Использование инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Контрольная работа
на тему:
«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
(из материала по представлению опыта работы учителя физической культуры: Жесминова Г.С.)
Группа:
Выполнил (а): Жесминов Г.С.
Преподаватель: Митусова Е.Д.
Коломна, 2016 г.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения). Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям.
Из вышесказанного вытекает, что эффективность воспитания и обучения зависит от состояния здоровья. Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды - как природной, так и социальной - важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами - обучением, воспитанием, содействием развитию. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
Технологии общеоздоровительной направленности;
«Изотон» (Содержание занятий с силовой направленностью;
Игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение;
Информационно-компьтерная технология.
Технологии общеоздоровительной направленности.
Ребенок развивается физически, умственно только тогда, когда ведет активный образ жизни. Развитие и укрепление сердечнососудистой системы происходит только при ежедневных нагрузках, а в период роста при их увеличении. Вот почему именно в школьном возрасте не обходима максимальная двигательная активность. Она имеет большое значение для укрепления физических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных функций, повышение физической и умственной работоспособности. Основное содержание программ осваивается учащимися на уроках. Нет необходимости перечислять все цели и задачи образования, и вчера и сегодня они одинаково актуальны и неизменны. Вопрос в том, как рационально и эффективно использовать на это время. Но урок только 45 минут-движения. Считается, что для учащихся школ не обходимо в неделю 12 часов двигательной активности. И это практически возможно, особенно для учащихся начальной школы.
Пример нашей школы:
в день в неделю
1. Ежедневная утренняя гим-ка. -7 мин. -35 мин.
2. Физкульт пауза на уроке. – 2 мин. – 50 мин.
3. Уроки физической культуры. -40 мин. – 1ч20мин.
4. Урок ритмики. -40 мин. – 1ч20мин.
5. Активная прогулка и игры на воздухе -1ч30мин. -7ч20 мин.
Опыт показал, что гораздо сложнее выполнить 12 часовую нагрузку в неделю для среднего и старшего звена. На недостающие 5-6 часов приходятся внеурочные секционные и самостоятельные занятия.
Ежедневно в нашей школе (с 14°° до 20°°) работают следующие секции:
1. Спортивные игры
2. Борьба (Дзюдо, Тхеквандо)
3. Настольный теннис
4. «юный спасатель»
5. Атлетическая гимнастика.
В них занимаются ежедневно около 50-и человек.
К сожалению, почти половина наших учащихся проживают в других населенных пунктах, что связано с транспортом, расписание которого крайне неудобно. Но есть и такие (правда их не много), которые ездят заниматься в город (это академическая гребля, конькобежный спорт). В связи с этим мы стараемся как можно чаще использовать время для спортивно-массовых мероприятий. Это внутришкольные соревнования по различным видам спорта:
1. Л/атл кросс
2. Футбол
3. Настольный теннис
4. Баскетбол
5. Волейбол
«Веселые старты», как в начальной школе, так и в классах среднего звена. Соревнования по полосе препятствий (с элементами акробатики и с применением нестандартного оборудования).
«Дни здоровья»: «День бегуна »- осенний кросс. Программы проведения «Дней здоровья» составляем в зависимости от времени года, как в помещение, так и на открытом воздухе.
1. В парке – это по легкой атлетике и на основе «Президентских состязаний»
2. В закрытом помещении мероприятия проходят в 2 этапа:
• Спортивно-образовательный, теоретический (ответить на вопросы из области физкультуры и спорта)
• Пройти ряд станций – этапы испытаний на силу, быстроту и ловкость.
• Полоса препятствий.
В зимнее время – школьная лыжня. В 2009 году залит каток для массового катания. Учебный год заканчивается традиционным школьным туристическим слетом, где дети приобретают и совершенствуют свои туристические навыки.
