Рабочая программа по русскому языку УМК Перспектива 4 класс

Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку
4 класс
 
     Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Л.Я.Желтовской (под общей редакцией И.А.Петровой ).
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Русский язык» (2 части), рабочие тетради(2 части), методические рекомендации автора учебника .
По базисному плану на программу отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
В программу включен этнокультурный компонент, представленный произведениями устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки) татарского народа.
Цель ЭКК: познакомить  учащихся с лучшими произведениями устного народного творчества Республики Татарстан. Главные средства знакомства – запись пословиц и поговорок с целью закрепления правил грамматики и орфографии, на уроках чистописания. Занятия должны быть построены на интересе учащихся к своему родному краю, стремлении познакомиться с ним.
Это позволит решить следующие задачи:
- Воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей.
- Формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя ценностей и традиций края.
- Помочь учащимся выйти в мир татарского народного творчества, расширить географические познания о своей республике, особенности употребления различных частей речи в сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях произведений татарских писателей.
- Приобщить учащихся к духовным ценностям татарского народа. Использовать полученные знания о Республике Татарстан в творческих работах. Пробудить уважение к малой родине.

Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. даются исторические справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах.
В последнее десятилетие в начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение детьми совокупностью речевых умении, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. Коммуникативная ориентация курса разрабатывается на основе требований Госстандарта и положений Концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор доктор педагогических наук А. Ю. Купалова).
Актуальными также становятся следующие принципы организации содержания курса:
семиотический помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
системно-функциональный способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
этико-эстетический направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использования языковых средств. В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса, который выстраивается как элементарный систематический курс (в соответствия с рекомендациями Концепции содержания непрерывного образования см. в журн.: Начальная школа. 2000 №4, С. 12). Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, овладевают навыками порождения текста. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и средств его реализации. Опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Памятуя о постулате, что языку научить нельзя, ему можно только научиться, автор уделяет серьезное внимание формированию мотива изучения языка в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Перечислим некоторые из них.
Для создания мотивов высказываний задаются речевые ситуации типа:
обсуждение образцов детского словотворчества и понимания детьми выражений русского языка;
оценка правильности (неправильности) высказываний героев упражнений, объяснение им причин непонимания, ошибок и прочее;
рассказы, описания, адресованные вымышленным героям (Дед Мороз: «Детки дорогие! Да я не знаю, что такое лето»);
обмен мнениями по поводу смысла пословиц, формул речевого этикета;
объяснения, почему собеседники не поняли друг друга, почему один из них обиделся и т. п.;
оценка точности рисунка к тексту, к выражению («Почему художник так изобразил...»);
речевое поведение в воображаемой ситуации («Представь себе...»);
отзывы о любимых мультфильмах, прочитанных книгах, временах года;
призыв помочь зимующим птицам;
необходимость поздравить, написать письмо, подписать конверт и др.
Специальные задания мотивационного характера даются и к учебному языковому материалу. Например, обращение к слогозвуковому анализу слова происходит в целях выяснения, почему трудно произносить скороговорку типа «У Кондрата куртка коротковата». дети помогают персонажам учебника решать языковые задачи, объяснять причины неверного решения; играя, группируют слова по разным основаниям, ищут опоры и помощи при обобщении материала в таблицах, схемах. Немаловажную роль при реализации содержания курса играют принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Так, широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать слово и его «работу» В предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности. Термин «словесность» используется в данном случае в трактовке В. И. Даля: «Словесность, словесные науки, все то, что относится; к изучению здравого суждения, правильного и изящного его выражения».
В силу языкового и речевого содержания курса в программе выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Изменяется системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики с осмысления номинативной функции - слова называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т. п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям.
Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал:
для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных;
для наблюдения над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.). Через осмысление слова, с помощью которого создается художественно-эстетический образ, ребенка можно вести к пониманию идеи произведения (текста). У маленького читателя развиваются коммуникативные мотивы обращения к тексту любого типа (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем), читательские ориентации и способы действия, соответствующие этим мотивам и целям.
Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании (продуцировании и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса. В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения // Учительская газета. 2004 №3 (27 янв.) Начальная школа: журн. 2004. №9), начинается с раздела «Речевое общение», где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию совершенствованию техники письма разборчивости, скорости). средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел «Язык как средство общения», в котором указывается, какие сведения по речи и системе язык необходимы, носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком то есть речевого развития.
В 4 классе ядром курса становится изучение предложения, текста. Сначала при изучении всех единиц языка внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), затем на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы. окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр., которые помогают конкретизировать значение слова, распространять, развертывать мысль. Путь изучения всех языковых средств от значения к форме, далее к назначению (функции) в речи наиболее эффективен для их осознанного отбора детьми при решении речевых задач.
Качество знаний учащихся по курсу «Русский язык» в третьем классе составляло 63%.
Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. На уроках дети активны, хорошо усваивают материал. С программой справляются.
Успеваемость: в классе большинство учеников – «хорошисты». Есть ученики, которые не успевают за основной массой, но для них программой предусмотрены другие задания.
Отношение к учению: не все ученики добросовестно готовятся к урокам. В основном дети занимаются на уроках с интересом, увлечённо. Многие дети отмечают в числе любимых уроков математику, русский язык, английский язык, физкультуру. Ребята на уроках активны, любят выполнять задания творческого характера. Большинство учеников успешно владеют навыком грамотного письма, соблюдают орфографический режим в тетрадях по русскому языку. Среди особо мотивированных учащихся можно отметить АфанасьеваД., Деманкина И.. Залялетдинову Р., Ляпину В.. Опекунова Д., Опекунову Д.,Назарову В..Тюрина К.,, Хузину В., Шигаева Д., Шоетова С., Яруллина А.. Заметны помощь и контроль со стороны родителей за этими детьми. По уровню знаний на уроках использую дифференцированное обучение, при этом достигаю обязательного уровня знаний. Учебно-воспитательный процесс по предмету организую, выбирая рациональные системы методов и приемов обучения. На уроках сочетаю устные и письменные виды работы, как при изучении новых тем, так и тематических работ. Каждый ученик усваивает обязательный минимум знаний по предмету.
Среди слабоуспевающих детей можно отметить и Матросова Д.(у него задержка речевого развития), Зыкова А.( его поведение приходится контролировать каждую перемену),Кронберг И., Синявина В., Купцова Д.,Никитина Р.
В классе есть новые учащиеся : Камалова Д.,Романова Е.
В 4 класс учащиеся перешли со следующими знаниями. Они знают:
  названия и основные признаки: а) основных средств языка: слово, предложение, текст; б) значимых частей слов: корень, приставка, суффикс, окончание; в) частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; г) членов предложения главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) правила написания слов (более сложной слоговой структуры): правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне, употребление разделительного твердого знака после приставок, мягкого знака после шипящих в именах существительных, не с глаголами, написание приставок и предлогов со словами, написание гласных и согласных в корне  правила употребления знаков препинания в конце предложения.
умеют:
производить фонетический анализ слов и разбор слов по составу в интересах правописания слов;
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлоги), осмысливать их роль в предложении;
устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении;
 производить элементарный синтаксический анализ предложений по цели выказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
грамотно, без пропусков, искажений букв, каллиграфически правильно списывать, писать под диктовку тексты в 60-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами, а также пунктограммы: употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятых при однородных членах предложения.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста;
названия и отличительные признаки: а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) частей речи (включая личные местоимения); в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, занятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
должны уметь:
практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (7090 слов, 7580 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление) в ситуациях повседневного и учебного общения.

