Разработка рабочей программы по литературному чтению 2 класс УМК Перспектива

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ
_____/Тарабукина М.П. поУВР МБОУ « Костенеевская средняя « Костенеевская средняя
Протокол №___от школа» ЕМР РТ школа» ЕМР РТ
«__»_______ 2015г ________/ Вегера В.Н. _________/Акаев П. Н.
« __ » ______2015г Приказ № ___ от
« ___ » _______2015год




Рабочая программа
по литературному чтению для 2 класса
Дейковой Ольги Николаевны, учителя начальных классов






Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«__»_____2015г.

2015-2016 уч. год


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы по литературному чтению начального общего образования и учебного плана МБОУ «Костенеевская средняя школа» ЕМР РТ.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс «Перспектива» .
Учебник: Климанова Л. Р., Горецкий В. Т.,Виноградская Л.АВ. Литературное чтение:2 класс. - М.: Просвещение, 2012г.

Цели и задачи обучения литературному чтению:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимании роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников: Углублять читательский опыт детей. Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения: - развитие навыка осознанного и правильного чтения, - выработка плавного чтения целыми словами, - проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин, - проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца, - развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи: -чтение вслух и чтение про себя, - развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, - произносить скороговорки и чистоговорки, - обучение орфоэпическому чтению, - обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности: 1.Обогащение опыта эстетического восприятия: - формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, - развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире, - формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи. 2. Развитие умения выразить свои впечатления: проводить игры со словами, коллективно сочинять различные истории, - составлять рассказы на свободные темы. 3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: рисование красками, словесными описаниями, - рассказ по собственному рисунку, придумывание своей концовки. 4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы: приобщать к миру поэзии, - развивать поэтический вкус. 5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: Знать: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка













Планируемые результаты по итогам обучения во  2 классе
Личностные результаты
В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   2   класса  у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать  на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
умение свято хранить   традиции своей семьи; своей родины;
умение видеть и наслаждаться  красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление  к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать  по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.


Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
умения работать   в соответствии с заявленным планом;
умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты   Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
Сравнивать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:
читать текст про себя  и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:
характеризовать представленную на выставке книгу;
умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:
Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
Характеризовать героя произведения;
Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
Отличать произведения живописи и произведения литературы;
Отличать  прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:
Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения  писать отзыв на книгу.





Тематическое планирование учебного материала.
Распределение часов по разделам.

Тема
Количество часов
Виды контроля

1
Аудирование
10 часов


2.
Чтение
65


3
Культура речевого общения
25


4

Культура письменной речи
2
Промежуточная аттестация ( тест)


Итого
102


Содержание тем учебного курса.
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
Развивать умение слушать (аудирование);
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.

Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими. Книги из далёкого прошлого и современные книги. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси, текстами); ». Справочная и энциклопедическая литература. Мои любимые художники-иллюстраторы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Осенние загадки. Народные приметы.
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.

Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.

Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Рассказы о любимых книгах.

Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений , сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Работа с репродукциями картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». И.Левитан «Ранняя весна» А.Куинджи «Осень». Создание текста по аналогии. Наш театр. Н.Сладков «Осень». С.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце». . И.Крылов. Басня «Лебедь, щука и рак». С.Михалков «Не стоит благодарности».
Круг чтения
Русские и зарубежные народные , авторские сказки
Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Русские народные сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заячья избушка». Битый небитого везёт. Русская народная сказка «Зимовье» Корякская сказка «Хитрая лиса» «У страха глаза велики» Белорусская сказка «Пых». Хантыйская сказка «Идэ» Русская сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Нанайская сказка. Айога. Ненецкая сказка. Кукушка. Русская народная сказка. Лиса и журавль.Классики русской литературы. Основные понятия раздела: литературная сказка. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Лис и Братец Кролик». Сравнение литературных сказок. Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». Особенности литературной сказки. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки К.Чуковского. «Я начинаю любить Бибигона» Л.Н.Толстой «Два брата». В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» Н.Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
Народное творчество (фольклор)
Произведения устного народного творчества .. Пословицы и поговорки. Осенние загадки. Загадки зимы. Народные приметы.
Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, традиции, перевод.
Р/Р Б.Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи.