Отдельно следует отметить, что с целью восполнения недостатка двигательной активности учащихся в 5-х -10-x классах в школе был введен третий час физкультуры. Это позволило значительно обогатить содержание программы.
Более разнообразный характер уроков позволил внести элементы новизны и разнообразие в обучение. А самое главное – повысилась двигательная активность.
На общешкольном родительском собрании были заданы следующие вопросы:
1.Как вы считаете, удовлетворены ли Вы и ваши дети нагрузкой, навыками, выучкой – получаемые на занятиях физической культуры?
2. Есть ли возможности улучшения результатов в этой области воспитания и образования?
В большей степени ответы родителей были не искренними и с долей лукавства.
Но с точки зрения школы, доля родителей в организации активного досуга своих детей – ничтожна мола.
19.01.10 года по телевидению в новостях показали фрагменты заседания членов правительства при президенте. Речь шла о реформах в сфере образования. Президент сетовал на то, что всего 10% здоровых выпускников выходит из школы. Военкоматы считают годными к службе в армии – 20%. Президент дал понять, что углубленный медосмотр необходим и недолжен, сводиться к измерению роста и веса. Министр Голикова заявила, что с 14-летнего возраста учащиеся будут обследоваться на предмет репродуктивности.
Вредные привычки, губительные пристрастия, равнодушие, лень и здоровый образ жизни – находятся в острейшем противоречии сегодняшнего дня.
Вот почему роль физического воспитания так востребовано сегодня.
Удивляет позиция СМИ (в частности телевидение) оно не редко показывает готовые «методические пособия» для негатива.
Идет программа «Галилео». Сюжет таков – «экстрималы в школе». Специальные «инструктора» обучают учащихся, как со звонком на перемену надо перепрыгнуть ряд столов; пробежать по коридору; спустится по перилам на нижний этаж и оказать первым в школьной столовой или буфете. С появлением моб. Телефонов и компьютеров, наряду с их достоинствами, мы видим, что они могут и вредить здоровью детей.
Возвращаясь к проблеме дефицита времени для секционных и самостоятельных занятий физкультурой и спортом (для среднего и старшего звена учащихся), - выскажу свое мнение. По-моему, назрела необходимость пересмотреть учебную нагрузку учащихся. Учтивая различные проверки, т.н. срезы, независимые экспертизы, подготовка к ГИА и ЕГЭ, репетиторство, различные курсы и.т.д.; не лучше ли перевести часть учебного материала в другое информационное поле. Например: в справочники по различным предметам. Если добавить к этому еще и большой объем домашнего задания, то возникает вопрос: где же взять необходимое время для активного отдыха, в том числе и для занятий физкультуры и спорта?
А тут еще и надо восполнить спортивно-образовательный, теоретический пробел знаний из области физической культуры и спорта.
В этом случае я приведу пример с численников. Конечно, существуют учебники по физической культуре, но они еще не заняли свое место на полке или сумке ученика.
Весит в кабинете календарь школьника (численник). На обратной стороне листка размещена краткая, интересная информация, которая необходима в пределах школьной программы и кругозора школьника. Информация может касаться как любого предмета, так и физической культуры.
Например: знаменательные даты, события, достижения Советского и Российского спорта и.т.д.
В конце недели, на классном часе, используя информационный материал (5-6 дней) делаются сообщения, или одно обзорное выступление.
Это большое подспорье классному руководителю к привлечении школьников к общеобразовательного процессу.
Что касается моего виденья перспектив развития современного образования, то оно будет наверняка совершенствоваться и развиваться. Но вместе с тем, у меня такое ощущение, что реформируемое наше образование находиться в состоянии «заливного», где мало желатина. А мне оно представляется сталагмитом. Не разрушая само себя, наращивалось бы сверху, одновременно укрепляя свое основание.
К разделу общефизической подготовки:
2406651371603517265137160