Содержание программы

Общаемся устно и письменно (6 часов)
В устной речи интонация, а в письменной пунктуация (12 час)
Анализируем и строим предложения (19часов)
Развертываем, распространяем мысли (12 ч)
Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (32ч)
Части речи и их работа в предложении и тексте (21 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? зачем? при каких условиях? о чём? как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст . Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух до 100 слов, про себя до 130140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 23 микротемами):
продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость до 45 букв в минуту при списывании, до 6570 букв при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке . Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) . Части речи. Углубление понятий о частях речи имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное . Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное . Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение . Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис . Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение . Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация . Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 23 микротемами):
дословно (устно выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
близко к исходному тексту (устно пересказ, письменно изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
сжато (краткий пересказ);
с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

Программа рассчитана на:
Количество часов в год - 102.
Количество часов в неделю - 3.
Количество часов в I четверти - 27.
Количество часов во II четверти - 21.
Количество часов в III четверти - 30.
Количество часов в IV четверти -24.
Количество в течение всего учебного года
контрольных диктантов -7
сочинений – 1
изложений – 3
проектов- 4

Используемая литература и Интернет-ресурсы:


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (тематическое планирование)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://www.edu.ru/
http://www.rusedu.ru/
http://www.viki.rdf.ru/
http://pedsovet.su/load/
http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/
konkyrs-prodlenka@bk.ru,
www.farosta.ru/main
www.unikru.ru
www.mir-konkursov.ru
Rus Edu (архив учебных программ)
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://www.edu.ru/
http://pedsovet.su/load/
http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/
http://www.school-collection.edu.ru
Natalka.com
viki.rdf.ru(детские презентации)
При создании рабочей программы частично были использованы материалы программы коммуникативно-ориентированного начального курса русского языка, апробированного в школах России (Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс) : программа / авт. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14): сб. Ч. 1. М. : Просвещение, 2001), планирование было составлено с учетом Закона Республики Татарстан «О языках народов РТ» от 11 октября 2004 года, под №52 ЗРТ, действующего до 2013 г.





































