Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК Школа России

Окружающий мир
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования (2015 г.), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы по курсу «Окружающий мир» (автор Плешаков А. А., Москва, «Просвещение», 2011 год). Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и учебному плану образовательного учреждения.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Естествознание».
Цели и задачи преподавания курса «Окружающий мир»:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях ;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира, помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно- научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей- умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире людей и природы, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно- ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно - образовательную среду. Учащиеся будут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности, которая предусмотрена в каждом разделе программы.


Место предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс- 66 ч (33 учебные недели), 2,3,4 классы - по 68 ч (34 учебные недели).



Ценностными ориентирами содержания учебного предмета являются:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур и религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. Овладение начальными навыками адаптации к динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неудачи;
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.




Содержание учебного предмета.


Наименование разделов и тем.

1



Задавайте вопросы!
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.



2
Что и кто?


Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

3
Как, откуда и куда?


Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

4
Где и когда?


Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

5
Почему и зачем?


Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

Циклограмма тематического контроля

Тема раздела
Виды работы





Что и кто?
Экскурсия «Что такое наша школа? Что у нас на школьном дворе?»


Проект «Моя малая родина»


Практическая работа. Определение образцов камней.


Практическая работа. Определение частей растений.


Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений


Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.


Практическая работа. Работа с гербарием


Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.


Практическая работа. Изучение строения шерсти животных





Как, откуда и куда?

Проект «Моя семья»


Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.


Практическая работа. Приготовление «морской» воды


Практическая работа. Изучение свойств снега и льда


Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями


Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.


Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета


Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.


Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

Где и когда?

Проект «Мой класс и моя школа»


Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.


Практическая работа. Определение на глобусе экватора

Почему и зачем?

Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.


Проект «Наши домашние питомцы»


Практическая работа. Как правильно чистить зубы.



Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Примерная программа начального общего образования по окружающему миру.
3.Рабочая программа по окружающему миру.
4. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков).
5. Учебно - методические комплекты к программе по окружающему миру.
6. Дидактический раздаточный материал.
7. Комплект таблиц по окружающему миру для начальной школы.
8. Музыкальный центр, DVD-центр.
9. Наборное полотно.
10. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
11. Коллекции полезных ископаемых, семян.
12. Муляжи овощей и фруктов.
13. Гербарий.
14. Набор географических карт для начальной школы.
15. Глобус, компасы, лупа.
Список используемой литературы.
1. Учебник: «Окружающий мир. 1 класс». Авторы: А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2015 г.;
2.Рабочие тетради по окружающему миру,1 класс.
3. Пособие для учителя «Поурочное планирование. Окружающий мир. 1 класс».
4. «Окружающий мир». Рабочие программы, 1-4 классы. Автор А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 год.
5. Атлас - определитель «От земли до неба».
6. Методические рекомендации «Окружающий мир», авт. А. Плешаков и др., Москва «Просвещение», 2012 год.
7. Тесты. Окружающий мир, авт. А. Плешаков и др., Москва, «Просвещение», 2012 г.
8. КИМы. Окружающий мир, 1 класс, сост. И. Ф. Яценко, Москва, «ВАКО», 2015 г.
15