Справочная литература для детей.

Классики русской литературы
Ф.Тютчев «Зима недаром злиться», И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна. Сравнение произведений. А.Фет «Уж верба вся пушистая». А.Майков. Христос воскрес!. А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». А.Майков «Кроет уж лист золотой» С.Есенин «Закружилась листва золотая». А.Плещеев «Осень наступила». М.Горький о книгах. Н. Кончаловская «В монастырской келье. Басня. Мораль басни. И.А.Крылов. Стрекоза и муравей. Н Рубцов «Про зайца». В.В.Маяковский «Что такое хорошо».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Проза: Олицетворение, воображение. Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения. Н.Носов. На горке. Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья. А.Гайдар. Чук и Гек. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».
С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» М.Пришвин «Ребята и утята» Е.Чарушин «Страшный рассказ» Н.Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?». Г.Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? В.Осеева «Просто старушка» А. Гайдар «Совесть» В.Осеева «Три товарища»Н.Н..Носов «Затейники». «Фантазёры».
Поэзия: Т.Белозёров «Подснежники». Ю. Энтин « Слово про слово». Г. Ладонщиков «Лучший друг.» Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница». Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина» К.И.Чуковский «Путаница. Небывальщина» М.Пляцковский. Настоящий друг. В.Орлов. Я и мы. С.Михалков. Как друзья познаются. Роберт Рождественский «На земле хороших людей немало». Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили» А.Барто. Перед сном. Р.Сеф. Если ты ужасно гордый Если был бы девчонкой Э.Успенский «Разгром» Б.Заходер «Никто» .
Саша Чёрный «Жеребёнок» С.Михалков «Мой щенок». Н Рубцов «Про зайца». С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Л.Яхнин. Пятое время года. Силачи. Э.Шим «Не смей!» Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса» Р И.Пивоварова Сочинение «Как я помогал маме» В.В.Маяковский «Что такое хорошо». С.Михалков «Не стоит благодарности».

Освоение учебного предмета « Литературное чтение» за курс 2 класса в 2014-2015 уч. году завершается промежуточной аттестацией проводимой в форме « Тестирования»








Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.




Тема урока
Количество часов
Тип урока
Планируемые результаты освоения материалы
Вид контроля
Дом работа
Дата





Предметные
Метапредметные
(К – коммуникативные,
Р – регулятивные,
П – познавательные)
Личностные


План
Факт

1
Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Любите книгу. Рассказы о любимых книгах. Ю.Энтин «Слово про слово».В.Боков «Книга-учитель»
Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

Изучение нового матери
ала
Использовать в активном
словаре новые термины
и понятия.
-Выразительно читать
произведение.
-Выбирать и
иллюстрировать
отрывок из произведения.
-Работать с
художественным
текстом.
-Составлять
рассказ о прочитанном произведении.
Познавательные :
определять значение
и смысл новых слов и понятий;
осмысливать прочитанный текст,
определять тему, главную мысль
и обосновывать своё мнение;
определять значимость книги,
её иллюстраций и обосновывать
своё мнение;
составлять пословицу о книг
е и объяснять её смысл;
использовать приобретённые
умения в презентации прочитанного
произведения.
Регулятивные :
выполнять учебное задание
, используя алгоритм;
выполнять задание по плану;
осуществлять самопроверку
и взаимопроверку при выполнении
учебного задания;
адекватно оценивать результат
выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию;
взаимодействовать с партнёром
в рамках учебного диалога;
согласовывать позиции
с партнёром
И выражать собственное мнение;
адекватно использовать речевые
средства для представления
результата работы.

Проявлять:
интерес к изучению темы;
ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения; . осознанное желание к созданию текста и шифра для письма в рисунках.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
фронтальный
Выучить стих по выбору
02.09


2
Г.Ладонщиков «Лучший друг».
Пословицы о книге. М.Горький о книгах.
Чтение про с ебя текстов разных жанров.

комбинированный
Узнать о древних способах передачи информации, для чего людям нужна речь. Уметь записать слово с помощью рисунков.



Работать с
художественным
текстом.
-Составлять
рассказ о прочитанном произведении.


