Методическая разработка интегрированного урока на тему: «Решение математических задач на проценты с экономическим содержанием»

Методическая разработка интегрированного урока Экономики и Математики
Тема: «Решение математических задач на проценты с экономическим содержанием»
Группа № 23 «Мастер по обработке цифровой информации» Дата 20.03.2015 г.
Методическая цель: показать основополагающие моменты технологии ЛОО с учетом профессиональной направленности темы урока.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Вид урока: интегрированный (нетрадиционный)
Цели:  Образовательные:
- систематизировать и обобщить полученные знания, продемонстрировать возможность интегрирования математики с экономикой на примере решения задач, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Воспитательные:
воспитание внимания, самостоятельности, уверенности в достижении цели,
способствовать повышению у обучающихся интереса к изучению математики и экономики, расширению их кругозора, представлений о практической значимости знаний по теме «Проценты» «Банки», «Кредит» воспитывать ответственность, инициативность.
Развивающие:
- развитие самостоятельности, умений сравнивать, анализировать и делать выводы, умения работать в группе, развитие коммуникативных навыков
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: информационный; частично-поисковый, репродуктивный, метод самостоятельной работы.
Средства обучения: компьютер, презентация учебного занятия, учебник по экономике и по математике, дидактический материал  (карточки-задания, кроссворд, тесты), справочный материал по математике, калькуляторы, оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, наличие обучающихся (по списку – 19 чел., присутствует на занятии 16 человек), готовность группы к занятию
(Вступительное слово учителей)
Мотивация (3 мин.) Преподаватель экономики. В современном мире каждому человеку важно владеть определённым объёмом экономических знаний. Вся экономическая деятельность страны, предприятий и фирм, а также отдельно взятой семьи пронизана нитями экономической деятельности. Введение экономики полностью основано на использовании процентов. Каждая хозяйка занимается летом приготовлением разносолов, многие семьи берут ссуду в банке или вкладывают деньги под проценты, покупают товары в рассрочку, выплачивают налоги.
Преподаватель математики: Современному человеку необходимо умение оперировать процентами, так как он часто сталкивается с всевозможными банковскими операциями. Задачи на проценты: на процентный прирост, на вычисление сложных процентов окружают нас в повседневной жизни, в вашей профессиональной деятельности они вам просто необходимы.
Преподаватель экономики: Как вы, думаете, какой важный вопрос интересует вас, как, вкладчиков своего капитала?
1 Обучающийся: «По какому вкладу можно получить наибольший доход (%).
2 Обучающийся : «В каком банке наиболее выгодно разместить свой вклад?»
Преподаватель экономики: А какой важный вопрос интересует тех, кто берет ссуду в банке на покупку квартиры, машины или на учебу?
1 Обучающийся: «Какую сумму им надо вернуть в банк по истечению срока договора, заключенного между банком и заемщиком.
Преподаватель математики: Следовательно, ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Обучающиеся: сами формулируют тему, ставят цели и задачи урока. Мы будем решать задачи на нахождения суммы процентов по вкладу и определения суммы процентов за пользование кредитом, для этого нам надо повторить основные математические, экономические понятия, формулу расчета простых процентов.
Преподаватель экономики проговаривает тему урока: Наш урок будет посвящен «Решению математических задач на проценты с экономическим содержанием». Но прежде чем мы начать игру, давайте вспомним основные экономические и математические понятия, то с чем мы с вами знакомились на предыдущих занятиях, и эти знания нам сегодня пригодятся на нашей игре.
2. Актуализация знаний (10 мин.)
Преподаватель экономики. Ребята, кто желает поработать с тестами на тему «Банки. Кредит»(предлагаются тесты разного уровня сложности) (см.Приложение № 1) – 6 человек работают над тестами
Преподаватель математики. Кто желает поработать у доски, решая задачи на проценты? (см. Приложение № 2) – 2 человека работают у доски.
Преподаватель экономики. А с остальными мы будем разгадывать кроссворд. (см. Приложение № 3)
Внимание на экран. Угадавший слово садится за компьютер и заносит его в кроссворд.
Разгадав весь кроссворд, преподаватель экономики подводит итоги и выставляет за работу над кроссвордом оценки.
Обучающиеся, решив тест, осуществляют самопроверку (ответы на слайде), по критериям на обороте теста выставляют себе оценки.
Преподаватель математики: А теперь давайте проверим правильность решения задач. Пожалуйста, все внимание на доску.
Задача № 1: Вкладчик положил 50 000 рублей в банк под 20 процентов годовых. Сколько денег получит он через пять лет, если будет каждый год снимать проценты по вкладу. Обучающиеся объясняют ход своего решения. Проверку задачи осуществляют остальные обучающиеся и преподаватель.
Решение.:
Используя формулу простых процентов S1=S013 QUOTE 1415
имеем: Через год на вашем банковском счету будет лежать сумма: 50000 + 50000Ч20% =50000(1+0,2) = 60 000 руб. Ваша прибыль - 10000 рублей. В год. Через пять лет 10000Ч5 лет=50000 руб.
Он получит 50000+50000=100000руб.
3. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.)
Преподаватель математики: Ребята, давайте с вами изменим условие задачи. Вкладчик решил не забирать проценты по вкладу. Давайте узнаем какую сумму он получит за пять лет. Мы с вами будем начислять проценты на всю сумму ( проценты на проценты). Решают. По-очереди по желанию обучающиеся выходят, садятся за компьютер и вбивают решение. Остальные работают в тетрадях.
Прибыль за первый год (10000 рублей) прибавилась к основной сумме (50000р) и на второй год уже сама образовала новую прибыль
Второй год: 60000 + 60000Ч20%= 60000(1+0,2)= 72 000 руб.по окончании одного года
Тогда на третий прибыль за 2-й год прибавится к основной сумме и будет сама генерировать новую прибыль: 72000 + 72000Ч20%= 72000(1+0,2)= 600000(1+0,2)(1+0,2)=86400 руб. по окончании двух лет
На четвертый: 86400+86400Ч20%= 86400(1+0,2)=60000(1+0,2)(1+0.2)(1+0,2)=103680 руб. по окончании трех лет
Пятый год 103680+103680Ч20%=103680(1+0,2)=60000(1+0,2)(1+0.2)(1+0,2)(1+0,2)=124416 руб. по окончании четырех лет
Шестой год.
124416+124416Ч20%=149299 руб. по окончании пяти лет
Преподаватель математики вводит новое понятие «сложные проценты».
Сложным процентом принято называть эффект, когда проценты прибыли прибавляются к основной сумме и в дальнейшем сами участвуют в создании новой прибыли.
Обучающиеся записывают в тетради определение.
Отсюда, выведем формулу сложных процентов
S1=S013 QUOTE 1415
Формула сложного процента - это формула, по которой рассчитывается итоговая сумма с учётом капитализации (начислении процентов).
Сравнивают ответы, делают выводы.
ФИЗКУЛЬТПАУЗА (2 мин.) Преподаватель предлагает обучающимся отдохнуть, расслабиться и выполнить упражнения для глаз (внимание на монитор)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (20 мин.)
Преподаватель экономики. Итак, обобщив наши знания, полученные на предыдущих уроках математики и экономики и пополнив свои знания новым понятием и новой формулой, отдохнув немного, мы можем приступить к игре. Давайте разделимся на 4 команды, в каждой команде по 4 человека. Три команды это 3банка: «Ретрокоммерц», «Покровск Энгельс», «Сервисстрой», а четвертая «Вкладчики».
Первое задание командам: Домашнее задание - Подготовить сообщение из истории. Интересные факты. Оценивается 15% на счет в банке (максимальный балл)
Первая команда «Ретрокоммерц» Из истории банков.
Обучающийся сообщение (2 мин.) (см. Приложение № 4)
Вторая команда «Покровск Энгельс банк» Первые банки и начало банковского дела на Руси.
Обучающийся сообщение (2 мин.) (см.Приложение №5)
Третья команда «Сервисстрой» «История развития Сберегательного
Обучающийся сообщение (2 мин.) (см.Приложение №6)
Четвертая команда : «Вкладчики». Из истории процентов. Обучающийся сообщение (2мин.) (см. Приложение № 7)
Второе задание командам. Разминка. За правильный ответ 5% на счет.
Преподаватели по очереди загадывают загадки (см. Приложение №8).
Третье задание командам – каждая команда может заработать 20% на свой счет.
Разместить в банке 100000 рублей с наибольшим доходом за год.
Предложения банков по условию вкладов.
- БАНК «Ретрокоммерц» предлагает  доход 27% за хранение денег в течение года.
- Банк «Сервисстрой» предлагает 13% за хранение денег в течение 6 месяцев.
- Банк «Покровск Энгельс банк» начисляет доход 6,4% за хранение денег в течение 3 месяцев
В двух случаях применяется формула сложных процентов.
РЕШЕНИЕ:
Банк
Ставка
Итоговая сумма