3555365-92710307340-102235
523875402590
307340120015
3460115147955250190147955
Цель использования технологии (Общеоздоровительня направленность) – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Результат использования – стабильное состояние здоровья учащихся.
Технология «Изотон».
Наряду с такими технологиями оздоровительной направленности как: дыхательная гимнастика, закаливание, аэробика, шейпинг, циклическая аэробика, гимнастика для глаз, технология профилактики нарушения осанки, «стретчинг» и «изотон» достойно и гармонично занимают свое место в этом списке.
«Изотон» - это система силовой оздоровительной тренировки. Суть силовой тренировки состоит в том, что при выполнении упражнений мышцы должна всегда находиться в постоянном напряжении. Этим и достигается оздоровительный эффект. По влиянию на организм мышечная деятельность по значению может быть поставлена в один ряд с кислородом и витаминами. Недостаточная мышечная деятельность подобно недостатку кислорода. А это пагубно влияет на организм, особенно во время его роста. Поэтому для организма необходим полноценный, разнообразный, активный, двигательный режим.
При реализации системы «изотон» необходимо выполнять следующие требования: при выполнении силовых упражнений следует задействовать минимум количество мышц, переходя с больших мышц на малые. После серии упражнений выполнять «стретчинг»; интенсивность активизации 30%- 70%. Упражнения выполняются медленно с постоянным напряжение мышц, не задерживая дыхания. Упражнения должны выполняться до разумного болевого ощущения. Это вызывает интенсивное вбрасывание гормонов в кровь, что повышает процесс накопления веществ в крови, укрепляя иммунную систему и лечит наследственный аппарат клеток.
Упражнения для одной мышечной группы объединяются в одну серию. Необходимо соблюдать все принципы тренировочного процесса и питания. Если необходимо увеличить мышечную массу, то в рацион питания следует включать больше белка.
При подборе упражнений не следует начинать с мышц «энергистов» и заканчивать «антагонистами». Пример: начиная с двуглавой и дельтовидной мышц при подтягивании – переходить на отжимания, задействую эти же мышцы. ЧСС – не должно превышать аэробного порога. Запрещено делать махи конечностями с большой интенсивностью; выполнять упражнения без резких движений и по возможности активизировать мышцы – антагонисты.
Интервалы между сериями заполняются облегченными упражнениями (стретчинг, аэробика, дыхательные упражнения).
Комплекс состоит из серии, внутри которых выполняются упражнения на две или три мышечные группы.
С 1990-года я работая по программе физического воспитания с 3-х часовым содержанием уроков физ-ры в неделю. В процессе работы над программным материалом я убедился, что занятия на силовую подготовку, удобнее всего подходят для уроков третьей четверти. Дело в том, что содержание учебного материала третьей четверти состоит из лыжной подготовки 16ч. и гимнастики 14ч. На сдвоенном уроке отрабатывается материал по лыжной подготовке, а часть урока на гимнастике отведено для упражнений с силовой направленностью. Опыт показал, что чередование уроков на лыжах и третьего урока с силовым содержанием органично дополняют друг друга. Как известно, у лыжника в большей мере работают мышцы плечевого пояса, ног и особую нагрузку несут мышцы поясничного отдела. Где как не на третьем уроке развивать и закреплять «мышечную память»?! А для снарядной гимнастики и акробатики,- упражнения с силовым содержание дают неоспоримый эффект.
А) Б)
Из положения виса лежа подтягивание Зафиксировать положение с (3-5 раз) согнутыми руками (10-12с.)
А) Б)
Подтягивание на высокой перекладине Зафиксировать в положении виса (2-4 раза) на согнутых руках (10-15с.)

