Доклад: Реализация в начальной школе педагогических и здоровьесберегающих технологий.


Слайд 1 (Тема презентации)
Реализация в начальной школе педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий
В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, которое ориентировано на существенные изменения в педагогической теории и практике. Приход ребенка в школу вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма. Поэтому одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе является внедрение здоровьесберегающей педагогики, сохраняющей физическое и духовно-нравственное здоровье детей.
Слайд 2: (задачи современного образования)
Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Слайд 3 (факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника)
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника. Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Слайд 4 (понятие здоровьесберегающих технологий)
Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Научная организация работы по сохранению здоровья учащихся представляет следующую систематизацию здоровьесберегающих технологий:
Санитарно-гигиенические;
Медико-профилактические;
Педагогические (организационно-педагогические, психолого-педагогические, информационные, физкультурно-педагогические).
К здоровьесберегающим технологиям можно отнести личностно ориентированные, так как для них приоритетна индивидуальность каждого ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий развития и реализации его природных возможностей. В этом случае ученик становится заинтересованным лицом, субъектом образовательного процесса.
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?
Слайд 5 (Направления в работе педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий)
В своей педагогической деятельности мы все больше осознаем, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот немногий перечень направлений работы педагогов по этому вопросу. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Необходимо помогать каждому ребенку, осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. На состояние здоровья школьников влияет стиль общения с педагогом. Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу его познавательной деятельности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Благотворно влияет на здоровье обучающихся игровая технология с элементами соревнования. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Слайд 6 (Восполнение двигательной активности учащихся в школе)
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно, ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. Этого недостаточно. Физическая активность организуется и при помощи занятий малыми формами, вводимыми в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. В нашей школе активно используются следующие малые формы:
физкультминутки и физкультпаузы;
физические упражнения или подвижные игры на удлиненной перемене;
подвижные дидактические игры.
Гимнастика до уроков не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Проводится она в течение 5-10 минут и готовит ребёнка к удержанию рабочей позы, помогает углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Физкультминутка – это кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает появляться утомление.
Слайд 7 (задачи физкультминуток)
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкультминутки в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способствуют развитию координации движений, но и развивают воображение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника.
Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Личные наблюдения показывают, что учебный материал, закреплённый в подвижных играх, лучше запоминается и применяется учениками в нестандартных ситуациях.
Слайд 8 (Внеклассная работа по воспитанию здорового образа жизни)
Огромную роль в решении этих задач играет классный руководитель. В системе внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни он проводит классные часы, уроки здоровья, подвижные игры, родительские собрания. Значительное место отводится экскурсиям, походам, участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях, различных играх. Дети привлекаются в разные кружки, секции. В плане воспитательной работы предусмотрены беседы со школьным врачом, врачом-офтальмологом, стоматологом в целях профилактики различных заболеваний.
Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа классного руководителя с родителями.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к школьнику. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – школьного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потребности, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные; наглядно – информационные. «Здоровье детям!» под таким девизом живет наше образовательное учреждение. Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей.
Слайд 9:
Использование фольклорных материалов при снятии умственного напряжения в процессе обучения
Подобранный фольклорный материал может быть использован для развития внимания, памяти, снятия усталости и утомления на перемене или на любом этапе урока.
Русская народная игра «Меланья»
Одному игроку предлагается выйти за дверь, остальные договариваются о движении, которое покажут Меланье. Хором зовут:
- Меланья!
Входит игрок, который выходил за дверь.
- Что, детушки?
- Заходи, Меланья, погляди, что покажем, нипочем не догадаешься!
Говорят (или поют) хором:
У Меланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
Вот с такими-то ушами,
Вот с такими-то носами,
Вот с такими-то усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили, не ели,
На Меланью все глядели,
И все делали
Вот так!
Дети показывают движение о котором договорились: вязали, писали, месили тесто, рубили и т.д.
Слайд 10:
Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся
Такие творческие задания можно выполнять на уроках чтения, окружающего мира, русского языка. Мы с ребятами называем эти занятия «Мастерская». Предлагаем образцы некоторых из них.
Задание 1
- Вы знаете, что бывает разное время суток. А какие времена года вы знаете? Попробуйте изобразить на рисунке любое время года. Можете нарисовать просто цвета, характерные для того или иного времени года.
осеньзимавесналето
Рассматриваем полученные картинки. Пытаемся обобщить, какие краски преобладают в определенное время года. Это может быть индивидуально для каждого ребенка. Проговариваются и принимаются разные мнения и предложения.
- А теперь попробуем воспроизвести звуки, которые мы слышим летом. А весной? Осенью? Зимой?
- Чем различаются эти звуки? Какие звуки мы можем слышать круглый год? А какие только весной? Только зимой?
- А теперь поиграем в слова. За одну минуту под словом, обозначающим одно из времен года, напишите слова, которые соответствуют ему. Получилось?
- А теперь вспомним слова, подходящие для трех оставшихся времен года. Срок – по одной минуте. У кого больше?
осень зима весна лето
________________________
________________________
________________________
Зачитываются различные варианты. Например: зима – это сосульки, снег, снежинки, каток, голубой, катаются, снежинки, елка, лед, белый, пушистый.- Послушайте друг друга. Как много самых разных слов у вас получилось. Помогли ли эти слова ярче представить себе то или иное время года? Наверняка, одно время года вам нравится больше других. Какое? Используя свои звуки, слова, краски, попробуйте «нарисовать» короткий рассказ об этом времени года.
Можно нарисовать коллективный рисунок или составить общий рассказ используя по одному предложению от каждого ученика.
Слайд 11
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
25-30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) назначение.Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
Схема структурного анализа класса
1-я группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2-я группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.