«Коммерцбанк»
27% за год
100000*1,27= 127000

«ПокровскЭнгельс банк»
13% за 6 мес.
100000*(1,13)2=127690

«Стройсервис банк»
6.4% за 3 мес.
100000*(1,064)4= 1281640


Четвертое задание
Сейчас каждый Банк (команда) получит задачу. Задания дифференцированы. Команды выбирают задания на выбор. Задания состоят из задач повышенного уровня сложности - на расчет сложных процентов и задач на «простой» процент.
(За правильно решенную задачу приз в 50%. За каждый неправильный ответ Штраф-10%) ( см. Приложение № 9)
6.  Рефлексия учебной деятельности на уроке  (1 мин.)
Преподаватель математики: Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?   Помогут ли знания полученные сегодня на уроке? В каких жизненных ситуациях их можно применять?                                                       Оцените свои достижения на уроке.                                                  
 Кто доволен своей работой, все ли было понятно? Были ли затруднения, на каком этапе.
Преподаватель математики: В процессе работы на уроке вы смогли убедиться, что в экономике нельзя обойтись без точного математического расчета. Это еще раз показывает связь, существующую между всеми науками.
7. Итог урока (2мин.)
Преподаватель экономики : Подведем итоги урока. О чем мы сегодня говорили на уроке?    Что нового узнали?     Какой вывод можете сделать?
Определим какой Банк лучший (у кого больше % на своем счету). Для этого подсчитайте количество полученных процентов каждой командой и выведите общий итог, занесите в оценочный лист (см. Приложение № 9). По имеющимся критериям выставьте себе оценки. Максимальный результат – 100% .
8.Домашнее задание: на слайде в презентации
1. «Составьте задачи на простые и сложные проценты» (с решением);
2. Разработать учебный проект по теме «Проценты в нашей жизни»
3. Подготовить реферат на любую из предложенных тем: «История возникновения Центрального банка России», «Роль банков в современной экономике», «Ипотечный кредит . Условия его предоставления».
Заключительное слово преподавателя экономики.
Сегодня в нашей жизни пришла пора выбирать. Сделать этот выбор мы  должны сами, и делать его нужно максимально разумно. А для этого надо понимать законы экономической жизни. И если этот урок поможет вам сделать свой выбор более осознанно, значит, он был проведен не напрасно. Спасибо за урок. Урок окончен.



ђ Заголовок 115