ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Адам бол!»
(«Будь, стань человеком!»)
Абай
В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев. [1]
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей.
В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие».
Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.
Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.
«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.
С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». [7]
Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом.
Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом
Базовое содержание предмета включает четыре основных раздела: познание человека самого себя; человек и общество; человек и окружающий мир; духовный опыт человечества. Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.
С учетом специфики предмета используются разные виды нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Особая роль в этом непростом процессе отводится учителю, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей.
Педагогу необходимо владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными интерактивными формами и методами обучения. Это помогает раскрыть творческий потенциал личности, ее способности и возможности. И, в конечном счете, в соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка учебных достижений учащихся.
Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»: «...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности... Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...» [2]
Проблема нравственного воспитания начала волновать меня с тех пор, как я стала работать в школе, когда почувствовала огромную ответственность за своих воспитанников.
На протяжении всей своей педагогической деятельности воспитательную работу провожу через систему уроков и систему внеклассной работы. В последние годы – и на уроках «Самопознания».
Теоретической базой моего опыта являются труды А.М. Архангельского, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ю.К.Бабанского, С.Л.Рубинштейна и др., которые выявляют сущность основных понятий нравственного воспитания, указывают принципы, содержание, формы и методы нравственного воспитания.
Новизна опыта заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности младших школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, таких как: ответственность, доброжелательность, самостоятельность, бережливость, любовь к природе, вежливость, аккуратность и другие. Включая ребёнка в различные виды деятельности, максимально развить самостоятельность во всех её проявлениях.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, учитываю их возрастные и психологические особенности: склонность к игре; невозможность долго заниматься монотонной деятельностью; недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с небольшим жизненным опытом.
У детей младшего школьного возраста наблюдаются следующие особенности в поведении:
может наблюдаться противоречие между знанием, как нужно себя вести, и практическим применением.
не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребёнка.
неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками в быту и дома, в школе и на улице.
Для преодоления этих особенностей стараюсь использовать различные приёмы по формированию прочных нравственных качеств.
Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, туристические походы вместе с родителями, посещение мест работы родителей.
Школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Эти экскурсии дают мне возможность воспитывать чувство хозяина своего края, патриота, бережного отношения к природе.
Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные жизненные наблюдения не были разрознёнными, провожу специальную работу, связанную с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей.
Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. Сидящие за одной партой, проводят взаимную проверку ответов, полученные в решении примеров, задач, правильности записанных словарных слов, выученных наизусть стихотворений и т.д.
На уроках практикую выполнение работ по группам. Очень часто я даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Знание уровня нравственной воспитанности учащихся помогает учителю правильно определить воспитательные задачи, которые отражают конкретные результаты нравственного формирования личности младшего школьника. При составлении плана воспитательной работы я учитываю: результаты диагностики нравственной воспитанности учащихся; целостность всех структурных и содержательных компонентов нравственных качеств; интегративный характер формирования нравственных качеств личности младшего школьника; взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности при организации нравственного воспитания учащихся; совместную работу учителя и родителей по нравственному воспитанию младших школьников.
Чтобы определить уровень нравственной воспитанности, я пользуюсь разнообразными методами изучения личности. Эти методы можно условно разделить на несколько групп:
методы, направленные на изучение нравственных потребностей и мотивов поведения учащихся: беседы, анкетирование, диагностические тесты;
методы, с помощью которых выявляется уровень сформированности у младших школьников нравственных знаний: беседы, анкетирование, анализ деятельности учащихся;
методы, которые связаны с изучением поведения и деятельности учащихся (нравственных умений, навыков, привычек): наблюдение, метод независимых характеристик;
методы количественной и качественной обработки полученной информации о нравственной воспитанности младших школьников: шкалирование, ранжирование и т.д.
Уровень сформированности нравственных качеств у учащихся определяю с помощью диагностического материала для начальной школы, разработанным ННПООЦ «Бобек»:
- Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева).
Цель: определить психологический климат по трем критериям – эмоциональному, моральному и деятельному;

- Учебные
достижения.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
(адаптированный к предмету Самопознание»). Цель: определить уровень учебных достижений по самопознанию;
- Эмоционально-поведенческий аспект.
Тест эмпатии для детей и подростков Брайант. Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания);
- Коммуникабельность.
Тест «Какой я в общении?». Цель: определить уровень общительности.
Результаты данного мониторинга позволяют мне отслеживать динамику изменений у учащихся и периодически корректировать свою работу по нравственному воспитанию.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.1 «Развитие эмоционально-поведенческого аспекта младших школьников»

Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у младших школьников нравственно-духовных представлений может базироваться в такой области, как интеграция учебных дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.
Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»
Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2005.-114 с.
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. – 277 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, - 69 с.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Б™бек»
Root Entry