Программа факультативного курса Занимательная математика для 2 класса


Программа факультативного курса «Занимательная математика в _______ классе __________уч.год
Курс «Занимательная математика» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся, развития их личности и раскрытия творческого потенциала посредством деятельности.
Пояснительная записка
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объем основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие в процессе продуктивной деятельности. Данный учебный курс направлен на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Курс детям дает возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работе учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счет выполнения нестандартных заданий, получить в дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
Цель: создание условий для формирования интеллектуальной активности в области математики, как залога готовности к продолжению образования в дальнейшем.
Задачи: формировать умение решать и составлять творческие задачи содействовать формированию ключевых компетентностей, стимулировать формирование позитивной самооценки самоуважения.
Формы и методы работы
Основным видом деятельности является проектная. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащимся самим следует выбрать что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составляется общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.
Порядок действий
Знакомство класса с темой
Выбор подтем (областей знаний)
Сбор информации
Выбор проектов
Работа над проектом
Презентация проектов
Основные виды учебной деятельности
Моделирование ситуации требующих упорядочения предметов и математических объектов.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов в окружающем
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины, выполнять построения и вычисления, анализ зависимости .
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задач, выполнения задания на измерения, вычисления построения.
Сравнение разных способов вычисления, решение задачи: выбор удобного способа.
Накопление способа решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий, решение текстовой задачи, построение геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
Сбор, обобщение и предоставление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Содержание курса
В мире чисел
Римская нумерация. Использование букв латинского алфавита в математике.
Восстановление чисел.
Задачи на восстановление цифр и чисел в примерах на устное сложение м вычитание, умножение и деление. Головоломки с цифрами. Числовые ребусы. Магические квадраты. Загадки с использованием чисел.
Приемы счета
Расшифровка слов с использованием математической выраженности. Счет удобным способом. Цепочки примеров. Числовые лабиринты.
Выражения с использованием чисел и букв
Сравнение выражений без предварительных подсчетов. Составление выражений по задаче (решение в общем виде).
Логические задачи
Логические цепочки. Классификация. Сравнение и обобщение. Родовое и видовое отличие. Сюжет логической задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Задачи с геометрическим содержанием.
Точка. Прямая и кривая линии. Периметр и площадь составленных фигур. Виды углов. Радиус и диаметр окружности. Площадь фигур содержащих пустоты. Прямоугольный параллелепипед. Сеть линий. Путь. Пересечение линий.
Комбинаторика
Комбинация предметов. Перестановки. Понятие графа. Таблицы использование графа и таблицы для решения простейших комбинаторных задач. Дерево возможностей. Алгоритмы. Виды алгоритмов. Ветвления. Вопросы – кванторы. Прямые и обратные операции.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема Содержание Дата
1 Логические цепочки Знакомство с принципом построения логических цепочек. Завершение логических цепочек и построение собственных. Старт проекта. Карточки с логическими цепочками. 2 Классификация предметов Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий из классификации. Составление собственных заданий на классификацию. 3 Занимательная геометрия. Точка. Прямая и кривая линии. Знакомство с понятием «точка», «прямая», «кривая», линии. Создание геометрических рисунков с их использованием. 4 Магические квадраты Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. 5 Задачи в стихах Решение задач сформулированных в стихотворной форме (мультимедийные презентации). Рисунки зданий «Юный архитектор» 6 Ребусы с предлогами Обучение разгадыванию ребусов с предлогами. Содержание числа. Карточки – ребусы с предлогами. 7 Ребусы с числами Разгадывание ребусов содержащих числа. Карточки – ребусы с числами. 8 Кто лишний Выполнение заданий на сравнение и обобщений. Нахождение лишнего числа и фигур. 9 Задание творческого характера Творческий турнир. Зарисовка зданий. 10 Шифровальщики Расшифровывание слов с использованием математических выражений. 11 Зоркий глаз Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. 12 Задачи сказочных героев Решение и составление задач с участием сказочных героев. Создание стороны для «сказочных задачников» (коллективный проект) 13 Примеры с окошечками Решение и составление примеров с окошечками. 14 Какое число я задумал Решение и составление математических загадок о задуманном числе (задания для блиц – турнира) 15 Родовое и видовое отличие Решение и составление заданий на родовое и видовое отличие. 16 Задачи комбинаторного типа Решение задач комбинаторного типа при помощи графов и отрезков. 17 Задачи - шутки Решение и составление задач – шуток (подбор заданий для турниров «смекалистых») 18 Счет удобным способом Решение и составление примеров на сложение нескольких слагаемых удобным способом. 19 Нестандартные задачи Решение и составление нестандартных задач с использованием схем, чертежей и рисунков. 20 Занимательная геометрия. Сети линий. Путь. Решение и составление задач на сети линий, путь. 21 Буквы латинского алфавита. Римская нумерация. Знакомство с буквами латинского алфавита и римской нумерации. Решение и составление примеров с использованием римской нумерации. 22 Приемы обратной операции Знакомство с понятием операция в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. 23 Числовые лабиринты Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. 24 Прямоугольный параллелепипед Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Построение развертки и склеивание. Коллективный проект «Город будущего» 25 Алгоритм. Ветвления. Вопросы – кванторы. Знакомство с объемными фигурами «алгоритм», «вопрос», «ветвление», «квантор». Виды алгоритмов (линейный, разветвляющий, циклический). Чтение и составление алгоритмов. Составление иллюстрированных алгоритмов. 26 Площадь составленной фигуры Решение и составление задач на нахождение площади фигур, составленных из нескольких частей. Проектирование дома и участка для сказочного героя. 27 Цепочки примеров Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Решение и составление цепочек примеров. 28 Занимательная математика. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника. Знакомство с видами углом, понятием «сторона», «сторона», «вершина», многоугольника. Изготовление рисунка из геометрических фигур. Вернисаж 29 Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. 30 Окружность. Радиус. Диаметр. Составить узор из окружностей. Изготовление картинки «Вернисаж» 31 Площадь сложных фигур Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур содержащий вырезанный внутри участок. 32 Задания на развитие восприятия Решение и составление задач на развитие восприятия (внимание и памяти) задание для турнира 33 Дерево возможностей Решение и составление заданий с использованием дерева возможностей. Страницы задачника «Волшебное дерево» 34 Интеллектуальный аукцион Защита и выбор самых удачных заданий изготовленные учащимися. Список литературы.
1. Е.М. Минский «От игры к знаниям»
2. Н. Лэнгдон, Ч. Снэйп «С математикой в путь» Изд-во «Педагогика», Москва, 1997 г
3. «Занимательная математика» 1-5 кл. В. Арутюнян, Г. Левитас. Москва «Аст -
Пресс», 2002 г.
4., П.М. Эрдниев «Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 3-4
классах».
5. П.В. Панскова «Проверь себяї» Интеллектуальные игры для уч-ся нач. кл.
инновационных школ» Изд-во «Клио», Чебоксары, 1997 г.
6. В.Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников» Москва,
Просвещение, 1990 г.
7. Н. Виленкин «Математика» Москва, 1998 г.
8. А.А. Бартошников «Учись играя».
9. И.С. Якиманская «Индивидуальные особенности».
10. Г.А. Альтуллер, В.Г. Афанасьева, Ю.А. Конаржевский, В.П. Симонова «Изучение
целостных систем».
1 1. Ж.Пиаже «Психология интеллекта››.
12. Луи де Броиль «Радость открытия и преодоления».
Учитель: _____________________