Из положения, сидя в упоре руками сзади удерживая мяч в ногах –
Перенос ног вправо-влево над штативом (10-12 раз) –
Задержать ноги с мячом над штативом на 10-12с.

1 вариант: Упражнение проводиться в форме игры – состязания
Удержать мяч, на бедрах находясь в упоре на руках согнув ноги
(кто дольше).
2 вариант: В висе на перекладине «шведской» стенки удержать мяч на согнутых ногах.
(кто дольше).

Упражнение проводиться в форме игры – состязания
Делая наклоны, вниз продвигаем «бегунок» по штативу (4-6раз) –
Зафиксировать руки в максимальном нижнем положении «бегунка»(2-4с.)
Цель занятий с использование технолгии «Изотон»- укрепление различных групп мышц.
Задачи урока - активизация деятельности учащихся на уроках физической культуры:
Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
Упражнения на укрепление мышц ног и брюшного пресса;
Упражнения на развитие гибкости;
Упражнения в соревновательно-игровой форме (кто дольше удержит мяч).
(см. иллюстрации)
Игровые технологии.
Наиболее известные и популярные спортивные игры современности, которые культивируются в разных уголках земного шара это: баскетбол, хоккей, волейбол и, конечно, футбол.
Порядок расстановки названий этих спортивных игр определился не исходя из их популярности, а по некоторым другим критериям и особенностям. Не будем углубляться в исторические корни возникновения и эволюцию этих игр. У каждой из них своя страна, народ и свой путь развития. По популярности эти виды спорта построятся совсем в другом порядке. Чтобы не быть не корректным и стало понятным, построим некую схему, в которой каждое звено имеет свою «стоимость».
В этой аналитической схеме фигурирует такая замечательная спортивная игра, как хоккей. Но речь идет о видах спортивных игр, которые входят в программу по физической культуре средних образовательных школ. Конечно, в школьной программе место хоккея занимает ручной мяч, но он уступает в популярности: баскетболу, волейболу и футболу.
В Коломенском районе хоккей переживает второе рождение. Во многих поселениях при школах восстанавливаются и заново появляются хоккейные «коробки», где вновь школьники получили возможность играть в хоккей в не урочное время.
В результате анализа баскетбол в школьной программе занимает первую строчку в перечне спортивных игр.
1 2 3 4 5
Популярность:
1.футбол
2. хоккей
3.баскетбол
4. волейбол Условия культивирования:
Затраты на содержание площадок, залов, дворцов спорта, катков
1-2. баскетбол
1-2. волейбол
3. футбол
4. хоккей Затраты на амуницию и инвентарь:
1-2. баскетбол
1-2. волейбол
3. футбол
4. хоккей Травмоопастность:
1.хоккей
2.футбол
3.баскетбол
4. волейбол Воздействие на организм (с учетом травмоопастности):
1-2. баскетбол
1-2. волейбол
3. футбол
4. хоккей
Особенности физического воздействия на организм занимающихся баскетболом.
Понятие чувства коллективизма и другие физические воздействия на организм присуще всем видам спортивных игр, где соперничают команды.
Баскетбол наиболее ярко это демонстрирует т.к. игроки на протяжении всей игры контактируют и взаимодействуют между собой гораздо чаще, чем в других играх. Высокий эмоциональный уровень постоянно поддерживается на протяжении всей игры. Это положительно сказывается на эндокринной системе. Высокий уровень двигательной активности развивает общую и скоростную выносливость. Многообразие двигательной деятельности (разновидности передвижений, бег, ускорения, прыжки и.т.д. требующие высокой степени координационной составляющей), гармонично и положительно влияет на формирование и укрепление костно-мышечной и сердечнососудистой систем. Баскетбол развивает такие качества, как координационные способности, периферическое зрение и быстроту мышления. Баскетболисту, учитывая специфику игры, приходится чаще всех (за условную единицу времени) принимать быстрое решение для выполнения игровых действий. Свидетельство тому - результаты встреч в цифровом выражении.
Относительная доступность позволяет популяризировать и развивать этот вид спортивной игры.