№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащегося
Примерные результаты освоения материала
Вид контроля
Элементы дополнит. содержания
Домашнее задание
Дата проведения










план
факт

Общаемся устно и письменно (6 часов)

1
Вспоминаем качества русской речи
1
Комбинированный
Слово и его значение. Использование толковых словарей русского языка
Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка.
Уметь ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями; находить ударные и безударные слоги; ставить знак ударения в многосложных словах; указывать связь слов в предложении; определять члены предложения; производить звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными
Фронтальный опрос
Звукопись, громкость, ритмичность, образность
упр. 4
4.09


тематическое планирование по русскому языку

2
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Комбинированный
Произносительные нормы и правила письма
Уметь определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне; пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи
Фронтальный опрос

упр. 16
5.09


3
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Комбинированный
Произносительные нормы и правила письма
Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы
Работа в парах
Синонимы
упр. 26
7.09


4
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма
1
Комбинированный
Произносительные нормы и правила письма; работа со словообразовательным словарем
Иметь представление о словах-синонимах; о наличии в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро–ра, оло–ла, ере–ре, оло–ле.
Самостоятельная работа

упр. 39. Составить рассказ, исполь-зуя словарные слова
11.09


5
Обобщение по теме «Обобщаемся устно и письменно»
1
Обобщение знаний

Уметь правильно писать слова из словаря с двойными согласными; записывать слова в алфавитном порядке; писать текст под диктовку; работать с деформированным предложением; подчеркивать главные члены предложения; подбирать проверочные слова
Фронтальный опрос


12.09


6
Входной диктант «В лесу»
1
Контрольный
Написание под диктовку текста (75–80 слов)
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
Диктант – (35 минут)


14.09


В устной речи интонация, а в письменной пунктуация (12 час)

7
Работа над ошибками. Различаем и оформляем предложения по цели
высказывания, выражаем отношение
1
Комбинированный
Предложения по цели высказывания
Знать, что интонация – звуковое (голосовое) средство языка.
Уметь на слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений; находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении
Работа в парах

упр. 44
18.09














8
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение
1
Комбинированный
Предложения по цели высказывания
Знать, что общий тон высказывания может быть дружелюбный, радостный, восторженный, печальный, злобный, приказной и др.; частое произнесение высказывания сопровождается изменением высоты голосового тона: повышением, понижением.Уметь сравнивать предложения по интонации и по цели высказывания; выписывать предложения по группам по интонации; подчеркивать знаки препинания в конце предложения; выделять в словах приставки; соотносить предложение с его схемой
Практическая работа
Высота голосового тона. Обращение
упр. 51
19.09






в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью
(описание, повествование, рассуждение)
Уметь отвечать на вопросы; ставить в тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы «Пословица – всем помощница»






9
Уточняем смысл высказывания
1
Комбинированный
Овладение орфоэпическими нормами и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)
Знать о том, что в устной речи в предложении смысловые части отделяются друг от друга смысловой паузой, а на письме – знаком тире или запятой и союзами а, но при противопоставлении.
Уметь ставить в тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы «Пословица – всем помощница»
Работа в парах
Смысловая пауза. Тире
упр. 64
21.09


10
Выделяем этикетные слова и фразы
1
Комбинированный
Этикетные слова и фразы
Знать понятия «этикет», «речевой этикет».
Уметь выделять этикетные слова и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания; выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение); определять основную мысль текста; составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям
Фронтальный опрос

упр. 69
25.09


11
Употребляем знаки препинания
1
Комбинированный
Знаки препинания в конце предложения
Уметь писать под диктовку; объяснять пословицу «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»; работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов
Работа в парах

упр. 77
26.09


12
Обобщение по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»
1
Обобщение знаний
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения
Уметь правильно произносить слова; записывать словарные слова, вставляя пропущенные буквы; работать с текстом; находить и объяснять изученные орфограммы; писать по памяти, под диктовку
Практическая работа. Взаимо-контроль
Нахождение окончания и основы слова
С. 36,
упр. 2; с. 37,
упр. 4, 5
28.09


13
Диктант по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»
1
Контрольный
Написание под диктовку текста (75–80 слов)
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
Диктант – (35 минут)


2.10






14
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне
1
Комбинированный
Правописание безударных гласных. Запись слов с непроверяемыми гласными
Знать правило написания безударных гласных в корне.
Уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне
Практическая работа

С. 39,
упр. 4
3.10






15
Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне
1
Комбинированный
Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, слов с двойными согласными
Знать правило написания парных и непроизносимых согласных в корне.
Уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова к парным и непроизносимым согласным в корне
Работа в группах

С. 40,
упр. 6
5.10






16
Употребление мягкого и твердого знаков
1
Комбинированный
Употребление мягкого и твердого знаков
Знать, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак – в корне.
Уметь определять род имен существительных; правильно писать слова с твердым и мягким знаками; делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы
Фронтальный опрос