фронтальный
Выразительное чтение.
05.09


3
Книги из далёкого прошлого и современные книги. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.
Текст.

Изучение нового матери
ала, логические игры со словами посредники


Проявлять:
интерес к изучению темы;
ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения; . осознанное желание к созданию текста и шифра для письма в рисунках.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
фронтальный
Читать
Выразительно(выучить по желанию
06.09


4
Н. Кончаловская «В монастырской келье».
Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература.
Заголовок в тексте.

Изучение нового матери
ала
Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.
Работать с художественным текстом.
Составлять рассказ о прочитанном в произведении
Познавательные :
определять значение
и смысл новых слов и понятий;
осмысливать прочитанный текст,
определять тему, главную мысль
и обосновывать своё мнение;
определять значимость книги,
её иллюстраций и обосновывать
своё мнение;
составлять пословицу о книг
е и объяснять её смысл;
использовать приобретённые
умения в презентации прочитанного
произведения.
Регулятивные :
выполнять учебное задание
, используя алгоритм;
выполнять задание по плану;
осуществлять самопроверку
и взаимопроверку при выполнении
учебного задания;
адекватно оценивать результат
выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию;
взаимодействовать с партнёром
в рамках учебного диалога;
согласовывать позиции
с партнёром
И выражать собственное мнение;
адекватно использовать речевые
средства для представления
результата работы.

Проявлять:
интерес к изучению темы;
ценностное отношение к русскому языку
как выразительному средству общения; . осознанное желание к созданию текста и шифра для письма в рисунках.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
фронтальный
Выразительное чтение. (выучить по желанию).
10.
.09


5
Мои любимые художники-иллюстраторы.


комбинированный
Уметь выбирать слова-приветствия в зависимости от адресата. Знать схему составления письма.


фронтальный
Выразительное чтение.
стр
20-21.
12.09


6
Ю.Мориц «Трудо-любивая старушка». Главная мысль стихотворения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

Изучение нового матери
ала
Находить главную мысль стихотворения, выразительно читать.


фронтальный
стр22-23 чит и объясн
13.09





Краски осени 10ч



7
/1
Основные понятия раздела: сравнение, сборник. А.С.Пушкин «Унылая пора...»
А.Аксаков
«Осень».
Чтение наизусть.

Изучение нового матери
ала
Читать выразительно текст.
-работать с художественным
текстом, используя алгоритм.
-формулировать значение слов «сравнение», «эпитет»,
«олицетворение».
-Составлять рассказописание
-об осенней природе,
используя образные
выражения.
-Иллюстрировать произведение,
отрывок из текста.
-Инсценировать произведение.

Познавательные умения:
определять тему, главную
мысль
текста и обосновывать своё мнение;
сравнивать произведения
литературы
и живописи, обосновывать
своё мнение;
определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
и обосновывать своё мнение;
определять смысл
народных примет
и пословиц и обосновывать
своё мнение;
использовать разные источники
информации для выполнения
учебного
задания;
анализировать ситуацию и определять
порядок действий при подготовке
к школьному празднику;
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять учебное задание
в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку
и самооценку при выполнении
учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать собственное
мнение и позицию;
строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать
с партнёром в рамках учебного
диалога.

Проявлять:
интерес к самостоятельному
общению с книгой;
эмоционально ценностное
отношение к красоте осенней
природы;
интерес и творческое
отношение
к созданию и оформлению
полезного совета.
Осознавать важность образных выражений
посредством которых передаются чувства, эмоции, представления
автора.
фронтальный
стр 25 учить стих
16.09


8
/2
Работа с репродукция-ми картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». Чтение наизусть.

Изучение нового матери
ала
Сравнивать произведения живописи и литературы.

Проявлять:
интерес к самостоятельному
общению с книгой;
эмоционально ценностное
отношение к красоте осенней
природы;
интерес и творческое
отношение
к созданию и оформлению
полезного совета.
Осознавать важность образных выражений
посредством которых передаются чувства, эмоции, представления
автора.
фронтальный
Устно
Составить рассказ по картине
19.09


9
/3
А.Майков «Кроет уж лист золотой»
С.Есенин «Закружилась листва золотая»
Выразительное чтение стихотворений.

