Значение донского фольклора в развитии детей дошкольного возраста


Значение донского фольклора в развитии детей дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель МБ ДОУ №23 Мосявра С.В.
Мы живем в казачьем крае богатом народными традициями. Казачье народное творчество – мудрость накопленная веками. В настоящее время остро актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, воспитания любви к Отечеству, к своей "малой родине" - донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Одной из главных задач, стоящим перед нашим обществом и государством в условиях реализации ФГОС и требований концепции духовно-нравственного развития гражданина России, это повышение уровня музыкальной культуры, его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями.
Включение музыкального донского фольклора в программу кружковой работы с детьми дошкольного возраста положительно отражается на воспитании детей – они узнают об искусстве донских казаков, музыке, песнях, танцах. Праздники донского края помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать об обычаях и традициях казачества.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к традиционной донской казачьей культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальной личности, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Мною сделана попытка обобщения и систематизации казачьего репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности.
Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается уже с раннего возраста. Малые формы казачьего фольклора помогают увеличить запас слов ребенка. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи, слухового внимания, фонетического слуха, ритмики.Детей старшего дошкольного возраста уже можно знакомить с казачьими песнями и танцами. Пение казачьих песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе. Песня донского края обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции. Казачья музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности.
Игра на народных инструментах успешно формирует и развивает музыкальные способности, эмоциональность, чувство такта, ритмики, индивидуальность, творческие способности.
Изучая донской фольклор, дети лучше понимают глубокий и сложный облик донского казачества, с уважением относиться к духовным традициям донского края.