С. 41,
упр. 14
9.10






17
Употребление гласных в родовых окончаниях. Употребление знаков препинания
1
Контрольный
Употребление гласных в родовых окончаниях
Уметь вставлять гласные в родовые окончания имен прилагательных; находить ударные и безударные окончания; определять род имен прилагательных .Уметь расставлять знаки препинания в тексте; подчеркивать и объяснять изученные орфограммы
Фронтальный опрос

С. 42,
упр. 15
10.10






18
Мастерская слова. Свободный диктант «Деревья в осеннем лесу»
1
Контрольный
Отличие письменной речи от устной
Уметь письменно пересказывать текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора
Письменное изложение


12.10






Анализируем и строим предложения (19часов)





19
Работа над ошибками.Главные и второстепенные члены предложения
1
Комбинированный
Главные и второстепенные члены предложения
Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица – подлежащего.
Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами
Практическая работа
Синтаксис, синтаксические конструкции
упр. 84
16.10






20
Части речи и члены предложения
1
Комбинированный
Части речи и члены предложения
Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; определять части речи; озаглавливать текст
Самостоятельная работа по образцу

упр. 88
17.10






21
Формы изменения и правопи-
сания глаголов.
Неопределенная форма глаголов.
Времена глаголов.
1
Комбиниро
ван-
Глагол, значение и употребление.
Изменение по временам.
Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма. Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами Знать, что глаголы изменяются по временам.
Уметь образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени; выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л-; составлять схему предложения
Фронталь-
ный

упр. 97
19.10






22
Административная контрольная работа.
1
Контроль и проверка знаний

Проверка знаний, умений навыков.



23.10






23
Спряжение глаголов I и II спряжения
1
Комбинированный
Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола
Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; сравнивать написание безударных и ударных личных окончаний глаголов; правильно употреблять глаголы «класть» и «положить»
Практическая работа
Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I и II спряжения)
упр. 118
24.10






24
Спряжение глаголов I и II спряжения
1
Комбинированный
Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола
Уметь правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений в формах будущего времени; делить глаголы на группы по типу спряжения; выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа; объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте
Самостоятельная работа
Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I и II спряжения)
упр. 122, 124
26.10






25-26
Мягкий знак после шипящих в глаголах
2
Комбинированный
Мягкий знак после шипящих в глаголах
Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа.
Уметь определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц;
Работа в парах.

Чередование согласных в корне.
упр. 132, 137, 144
30.10-31.10












указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением
Фронтальный опрос
Повелительная форма глагола. Омофоры




27-28
Правописание безударных личных окончаний глаголов
2
Комбинированный
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы «решать», «решить»; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего
Практическая работа

упр. 149, 155, 160, 168
2.11-13.11







времени; писать под диктовку пословицы, объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения; правильно писать личные окончания глаголов; составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; составлять и записывать словосочетания, называющие действия и орудия этих действий; выделять личные окончания глаголов






29
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1
Комбинированный
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Уметь записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы; указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами; спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочные слова
Самостоятельная работа

упр. 178
14.11


30
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1
Комбинированный
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Уметь подбирать глаголы-синонимы; находить чередование согласных в корне (ч//г//ж, ч//к); изменять по лицам глаголы «жечь», «течь»; записывать предложения, употребляя в нужном лице глаголы из скобок; объяснять фразеологизмы и пословицы; выделять безударные личные окончания глаголов; подбирать проверочные слова; производить синтаксический разбор; образовывать глаголы с данными приставками
Взаимоконтроль

упр. 192
16.11


31
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение)
1
Комбинированный
Части речи. Члены предложения
Уметь изменять глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; подчеркивать главные члены предложения; указывать спряжение глагола; находить возвратные глаголы
Фронтальный опрос

упр. 198
20.11


32
Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях
1
Комбинированный
Части речи. Члены предложения. Виды предложений
Уметь определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу; выделять в тексте вежливые (этикетные) слова
Фронтальный опрос

упр. 203
21.11


33
Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения»
1
Обобщение знаний
Практическое овладение диалогической и монологической речью
Уметь списывать текст; записывать стихотворение по памяти; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения
Практическая работа

С. 93,
упр. 2, 3
23.11


34
Диктант по теме «Анализируем и строим предложения»
1
Контрольный
Написание под диктовку текста (75–80 слов)
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
Диктант – (35 минут)


27.11


35
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени
1
Комбинированный
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Уметь правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени; образовывать глаголы прошедшего времени
Работа в парах

С. 94,
упр. 2
28.11


36
Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени
1
Комбинированный
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Уметь правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени; записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правильно писать личные окончания глаголов
Взаимо-про-верка.
Практическая работа