Слайд 12
Элементы интегрирования
Дифференциация и интеграция проникают достаточно интенсивно в начальную школу, где роль интегрирующего звена сегодня осуществляет сам учитель, который и обучает, и воспитывает детей.
На одному из уроков говорю, что сегодня в гости к ребятам пришли животные.
Зайка (обращается к ребятам)
Я зайка-попрыгайкаИ морковки поедайка,
По четыре съел 5 раз.
Сколько это? Скажет кто из вас?
Ученик. В наших лесах живет заяц-беляк. К зиме он меняет рыжевато-серую шубку на белую, но кончики ушей у него остаются черными. Беляк быстро бегает по снегу, не проваливается в него. Уши у зайца длинные, при опасности встают торчком. Зайцы кормятся ночью. Едят ветки, кору деревьев, грызут капусту и морковь на огородах.
Зайка. Спасибо, что про меня рассказали.
Перед самостоятельной работой «выступает» лягушка.
Лягушка.
Я лягушка-квакушка.
Думаю думу,
Работу вам ищу.
Посмотреть хочу,
Умеете ли вы сами
Справляться с делами.
Вот эти карточки,
Пожалуйста, возьмите
И задание выполните.
Ученик. Лягушка живет в водоемах и во влажных местах леса, луга, сада. Завидев добычу, она быстро выбрасывает язык наружу и насекомые прилипают к нему. Зимой лягушки спят.
Учитель. Оставайся с нами, лягушка-квакушка. Посмотри, как дети будут решать твои задачи и примеры. И т.д.
Включение в урок элементов интегрирования не только является одним из источников новых знаний, но и помогает снять утомляемость учащихся, оживить процесс обучения.
Слайд 13
Занимательный материал для уроков познание мира (рыбы)
Загадки
У родителей и деток Опасней всех в реке она.
Вся одежда из монеток.Хитра, прожорлива, сильна
(рыба)Притом, такая злюка!
Конечно, это…
А в иголках, словно еж,(щука)
Как зовется рыба?На дне, где тихо и темно,
(ерш)Лежит усатое бревно.
(сом)
Викторина
1 У кого оба глаза на одном боку? (У взрослой рыбы камбалы.)
2 У кого рот на брюхе? (У акулы.)
3 Какая лисица хвостом рыбу глушит? (Лисицей называют одну из акул. У нее слабые зубы, а хвост очень длинный, почти такой же, как туловище. Ворвавшись в косяк сельдей, аула-лисица глушит их ударами хвоста.)4 Какая собака не лает? (В прибрежной части моря водится рыба-собака. Эта собака не лает, но кусается крепко: может откусить палец своими похожими на долото зубами. Икра и печень рыбы-собаки ядовиты.)5 Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)
6 Какие рыбы имеют усики? (Осетровые, усач, карп, сазан, сом.)
3. Игры
Парные картинки «Рыбы»
Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы.
Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей название рыб, их строение. Научить различать рыб по внешнему виду.
1) «Найти такую же рыбу». Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Ведущий показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: «У кого такая же?» Каждый, получающий картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу.
2) «Рассказ про свою картинку». Дети, по предложению ведущего, рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела; где живет та или иная рыба (в реке, озере, море). Чем она питается.
3) «Загадки». Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь и назвать ее.
4. Пословицы и поговорки, приметы
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Нем как рыба.
Как рыба в воде.
Скользкий как угорь
Где щуки нет, там ерш – хозяин.
Рыбы выпрыгивают из воды – перед дождем.
5. Самые, самые
Самая огромная рыба на Земле – китовая акула: длина ее до 20 м.
Самая крупная речная рыба – сом. Длина этого хищника достигает 5 м, а масса более 300 кг.
Самой морозостойкой рыбой является редкая рыба даллия, или черная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоемы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лед. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю долгую зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!
Самая маленькая рыбка наших вод – бычок Берга, населяющий Черное, Азовское и Каспийское моря. Бычки в 3 см среди своих сородичей кажутся великанами.
Рекордсмен по прыжкам среди рыб – семга, преодолевающая в воздухе 3-4 м.
6 Это интересно
У берегов Европы, от Черного до Баренцева моря живет рыба морской черт. По внешнему виду она вполне оправдывает свое название. Представьте себе полутораметрового головастика с огромной зубастой пастью, со спиной, утыканной колючками, и с кожей, покрытой бородавками. Передний луч спинного плавника-«удочка» - вытянут у него в гибкий прут, на конце прута – кисточка. Полузарывшись в песок, черт наклоняет прут в разные стороны и шевелит кисточкой. Стоит заинтересованной рыбе приблизиться – и она мгновенно исчезает в огромной пасти.
В тропических водах обитает своеобразная рыбка – илистый прыгун. Его часто можно увидеть забравшимся на воздушные корни мангровых деревьев. Своеобразное строение грудных плавников позволяет рыбкам быстро прыгать по суше. Догнать их почти невозможно.
В речках Бразилии живет рыба-лист. Тело ее плоское, как лист, нос вытянут. Как черешок листа, а на боках узоры, похожие на листовые прожилки. И плывет она, как мертвый лист, по течению. Все ее путают с листом и не трогают.
Пиранья – по-португальски значит «пират». У этих с виду безобидных рыбок мощные. Как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их нужно осторожно.
В докладе поднимается очень большая проблема современности – это как вырастить ребенка и при этом сохранить и укрепить его здоровье, и при этом какие факторы агрессивно воздействуют на здоровье школьника? Какая система мер необходима в данный этап работы, как могут помочь различные виды деятельности в решении этой проблемы? Физкультминутки, медико - профилактические беседы, внеклассная работа это только малая часть того, что необходимо делать для укрепления здоровья школьников. Учитывая возрастные особенности можно достичь положительных результатов в работе.