Доклад «Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования в системе ТиПО по обновленной программе»


«Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования в системе ТиПО по обновленной программе»
Преподаватель КПК Кострова Л.Ю.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас в стенах нашего колледжа.
Мое выступление содержит информацию, полученную на курсах, тема которых «Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования в системе ТиПО по обновленной программе»
Хочу начать свое выступление со слов автора программы «Самопознание» С.А. Назарбаевой «Наша задача — переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами… Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить». 
В современном обществе существует множество разнообразных источников негативного характера, влияющие на характер и чувства молодежи. Зачастую подрастающее поколение обвиняют в агрессивности, безверии, поэтому программа духовно-нравственного воспитания актуальна. Именно поэтому программа духовно-нравственного образования обновляется в соответствии с требованиями времени. Уроки, которые вы увидите сегодня, организованы и проведены в соответствии с «Типовой учебной программой Самопознание для всех специальностей технического и профессионального образования» 2014г и «Государственного общеобязательного стандарта среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» базовое содержание которых включает в себя три основных раздела:
Духовное наследие человечества
Общечеловеческие ценности
Мир открывается познавшему себя...
Разделы предусматривают развитие пяти общечеловеческих ценностей –
Истина, Праведное поведение, Любовь, Внутренний покой, Ненасилие. Работа над развитием общечеловеческих ценностей ведется в процессе развития определенных качеств характера человека:
Истина - поиск истины в самих себе; отличать вечное от временного; реальное от нереального; самоанализ; поиск знания; уважение ко всем культурам; вера в себя; здравый смысл; справедливость; вера; честность; различение; уважительность; единство мысли, слова и дела; мудрость; целостность.
Внутренний покой - праведная жизнь, добрые мысли; ограничение желаний; преданность делу; самообладание; уважение к себе; скромность; уверенность в себе; позитивное мышление; гармония; удовлетворенность; управление чувствами; беспристрастность; спокойствие; счастье.
Любовь - симпатия к людям и чуткость; щедрость; самоотверженное служение; гуманность; терпимость; умение прощать; забота; привязанность; милосердие; преданность; жертвенность; дружба; бескорыстие; доверие; служение семье, обществу, миру.
Праведное поведение - умение работать ответственно и дисциплинированно, с любовью и искренностью; правильно использовать свое время; установление ограничений для желаний (еда, деньги, энергия…); бескорыстное служение обществу; социальная и гражданская ответственность; развитие в себе качеств истинного лидера; справедливость; сострадание; совесть; самостоятельность; сила духа, мужество; благодарность; скромность; послушание; сотрудничество; аккуратность; профессиональное мастерство.
Ненасилие - уважение ко всем религиям и культурам; стремление не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом; социальная справедливость; уважение прав человека; стремление быть хорошим гражданином; любовь к природе; тактичное поведение; терпимость к себе и другим; мудрое использование ресурсов.
Уроки имеют определенную методику планирования, думаю, что многие из вас знакомы с ней, однако, хотелось бы обратить внимание на формулировку цели и задач урока – цель отражает тему и ценность, а задачи включают в себя развитие определенных качеств.
Методические особенности преподавания предмета «Самопознание»
1.Позитивный настрой        Концентрация на «Свет», «Дыхание» и т.д.        
 Позитивный настрой проводят в начале урока, поскольку при этом снимается определенное напряжение после других уроков и перемены. Учащиеся успокаиваются, отвлекают свои мысли от всех проблем и настраиваются на глубокое размышление.  При проведении позитивного
настроя важно, чтобы позвоночник был прямым в вертикальном положении
2. Проверка домашнего задания
Беседа по опережающему чтению, способствующая переходу к основной теме.
3. Цитата урока
Цитата должна быть неотъемлемой частью урока самопознания. Важно не перегружать урок большим количеством длинных цитат, одна цитата может использоваться на 2-3 уроках, тогда дети ее лучше запомнят. Преподаватель может написать на доске изречение, соответствующее цели занятия. Учащиеся повторяют это высказывание вслух, записывают в тетрадь, чтобы оно запомнилось, сохранилось в подсознании. Целесообразно использование коротких и запоминающихся мудрых изречений с глубоким нравственно-духовным смыслом, чтобы в конце полугодия можно было для закрепления в памяти устроить в качестве зачета опрос по пройденным цитатам.