С. 95,
упр. 5, 7
30.11


37
Мастерская слова. Составление текста «На опушке леса»
1
Контрольный
Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки
Письменное изложение
(35 минут)
Создание небольшого текста (сочинения)

4.12


Развертываем, распространяем мысли (12 ч)

38
Анализ и редактирование сочинения.Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые
1
Комбинированный
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые
Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов «и», «да», «также».
Уметь различать простые и сложные предложения; находить главные члены предложения
Фронтальный опрос

упр. 210
5.12


39
Предложения с однородными членами.
Однородные подлежащие и сказуемые
1
Комбинированный
Предложения с однородными членами.
Однородные подлежащие и сказуемые
Иметь представление о распространенных предложениях.
Уметь писать текст по памяти;
составлять предложения с однородными членами по схеме; правильно произносить слова; подбирать проверочные слова; составлять схему предложения с однородными членами
Работа в парах
Распространенные предложения
упр. 219
7.12


40
Однородные второстепенные члены предложения
1
Комбинированный
Однородные второстепенные члены предложения
Уметь писать по памяти; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения
Работа в парах

упр. 233
11.12


41
Знаки препинания при однородных членах предложения
1
Комбинированный
Знаки препинания при однородных членах предложения
Знать, что изучает раздел языка «пунктуация».
Уметь работать по памятке; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; подчеркивать главные члены предложения;
Практическая работа

упр. 237
12.12







составлять небольшой текст для диктанта; выделять личные окончания глаголов






42
Знаки препинания при однородных членах предложения
1
Комбинированный
Знаки препинания при однородных членах предложения
Уметь писать текст под диктовку; оставлять схему предложения; писать пословицы по памяти; объяснять расстановку запятых при однородных членах предложения
Фронтальный опрос

упр. 241
14.12


43
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)
1
Комбинированный
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения
Уметь определять тип предложения по цели высказывания; объяснять название текста; редактировать предложенный текст; заменять повторы в тексте синонимичными словами, местоимениями, однородными членами предложения
Фронтальный опрос
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений
упр. 258
18.12


44
Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли»
1
Комбинированный
Выполнение упражнений по развитию речи
Уметь выписывать предложения с однородными членами; составлять схему предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания
Работа в парах

С. 121,
упр. 3
19.12


45
Диктант по теме «Развертываем, распространяем мысли»
1
Контрольный
Написание под диктовку текста (75–80 слов)
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
Диктант – (35 минут)


21.12


46
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения
1
Комбинированный
Знаки препинания при однородных членах предложения
Уметь расставлять запятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; записывать предложения в логической последовательности, расставляя знаки препинания; строить схему предложения
Работа в парах

С. 124,
упр. 2
25.12


47
Мастерская слова. Изложение «Переправа»
1
Контрольный
Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста;
отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение
Письменное изложение
(35 минут)
Создание небольшого текста (сочинения)

26.12


48
Анализ и редактирование изложения.. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»
1
Обобщение знаний
Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских
радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего
Знать знаки препинания в русском языке.
Иметь представление о том, что система правил о постановке знаков препинания называется пунктуацией.
Уметь составлять статью для детской энциклопедии «Тайна русских слов»; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, какие разделы
(рубрики) могут быть в сборнике; какие статьи об истории русских слов, особенностях их употребления в современной устной и письменной речи могут быть интересны и полезны для сверстников; выбирать наиболее интересный раздел и определять, какую статью можно приготовить для сборника;
Работа в парах

Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»
28.12






школьника тематике; овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
продумывать, как строить предложения, чтобы описать интересные языковые явления, заинтересовать читателей; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)






49
Используем средства языка при общении. Проект «Словарик речевого этикета»
1
Обобщение знаний
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Уметь составлять статью для проекта «Словарик речевого этикета»; подбирать устойчивые фразы; подбирать единомышленников-составителей, избирать редакторов; определять, на какие темы (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, поздравление, пожелание) будут подобраны слова и устойчивые фразы в словарике; разобраться, как составляется словарная статья; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)
Работа в парах

Проект «Словарик речевого этикета»
15.01


Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (32ч)

50
Вспоминаем части речи
1
Комбинированный
Части речи
Знать изученные части речи.
Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно»
Работа в парах

упр. 4
16.01







Уметь указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; подбирать синонимы к словам «салазки», «взахлеб»; находить слова из словаря; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы






51
Связь слов в предложениях
1
Комбинированный
Связь слов в предложениях
Уметь устанавливать связь слов в предложении; выписывать из текста пары слов, которые сочетаются между собой в форме множественного числа; распространять предложения; указывать части речи и члены предложения; составлять предложения из данных слов
Фронтальный опрос

упр. 10
18.01


52
Изменение частей речи по числам и родам
1
Комбинированный
Изменение частей речи по числам и родам
Знать, что по числам изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Уметь изменять части речи по числам и родам; проверять безударные гласные в корне; подбирать проверочные слова; указывать род, число глаголов прошедшего времени
Работа в парах