Изучение нового матери
ала
Читать выразительно текст.
-работать с художественным
текстом, используя алгоритм.
-формулировать значение слов «сравнение», «эпитет»,
«олицетворение».



фронтальный
Учить по выбору
20.09


10
/4
Ф.Васильев. Болото в лесу. Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

Изучение нового матери
ала
Различать и использовать в речи средства художественной выразительности - уметь находить в стих слова, указывающие на отнош, настроен автора.
Познавательные умения:
определять тему, главную
мысль
текста и обосновывать своё мнение;
сравнивать произведения
литературы
и живописи, обосновывать
своё мнение;
определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
и обосновывать своё мнение;
определять смысл
народных примет
и пословиц и обосновывать
своё мнение;
использовать разные источники
информации для выполнения
учебного
задания;
анализировать ситуацию и определять
порядок действий при подготовке
к школьному празднику;
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять учебное задание
в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку
и самооценку при выполнении
учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать собственное
мнение и позицию;
строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству
в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать
с партнёром в рамках учебного
диалога.

Проявлять:
интерес к самостоятельному
общению с книгой;
эмоционально ценностное
отношение к красоте осенней
природы;
интерес и творческое
отношение
к созданию и оформлению
полезного совета.
Осознавать важность образных выражений
посредством которых передаются чувства, эмоции, представления
автора.
фронтальный
Читать и пересказывать
23.09


11
/5
А.Плещеев «Осень наступила». И.Токмакова. «Опустел скворечник». Чтение наизусть.Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения.

Изучение нового матери
ала
Сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению; уметь находить в стихотворении слова, оказывающие на отношение автора, его настроение.


фронтальный
Учить стихотворение
26.09








Проявлять:
интерес к самостоятельному
общению с книгой;
эмоционально ценностное
отношение к красоте осенней
природы;
интерес и творческое
отношение
к созданию и оформлению
полезного совета.
Осознавать важность образных выражений
посредством которых передаются чувства, эмоции, представления
автора.





12
/6
Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Пословицы и поговорки. Осенние загадки. Народные приметы.

Изучение нового матери
ала
Обсуждать смысл поговорок, народных примет об осени.


фронтальный
Придумать загадку об осени
27.09


13
/7


Л.Яхнин «Осень в лесу», Н.Сладков «Сентябрь».
Выразительное чтение.




Изучение нового матери
Находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание.


Фронтальный
Стр36 чит выразительно
30.09


14
/8
Цвета осени. С.Маршак «Октябрь». С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.




ала
Изучение нового матери
ала
Правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте; читать текст по ролям.


Фронтальный
стр.37-39 читать, с.39 задания 2,3.
03.10


15
/9
Наш театр. Н.Сладков «Осень». Вн/чт. Освоение различных ролей в тексте, для инсценирования. Выразительные средства( мимика, жесты, интонация0

Изучение нового матери
ала
Правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте; - коллективно обсуждать прочитанное; - читать текст по ролям.
Познавательные умения:
определять тему, главную
мысль
текста и обосновывать своё мнение;
сравнивать произведения
литературы
и живописи, обосновывать
своё мнение;
определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание
в соответствии с целью;
Коммуникативные умения:
формулировать собственное
мнение и позицию;
строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного диалога;

Проявлять:
интерес к самостоятельному
общению с книгой;
эмоционально ценностное
отношение к красоте осенней
природы;
Фронтальный
Стр 40-41.Читать по ролям.
04.10


16
/
10
Проверочная по разделу.

Изучение нового матери
ала
Самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической
работы учебника.

Прививать умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Срез знаний
С.43-44 отвечать на вопросы.
07.10







Раздел «Мир народной сказки»
(12 часов)





17
/1
Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в тексте.