4.Рассказывание историй «Подарок учителя»
Рассказ или притча на раскрытие сущности одной из ценностей. Необходимо соблюдать требования к последовательности и характеру вопросов: по содержанию текста, относящиеся к качествам характера человека, относящиеся к личному опыту.
5.Творческая и групповая деятельность
Существует несколько путей практического применения творческого подхода на уроках самопознания.
а) иллюстрация рассказа
б) художественное выражение позитивного настроя на урок
в) изображение ценностей с помощью рисунков
г) стихосложение и проза
д) разыгрывание сценок (имитация ситуаций, которые учащиеся представляют по очереди )
е) тестирование
ж)игры
7.Домашнее задание 
Чтение к следующей теме.
8. Хоровое пение 
Обязательное (в текстах песен выделять ключевые слова)               
9.Заключительная минута тишины
Психологи говорят, что надо поощрять сидеть в тишине несколько минут каждый день. Постоянные упражнения в этом ведут к спокойствию, улучшению памяти, умению концентрироваться, самоконтролю, уравновешенности и интуиции.
Как Вы понимаете, один урок самопознания в неделю не сможет решить поставленных задач, поэтому возникает необходимость интеграции самопознания в другие дисциплины. Именно интеграция позволяет соблюдая принципы духовно-нравственного образования вооружать «живыми знаниями». Студенты учатся размышлять, обосновывать свое мнение, прислушиваться к мнению других, задавать вопросы себе и другим, отвечать на них с помощью примеров из жизни.
Пути интеграции. Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:
1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.
2. Знакомство с открытиями современной науки.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.
ПРИМЕР 1.У Ньютона была большая собака по имени Даймонд и он её сильно любил. Однажды Ньютон закончил свой научный труд и решил прогуляться. Даймонд решил последовать за хозяином, но когда он перепрыгнул через стул, свеча упала на манускрипт и месяцы работы Ньютона были потеряны и уничтожены. Ньютон не успел спасти манускрипт. Он долго смотрел на Даймонда, но не высказал гнева. Ньютон только спокойно сказал Даймонду «Ты даже не понимаешь, что ты натворил…»
ПРИМЕР 2. Гениальный физик Майкл Фарадей, которого называли властителем молний и королем физиков, всю жизнь оставался скромным и простым человеком, читал лекции для детей и верил в великие тайны Природы. Майкл Фарадей читал в Лондонском Королевском Институте популярные Рождественские лекции о физике и химии для детей и взрослых, которые были идеальными образцами доступности научного языка, простоты и ораторского искусства. Например, лекция Майкла Фарадея «Химическая история свечи» заканчивалась так: «В заключение – а рано или поздно конец нашим беседам должен быть – я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и эффективно выполняя свой долг перед человечеством».
В процессе такой интеграции полученные знания более основательны и связаны с практическим применением. При планировании и организации уроков интегрированных с самопознанием необходимо обращать внимание на постановку воспитательных задач, в которых отражается развитие качеств характера на основе общечеловеческих ценностей. Возможно использование двух видов интеграции: внутренняя (нахождение сущностных, мировоззренческих взаимосвязей) и внешняя (применение методов и приемов самопознания). Полученное в процессе интеграции знание будет живым и практическим, оно поможет школьникам увидеть в научной картине мира, в научных исследованиях, в окружающей жизни отражение объединяющего начала общечеловеческих ценностей, сформирует у будущих специалистов целостную картину мира, и позволит передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные знания
Только тесное сотрудничество педагогов и учащихся способствуют раскрытию духовно-нравственной природы личности, определяющихся чистотой помыслов, бескорыстной любовью, готовностью на праведные дела и поступки, жить честно и правдиво. Только в тесном взаимодействии интеллектуального и духовного образования возможно решить проблему воспитания гуманного Человека.
В заключении хочется пожелать нам всем оптимизма, радости от выполняемой работы и счастья, ведь только счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка. Спасибо за внимание, приглашаю к дальнейшему сотрудничеству.