упр. 14
22.01


53
Имеют ли личные местоимения значения рода и числа?
1
Комбинированный
Местоимение, значение и употребление
Знать личные местоимения, что значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа.
Уметь указывать род у местоимений 3-го лица; определять члены предложения; изменять местоимения по числам
Практическая работа

упр. 29
23.01


54
Имеют ли личные местоимения значения рода и числа?
1
Комбинированный
Местоимение, значение и употребление
Уметь редактировать текст; определять число и род местоимений
Работа в группах
Склонение личных местоимений
упр. 33
25.01


55
Спряжение и склонение
1
Комбинированный
Спряжение и склонение
Уметь обобщать сведения о глаголе по плану; делить глаголы на группы; составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа; объяснять изученные орфограммы
Фронтальный опрос

упр. 38
29.01


56
Спряжение и склонение
1
Комбинированный
Спряжение и склонение
Знать, что глаголы спрягаются, существительные – склоняются; что именительный падеж является начальной формой склоняемых частей речи (имен существительных, имен прилагательных, местоимений, числительных).
Уметь определять падеж имен существительных; составлять предложения с существительными в данном падеже; записывать словосочетания
Фронтальный опрос

упр. 50
30.01


57
Спряжение и склонение
1
Комбинированный
Спряжение и склонение
Знать термин «склоняемые».
Уметь склонять имена существительные и имена прилагательные; определять главное и зависимое слово в словосочетании; писать по памяти; подбирать проверочные слова; отвечать на вопрос «Который час?»
Практическая работа. Самостоятельная работа по таблице

упр. 58, 60
1.02


58
Склонение личных местоимений
1
Комбинированный
Местоимение, значение и употребление
Знать, что местоимение в роли подлежащего всегда употребляется в форме именительного падежа.
Уметь выполнять синтаксический разбор предложений; указывать число местоимений; склонять личные местоимения; сопоставлять формы «они» – «их»
Фронтальный опрос
Склонение личных местоимений
упр. 65
5.02


59
Склонение личных местоимений
1
Комбинированный
Местоимение, значение и употребление
Уметь определять формы падежей личных местоимений по предлогам; выделять в тексте предлоги; записывать предложения, вставляя местоимения по смыслу; составлять предложения, правильно употребив местоимения
Работа в парах










упр. 69
6.02


60
Правописание безударных падеж-
ных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений
1
Комбиниро-ван-
ный
Правописание безударных падеж-
ных окончаний склоняемых частей речи
Знать, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания.
Уметь определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания
Работа в парах

упр. 80
8.02


61
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь выполнять разбор слова по составу; проверять написание слов с изученными орфограммами; склонять существительные единственного числа; выделять окончание; ставить в словах знак ударения; указывать склонение;
составлять словосочетания, записывая зависимые слова в творительном падеже; объяснять написание собственных слов; давать этимологическую справку слову «странный»; составлять предложения с существительными в предложном падеже
Самопроверка по образцу.
Фронтальный опрос

упр. 93,98
12.02


62
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь составлять предложения, отвечая на вопросы; выделять окончания имен существительных в косвенном падеже; указывать склонение; обобщать с помощью схемы правописание окончаний -и в падежных формах имен существительных
Работа в парах

упр. 101
13.02


63
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь выделять окончания имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже; подчеркивать орфограммы в корнях; подбирать проверочные слова; правильно писать слова с сочетанием чк
Самостоятельная работа
по образцу

упр. 106
15.02


64
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь правильно писать и определять безударные падежные окончания имен существительных; объяснять смысл пословиц; записывать формы слов с предлогами
Фронтальный опрос

упр. 123
19.02



65
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь сопоставлять падежные окончания имен существительных во множественном числе с окончаниями склонения этих существительных в единственном числе; сопоставлять значения слов; объяснять изученные орфограммы
Фронтальный опрос

упр. 139
20.02


66
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь расшифровывать и дополнять схему; составлять словосочетания по образцу; рассказывать с опорой на таблицу о правописании безударных падежных окончаний имен существительных; указывать род, падеж и склонение имен существительных
Работа в парах

упр. 147
22.02


67
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь дополнять схему; указывать число, падеж имен существительных; подбирать проверочные слова; объяснять пословицы
Взаимопроверка

упр. 161
26.02


68
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Знать, что имена прилагательные употребляются в форме такого же рода, числа и падежа, что и существительное, к которому оно относится.
Уметь выписывать имена прилагательные из текста; определять род, число и падеж прилагательных; определять падежные окончания имен прилагательных; склонять имена прилагательные; выделять окончания, ставить ударения; писать по памяти
Работа в парах

упр. 172
27.02


69
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Уметь выделять окончания прилагательных; подчеркивать безударные окончания имен прилагательных; находить «лишнее» прилагательное; указывать падеж склоняемых частей речи
Работа в парах

