлечения
как часть развлечения
1 раз в квартал 1раз в квартал
Экскурсии - - 1 раз в неделю раз в неделю
Создание мини-музеев в группе по мере необходимости по мере необходимости по мере необходимости по мере необходимости
Конкурс чтецов 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год раз в год
Проектная деятельность по мере необходимости по мере необходимости по мере необходимости по мере необходимости
Образовательная художественная выставка по мере необходимости по мере необходимости по мере необходимости по мере необходимости
Проблемное воспитание в ДО осуществляется в небольших по количественному составу подгруппах детей с учетом их интересов на занятиях по краеведению с обязательным освоением программного содержания всеми детьми в последующее время. Краеведческий материал предлагается детям в игровой форме. Через развивающие , ролевые игры ребенок постепенно “погружается” и “вживается” в ту историко-культурную атмосферу, природную среду, в которой он живет, от которой зависит.
Слайд
В специально организованных условиях ( подготовка к этническому обрядовому празднику, поисковая игра, исследовательская деятельность) педагоги пользуются такими методами и приемами, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал ребенка и увлекают его в интересную страну открытий, где нужно искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата.
Слайд
Это такие методы, как
-создание проблемной ситуации и решение проблемных вопросов,
- элементарный и каузальный анализы (причинные связи); сравнение;
- моделирование и конструирование;
- экспериментирование и опыты.
- игровые: воображаемые ситуации;
- эмоциональная насыщенность окружения;
- мотивирование детской деятельности;
- прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы в движении – прошлое, настоящее и будущее);
- неясные знания, догадки, предположения.
- метод ТРИЗ(противоречий, метод мозгового штурма; метод контрольных вопросов; метод проб и ошибок )
Такое обучение предполагает творческое сотрудничество воспитанника с педагогом , что обеспечивает ребенку развитие элементов учебной деятельности, его нравственно-волевых качеств .
Слайд
Одной из неотъемлемой характеристики личности ребенка является исследовательское поведение. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится возможным благодаря применению исследовательского метода обучения.Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет в то же время эффективно решать задачи развития творческих способностей дошкольников.
На протяжении длительного времени в ДО №17 используются разнообразные проекты с включением НРК по типу, характеру содержания и контактов, по количеству участников, продолжительности.
Это такие проекты:
долгосрочный информационно- творческий групповой проект «Улицы моего детства» ( руководитель проекта Шуруля Н.П. ) -знакомство с улицами города Прохладного,
долгосрочный художественно-этнический групповой проект «Завиток» ( руководитель проекта Мишенская О.Е. ) -знакомство с национальным орнаментом КБР.
кратковременный общесадовский артпроект «Прекрасен город мой» (руководитель проекта Шуруля Н.П. ) -выбор красивого пейзажа уголка родного города,
долгосрочный эколого-художественный групповой проект «Малка» (руководитель проекта Чухрий Г.А.)- исследование природоохранных этнотрадиций в КБР
долгосрочный информационно-художественный групповой проект «Тайный язык лошади» (руководитель проекта Мартыненко Н.А.), исследование этнокультурных традиций отношения к животным
долгосрочный практико-ориентированный групповой проект «Эльбрус- чудо России» (руководитель проекта Мартыненко Н.А.) исследование природных объектов родного края ,
долгосрочный практико-ориентированный групповой проект «За казачьим столом» (руководитель проекта Вахранева В.И.)- составление модели правильного питания на традициях казачьей кухни.
долгосрочный эколого-художественный общесадовский проект «Мини-музеи -детям» :
-«Природа КБР в народном творчестве» (руководитель проекта Мажай Л.Н.)-исследование камыша.
-«Мир поля» (Руководитель проекта Мишенская О.Е.)-исследование кукурузы.
В результате сотворчества воспитателей и детей были созданы игровые методические пособия, мини-музеи в группах, разработаны циклы исследовательской деятельности по образовательным областям.
Слайд
Чтобы достигнуть определенных результатов в социокультурном развитии детей, необходимо найти нетрадиционные методы воздействия на его нравственную сферу. Таким методом является музейная педагогика. Музейная среда рассматривается нами, как процесс социально контролируемого вхождения ребенка в социум с присвоением социальных норм и культурных ценностей.
Мини-музей размещается в на 1 этаже здания в блоке музыкального зала. В мини-музее имеются разделы:
– наглядно-информационный
  – демонстрационный.
В зале расположены шкафы и настенные стенды. Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен. В мини-музее размещены экспозиции и экспонаты , посвященные г. Прохладному, истории казачества, адыгов и балкарцев. Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста. Руководитель музея назначается приказом директора гимназии.
Слайд
Через активные формы интерактивной организованной деятельности , использование мультимедийных технологий , ребенок получает возможность соприкоснуться с материальной культурой народов КБР, историей родного города, историческими событиями. Происходит интенсивное становление социокультурного опыта ребенка , формирование таких качеств, как социальная активность, духовность, самопознание, формирование рефлексивной позиции и т.д. Педагогом разработана рабочая программа , оформлена  инвентарная книга поступлений и учета экспонатов. Данный опыт социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики находится в стадии изучения.