Изучение нового матери
ала
Читать выразительно текст.
Работать с художественным текстом, используя алгоритм.
Формулировать значение слов «сказка»,
«персонаж», «вымысел»
Составлять
рассказ-описание об осенней природе, используя образные выражения.
Иллюстрировать произведение, отрывок из текста.
Инсценировать произведение.
Составлять текст полезного совета.
Познавательные умения:
определять тему и главную
мысль сказки и обосновывать
своё мнение;
определять виды народных
сказок и обосновывать своё мнение;
определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять:
интерес к народной сказке и её героям;
позитивное отношение к чтению на родных сказок;
желание создать (написать) сказку.
фронтальный
стр46-47 знать определение сказки
10.10


18/2
Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Выразительное чтение текстов.

Изучение нового матери
ала



Проявлять:
интерес к народной сказке и её героям;
позитивное отношение к чтению на родных сказок;
желание создать (написать) сказку.
фронтальный
стр46-47 знать определение сказки
11.10


19
/3
Русские народные сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заячья избушка». Пересказ текстов.

Изучение нового матери
ала
Уметь:
-рассказывать сказки по серии иллюстраций, на основе картинного плана. Восстанавливать события сказки.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
фронтальный
Стр.50-55,читать, пересказывать.
14.10



20
/4
Битый небитого везёт. Русская народная сказка «Зимовьё» Чтение по ролям.

Изучение нового матери
ала
Уметь: давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;
Познавательные умения:
определять тему и главную
мысль сказки и обосновывать
своё мнение;
определять виды народных
сказок и обосновывать своё мнение;
определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личного смысла учения.
фронтальный
пересказ народной сказки о животных
17.10




21
/5
Корякская сказка «Хитрая лиса» Подробный пересказ, Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части.

Изучение нового матери
ала
Уметь: - выделять главную мысль в тексте; характеризовать героев на основе текста и иллюстраций.


фронтальный
стр.56-59 чит. и пересказ.,задан.6 на стр59
18.10


22/6
«У страха глаза велики» Пересказ фрагментов текста.

Изучение нового матери
ала
Уметь: составлять план текста и подробно пересказывать по плану; - сравнивать и обобщать.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
фронтальный
С.64-67 чит. пересказ.
21.10


23
/7
Белорусская сказка «Пых». Вн. Чт.

Изучение нового матери
ала
Уметь: выделять главную мысль в тексте; составлять план, пересказывать по плану;
Познавательные умения:
определять тему и главную
мысль сказки и обосновывать
своё мнение;
определять виды народных
сказок и обосновывать своё мнение;
определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
Регулятивные умения:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять:
интерес к народной сказке и её героям;
позитивное отношение к чтению на родных сказок;
желание создать (написать) сказку
фронтальный
Читать с.68-69,сост. План .пересказ
24.10


24
/8
Хантыйская сказка «Идэ». Работа с текстом. Составление плана текста.

Изучение нового матери
ала
Уметь: сравнивать, анализировать, обобщать; работать в группе.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личного смысла учения.
фронтальный
С.71-73чит.перес
25.10


25
/9
Русская сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Определение темы каждой части: деление текста на части.

Изучение нового матери
ала
Уметь: выделять главную мысль в тексте; характеризовать героев на основе текста.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
фронтальный
С.68-69.
Выразительно чит по ролям.
28.10


26
/
10
Нанайская сказка. Айога. Выделение опорных слов части текста.

Изучение нового матери
ала
Уметь: выделять главную мысль в тексте; составлять план, пересказывать по плану; находить книги по различным основаниям; самостоятельно находить ответы на вопросы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
фронтальный
С.79-81 читать выразительно
31.10


27
/
11
Ненецкая сказка. Кукушка. Озаглавливание частей текста( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

комбинированный
Уметь: выделять главную мысль в тексте; составлять план текста и подробно пересказ по плану.

Проявлять:
интерес к народной сказке и её героям;
позитивное отношение к чтению на родных сказок;
желание создать (написать) сказку
фронтальный
С.82-83 чит и подроб пересказывать
1.11


28
/
12
Русская народная сказка. Лиса и журавль. Цель и назначение заглавия произведения.

Изучение нового матери
ала
Уметь: - работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Самост работа
С.84-85 чит по ролям, с.86-89 отвеч на в-сы
02.11





Весёлый хоровод ( 8 часов)



29
/1
Вводный урок. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, традиции, перевод.