упр. 183
1.03



70
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Уметь составлять словосочетания с данными словами; объяснять смысл пословиц; подбирать заголовок к данному тексту; писать по памяти; объяснять изученные орфограммы
Практическая работа

упр. 189
5.03



71-72
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
2
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Уметь правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных
Самостоятельная работа
по образцу

упр. 196, 198, 200, 202
6.03-8.03



73-74
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений
2
Комбинированный
Местоимение, значение и употребление
Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений
Фронтальный опрос
Склонение личных местоимений
упр. 207, 211, 213
12.03-13.03



75

Правописание падежных форм склоняемых частей речи
1
Комбинированный
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи
Знать, какие части речи склоняются.
Уметь называть падежные формы склоняемых частей речи; использовать таблицу в качестве справочного материала при выборе «конкурирующих» гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных; записывать слова в два столбика (с безударными гласными в корне и с безударными гласными в окончании); объяснять
название текста; составлять предложения из набора слов; редактировать текст с речевыми и орфографическими недочетами
Работа в парах

упр. 217
\15.03



76
Обобщение по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи»
1
Обобщение знаний
Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи
Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст; писать под диктовку
Самостоятельная работа

с. 85, упр. 2
19.03



77
Диктант по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи»
1
Контрольный
Написание под диктовку текста (75–80 слов)
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
Диктант – (35 минут)


20.03



78-79
Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а
2
Комбинированный
Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи
Уметь выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные а или о; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных, прилагательных; записывать текст, вставляя недостающие буквы
Работа в парах

с. 86, упр. 2;
с. 87, упр. 4
22.03-2.04


80
Мастерская слова. Изложение «Таинственный ночной гость»
1
Контрольный
Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)
Уметь письменно пересказывать текст; определять тему текста; тип текста; делить текст на смысловые части; формулировать основную мысль текста; анализировать предложенные заголовки; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план; письменно пересказывать текст
Письменное изложение (35 минут)
Создание небольшого текста (сочинения)

3.04


81
Анализ и редактирование изложения
1
Комбинированный
Анализ и редактирование изложения
Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки
Фронтальный опрос


5.04


Части речи и их работа в предложении и тексте (21 ч)


82
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств
1
Комбинированный
Части речи
Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных.
Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения; составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста
Практическая работа
Полные и краткие имена прилагательные
упр. 230
9.04



83
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств
1
Комбинированный
Части речи
Иметь представление о том, что у действия тоже могут быть признаки (образ, время, место, направление, причина, цель, условие действия).
Уметь записывать текст, разбивая его на предложения; расставлять знаки препинания; вставлять пропущенные буквы; выделять части речи и подчеркивать члены предложения; выписывать словосочетания; задавать в словосочетании вопрос от главного слова; писать по памяти; различать употребление слов «опять» и «обратно»
Фронтальный опрос

упр. 240
10.04



84
Изменение и правописание частей речи
1
Комбинированный
Изменение и правописание частей речи
Знать, как изменяются слова разных частей речи.
Уметь дописывать предложения; указывать формы (падеж, лицо) частей речи, использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные-антонимы в тексте и указывать их род и падеж
Работа в парах

упр. 245
12.04



85
Изменение и правописание частей речи
1
Комбинированный
Изменение и правописание частей речи
Уметь записывать слова в указанной последовательности (слова, имеющие корень и окончание; слова, имеющие корень, суффикс, окончание); вставлять недостающие буквы; указывать части речи; составлять словосочетания по схемам прил.+сущ., гл.+сущ.; приводить примеры, в каких частях слова безударные гласные можно проверять ударными; составлять таблицу о проверке парных согласных; пользоваться толковым словарем; составлять цепочку родственных слов; различать собственные и нарицательные имена существительные; объяснять выражение «Пахло сеном в ночах июня»
Практическая работа

упр. 256
16.04



86
Служебные части речи
1
Комбинированный
Части речи. Предлоги, союзы. Их роль в речи
Знать, для чего используются предлоги, союзы, частицы.
Уметь обобщать сведения о служебных частях речи с помощью таблицы; находить служебные части речи в тексте; писать по памяти; указывать разделительный союз «или», подчинительный союз «чтобы»; производить фонетический разбор слова «пачкать»; выполнять разбор по составу слов «закладка», «предохраняет»; записывать текст с восстановленными названиями самостоятельных частей речи
Самостоятельная работа

упр. 263
17.04







87
Распространяем предложения
1
Комбинированный
Связь слов в предложении. Простое распростра-
ненное и нераспространенное предложения
Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве).
Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов; употреблять мягкий знак на письме
Фронтальный опрос