Слайд
Лицо каждого учреждения – это кадры, сплоченная команда всех участников образовательного процесса. У нас создана продуктивная модель методической службы, которая обеспечивает высокий уровень профессиональной этнокультурной компетентности педагогов, а также развитие их творческой активности.
Слайд
Способами изучения эффективности реализации НРК в образовательном процессе являются:
1. Анализ этнокультурной компетентности педагогов;
2.Анализ уровня сформированности этнокультурной компетентности дошкольников.
3.Анализ взаимодействия в системе «Педагоги – родители - дети».
Слайд
Используемая нами технология раскрывает перед педагогом возможность оценивать ребенка по индивидуальной шкале его личностного развития, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной, волевой сферы, в результате наблюдения за ними в совместной и индивидуальной деятельности.
Дополнительно нами разработана диагностика этнокультурной компетентности дошкольников на основе методики Новицкой М.Ю.Диагностика выявляет уровень усвоения народных традиций, позволяет установить позитивные изменения в нравственно-этических представлениях дошкольников, эстетическом восприятии произведений декоративно-прикладного искусства, толерантном отношении к сверстникам, умения использовать полученный опыт народной культуры народов КБР в самостоятельной деятельности.
В результате введения в образовательный процесс национально-регионального компонента у воспитанников ДО №17 наблюдается более высокий уровень развития личностных качеств: познавательной активности, эстетического и эмоционального развития. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий, влияют на поведение, побуждают к деятельности. У детей отмечается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания.
Слайд
Анализ взаимодействия в системе «Педагоги – родители - дети» осуществляется на основе результатов разных видов административного контроля. Разработанные технологические карты контроля предусматривают оценку условий, форм, методов этнокультурного воспитания дошкольников. Данные контроля помогают производить коррекцию воспитательно-образовательного процесса.
Слайд
Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания. Педагогический коллектив направляет свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в вопросах этнокультурного образования. Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники и т. д.).
Активизируются формы работы с родителями через проведение консультаций, бесед, дней открытых дверей, непосредственное участие родителей в игровой деятельности и развлечениях с детьми, театральных сценках, совместных трапезах, приуроченных к календарно-обрядовым праздникам.Слайд
Решая задачи формирование единого информационного образовательного пространства ребёнка, наша дошкольная организация широко использует потенциал социального партнёрства. Детский сад № 17 взаимодействует со многими социальными институтами: детской художественной школой, районным и городским Центром детского творчества, городским отделом культуры, Школой искусств, библиотекой гимназии, городским краеведческим музеем, прохладненской общиной Терско-Малкинского казачьего войска.
Результативность опыта
Высокая результативность этнокультурного воспитания детей в  пространстве нашей дошкольной организации обусловлена:
этнокультурной компетентностью педагогов, их способностью реализовывать вышеуказанную стратегию;
эффективностью образовательной модели комплексного освоения культурно-исторического пространства нашей республики;
созданными  организационно-педагогическими условиями для личностного развития воспитанников;
успешной реализации развивающих образовательных технологий;
созданием авторского программно-методического обеспечения программы «Чудеса родного края».
К разделу «Мой город»разработаны:
методические рекомендации, в которых описаны формы, способы, методы и средства реализации задач;
конспекты НООД;
материалы проектной деятельности с воспитанниками;
картотека развивающих игр;
конспекты виртуальных экскурсий по городу Прохладному;
иллюстрированное пособие «Прохладный»;
К разделу «Казачество»разработаны:
методические рекомендации к разделу , в которых описаны формы, способы, методы и средства реализации задач;
Материалы проектной деятельности с воспитанниками;
иллюстрированное пособие «Казаки»;
изготовлены макет внутреннего интерьера казачьего жилища, макет Никольского собора;
Методические рекомендации по проведению этноартфестиваля в ДО «Казачий край, я твой потомок дальний»;
Конспекты встреч с мастером в творческой мастерской.
К разделу «Моя республика» разработаны:
Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды этнокультурной направленности;
Методические рекомендации по организации этнографического мини-музея в ДО;
Иллюстрированное пособие«Чудеса родного края»;
Методические рекомендации по проведению этноартфестиваля в ДО «Рыцари Кавказа».Методические рекомендации по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников;
Сценарии этнографических праздников.
Методические материалы по знакомству дошкольников с историей присоединения Кабарды с Россией;
Методическое пособие «Этнографическая азбука»;
Мнемотаблицы по адыгским сказкам;
Этнографическая Медиатека;
Игротека народных игр;
Артотека репродукций художников по этнокультуре;
изготовлены макет адыгского жилища, интерьера кунацкой;
К разделу « Заповедный край- Кабардино-Балкария» разработаны:
Методические рекомендации к разделу, в которых описаны формы, способы, методы и средства реализации задач;
Экологический паспорт ДО №17 ;Экологическая тропа Нартушка на территории ДО №17;
Картотека стихов о родном крае;