Изучение нового матери
ала
Читать осознанно, выразительно,
без ошибок.
-Ориентироваться в разных
жанрах устного народного
творчества.
- Проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества.
-Составлять тексты закличек,
приговорок, небылиц (по аналогии), используя знание особенностей этих произведений устного народного творчества.
-Работать с толковым словарём.

Познавательные умения:
определять отличительные
признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;
сравнивать произведения фольклора разных жанров;
отвечать на поставленные вопросы;
создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;
использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять учебное задание
по плану;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать собственное
мнение и позицию;
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
использовать речевые средства для представления результата
деятельности.

Проявлять:
интерес к изучению темы;
позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;
интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.
фронтальный
С.90-91 чит , знать что такое традиции
11.11


30
/2
Р/Р Б.Кустодиев. Масленица. Устное сочинение в форме рассказа по картине.

Изучение нового матери
ала


Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
фронтальный
Составить рассказ по картине Кустодиева.
14.11


31
/3
Малые жанры фольклора.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Слушание.

комбинированный
Уметь: - осмысленно воспринимать произведения живописи; - участвовать в коллективном обсуждении.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
фронтальный
С.94-96 чит. выучить понрав заклич.
15.11


32
/4
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи.
Э.Успенский «Память».
Ю.Мориц «Хохотальная путаница». Выразительное чтение.

Изучение нового матери
ала
Уметь: - слушать и слышать читаемый текст; - находить общее и отличия;

Проявлять:
интерес к изучению темы;
позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;
интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.
фронтальный
С.98-99 выразит. чит.
18.11


33
/5
Аудирование. Жанры произведений.
Справочная литература для детей.

Изучение нового матери
ала
Уметь: слушать и слышать читаемый текст; - находить общее и отличия; классифицировать книги по разным основаниям. Умение работать в парах, находить книгу в библиотеке по заданной тематике.
Познавательные умения:
определять отличительные
признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;
сравнивать произведения фольклора разных жанров;
отвечать на поставленные вопросы;
создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;
использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
выполнять учебное задание
по плану;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать собственное
мнение и позицию;
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
использовать речевые средства для представления результата
деятельности.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
фронтальный
Найти в энцик матер. о народ. промыслах
21.11


34
/6
Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина». Слушание поэтических произведений : эмоциональное состояние слушателя.

Изучение нового матери
ала
Уметь работать в парах, осмысленно и выразительно читать сравнивать авторские и народные тексты.. Составлять тексты закличек, приговорок, небылиц (по аналогии), используя знание особенностей этих произведений устного народного творчества. Работать с толковым словарем.


Проявлять:
интерес к изучению темы;
позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;
интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества
фронтальный
С.102-103 чит.выразит. задан№3 на с.103
22.11


35
/7
К.И.Чуковский «Путаница. Небывальщина» Выразительное чтение. Главная мысль текста.

комбинированный
Уметь работать в парах, осмысленно и выразительно читать сравнивать авторские и народные тексты..

Проявлять:
интерес к изучению темы;
позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;
интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества
фронтальный
С.104-107 чит. выраз.
25.11


36
/8
Обобщение по разделу. Праздник «Весёлый хоровод».

комбинированный
Читать осознанно, выразительно, без ошибок.
ориентироваться в разных жанрах устного народного творчества.
Проводить наблюдения
и выделять особенности разных жанров устного народного творчества.


Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
фронтальный
С.108-113 чит.и отвечать на вопросы
28.11






Мы – друзья(7ч)



37/1
Вводный урок. Определение темы самостоятельно.
Пословицы о дружбе. Стихотворения о дружбе. М.Пляцковский. Настоящий друг. В.Орлов. Я и мы.

Изучение нового матери
ала
Читать текст осознанно,
выразительно и без
ошибок.
-Читать произведение
по ролям.
- Пересказывать рассказ,
используя план.
- Составлять текст рассказа
по иллюстрациям.
- Работать с содержанием
рассказа и басни.
- Формулировать правиладружеских отношений.
Познавательные умения:
определять отличительные
признаки жанра басни и
обосновывать своё мнение;
определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;