упр. 270
19.04







88
Распространяем предложения
1
Комбинированный
Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения
Уметь производить синтаксический разбор предложений; записывать словосочетания, дописывая нужные окончания; указывать падежи над склоняемыми частями речи, а над глаголами – их формы; составлять 2–3 предложения, используя данные словосочетания; указывать известные члены предложения и части речи; писать по памяти
Самостоятельная работа

упр. 275
23.04



89
Строим тексты, связывая части и предложения
1
Комбинированный
Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения
Уметь составлять рассказ по рисункам; анализировать текст-описание картины; письменно воспроизводить описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Работа в парах

упр. 284
24.04



90
Строим тексты, связывая части и предложения
1
Комбинированный
Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения
Уметь определять, какие типы речи сочетаются в отзыве мальчика; приводить примеры из текста; списывать части текста, в которых дается информация, почерпнутая автором из книги; строить и озаглавливать тексты, связывая части и предложения; делить текст на части
Фронтальный опрос

упр. 286
26.04









Работа в парах

рассказ-наблюдение за жизнью птиц




91
Язык мой – друг мой
1
Комбинированный
Слово и его значение
Уметь находить в тексте слова-антонимы; писать по памяти; записывать основную часть текста; подчеркивать в тексте сравнения и слова, употребленные в переносном значении; определять тему и основную мысль стихотворения
Практическая работа

упр. 292
30.04




92
Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»
1
Обобщение знаний
Части речи. Члены предложения
Уметь списывать безошибочно; подчеркивать строки, в которых выражена основная мысль; указывать части речи
Работа в группах по образцу

с. 122, упр. 1
1.05




93
Диктант по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»
1
Контрольный
Написание под диктовку текста (75–80 слов)
Знать изученные орфограммы.
Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания
Диктант – (35 минут)


3.05




94
Работа над ошибками
1
Комбинированный
Выполнение упражнений на изученные орфограммы
Уметь выполнять работу над ошибками
Практическая работа


7.05




95
Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е
1
Комбинированный
Части речи. Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи
Уметь правильно выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е; проверять орфограммы в окончаниях имен существительных; указывать части речи
Работа в парах

с. 123, упр. 2; с. 124, упр. 4
8.05



96
Мастерская слова. Изложение «Правила письма»
1
Контрольный
Отличие письменной речи от устной. Изложение текста
Знать правила написания писем.
Уметь письменно рассказывать о любимой книге по плану; письменно пересказывать текст
Письменное изложение
(35 минут)
Создание небольшого текста (сочинения)

10.05



97
Анализ и редактирование изложения
1
Комбинированный
Анализ и редактирование изложения
Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки
Фронтальный опрос


14.05



98
Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц “Пословица – всем делам помощница”»
1
Обобщение знаний
Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной форме несложных текстов;
овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Иметь представление об истории праздника – Дня славянской культуры и письменности.
Уметь объяснять выражение «Красна речь пословицей»; приводить примеры пословиц о языке; объяснять, почему русский язык надо беречь; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, чем будет отличаться справочник от известных сборников пословиц; определять, по каким темам можно распределить материал сборника; выбирать интересную для работы рубрику, направление работы; наблюдать над речью героев литературных произведений, окружающих людей; отбирать интересные примеры для сборника; распределять роли (редактора, составителя справочника, авторов статей по толкованию пословиц, рассказов по пословицам, художников, составителей макета, изготовителей)
Фронтальный опрос

Сборник пословиц о русском языке
15.05



99
Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц “Пословица – всем делам помощница”»
1
Обобщение знаний


Работа в парах. Проверочная работа


17.05



100
Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”»
1
Обобщение знаний
Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной форме несложных текстов;овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Уметь называть книги, которые помогли узнать много нового и интересного о мире; составлять список любимых книг; обсуждать, кому будут адресованы ваши советы о чтении книг; определять, о какой прочитанной книге вы можете рассказать и почему именно ее хотите посоветовать прочитать другому; пределять, как будете строить свой текст, чтобы заинтересовать других читателей; выбирать рисунки и иллюстрации; распределять роли (редактора-составителя, автора текстов о книгах, иллюстраторов, составителя макета, изготовителя)
Практическая работа

Составить список любимых книг
21.05



101
Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”»
1
Обобщение знаний


Работа в парах

Проект «Сборник отзывов “Советуем прочитать”»
22.05



102
Обобщение по теме «Орфография»
1
Обобщение знаний
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов
Уметь подбирать проверочные слова; объяснять написание безударных гласных и парных согласных в приставке, корне, окончании
Фронтальный опрос
Использование орфографического словаря

24.05





Обобщение по теме «Синтаксис»

Обобщение знаний
Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения
Уметь подбирать проверочные слова; указывать члены предложения; составлять словосочетания; работать с деформированным текстом; различать слова, словосочетания и предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами
Работа в парах
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений


















13PAGE 15


13PAGE 145815




14 "$(*Ђ‚„†¦Ёю
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·dfЊђ’ ў¬®
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Й "$*‚†Ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·с