Сегодня делаются попытки приобщения детей к регулярным занятиям - баскетболом. Во многих дворах появились оборудованные площадки для этой игры. Когда-то они оборудовались своими силами и энергией энтузиастов. Сейчас же господствует чрезмерное потребительское отношение ко всему. Переориентация духовных ценностей, невежество, а порой вандализм, встают серьезной преградой для «оздоровления» молодого поколения. Многие площадки уже пришли вне годность и пустуют. Родители своих отпрысков в 90-е годы были заняты тем, чтобы встроиться в новую систему отношений. Их дети были обделены вниманием и сами приспосабливались к действительности. Серьезно пострадала средне-образовательная, а за ней и высшая школа.
На правительственном уровне уже признано, что лишь 10% выпускников школ являются здоровыми. В военкоматы отмечают, что только 20% юношей пригодны к службе в вооруженных силах. Министр Голикова заявила, что с 13-14 лет учащиеся будут обследоваться на предмет репродуктивности. Вот уже набирает обороты компания по тестированию учащихся на наркозависимости. Удивляет позиция СМИ. По телевиденью идет программа «Галилео». В школе «инструктор» тренирует группу учащихся. Ученик должен со звонком на перемену перепрыгнуть свой стол, преодолеть лестничные пролеты, спустившись по перилам, добежать до буфета, чтобы оказать первым. Между тем уровень физического развития детей упало до критического уровня. Не желание детей учиться и заниматься физкультурой и спортом не стало считаться проблемой для родителей. Сами родители перестали быть примером для своих детей в организации досуга и пропаганде здорового образа жизни. В лучшем случи это ограничивается шашлыками на даче. У взрослых стал появляться «свой рационализм». Если ребенок не подает надежды попасть в профессиональный спорт, то они лучше наймут ему 2-х или 3-х репетиторов.
Спортивно-массовые мероприятия, к счастью, еще проходят на должном уровне. Но основная масса граждан ведет себя пассивно и бездеятельно. И разрыв в процентном отношении между активными и пассивными гражданами очень велик. И бегать трусцой, как не бегали, так и не собираются. Низкий уровень жизни большей части населения, не уверенность в завтрашнем дне - основная причина всех бед.
Не случайно Россия занимает второе место по самоубийствам и первое место по детскому суициду.
Вот в таких условия сельская школа продолжает «бороться» за здорового ученика. Одна из форм это работа с родителями. Поэтому вопросу было проведено ряд мероприятий, направленных на активизацию воздействия родителей на своих детей. Проведено общешкольное родительское собрание на тему: «Активный отдых в режиме дня школьника».
Применение приспособлений и нестандартного оборудования в технологии физкультурно-оздоровительной направленности в игровых видах спорта:
Верхняя подача в волейболе;
Нападающий удар;
Верхняя передача и прием снизу;
Нижняя передача;
Нападающий удар;
Навыки владения мячом в баскетболе (сиамские близнецы);
К разделу легкая атлетика:
Тренажер для метания;
Приспособления для укрепления мышц ног и рук (изготовленные из пожарного рукава);
Бег с прицепом;
Бег с сопротивлением;
Подвижные игры, эстафеты, «Веселые старты» и отдельные их элеметы в занятиях с детьми младшего и среднего возраста:
Городки;
С шестами;
Эстафета на самокатах;
С эспандером.
«Кто быстрей»
Рисунок 2 Бросок одной рукой от плеча
322199013589050165135890Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 а)Нападающий удар в волейболе (на вертушке)
б)Верхняя подара в волейболе


Рисунок 4 Для укрепления мышц рук и плечевого пояса
322199069215Рисунок 3 Верхняя передача мяча в волейболе
2159069215К разделу легкой атлетики:
Рисунок 6 Эстафетный бег
3221990356235Рисунок 5 Техника метания (финальное усилие)
-245110356235
Рисунок 8 Бег с отягощением
2945765227330Рисунок 7 Бег с сопротивлением
-245110332105


Рисунок 9 а)Прием снизу б)Нижняя передача
Материал к подвижным играм:
3088640208915

-26035134620

308864089535Рисунок 10 "Муравьишка спешил домой"
-2603589535
Рисунок 11 "Городки"


Информационно-компьютерная технология.
Цель урока проводимого с применением мультимедийной технологии.
При проектирование бедующего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок или мероприятие играет в системе по изучаемой теме или всего учебного курса.
Для чего предназначен мультимедийный урок:
Для изучения нового материала, предъявления новой информации;
Для закрепления пройденного материала, отработки учебных умений и навыков;
Для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;
Для обобщения, систематизации знаний.
Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало банальной данью, не новомодным увлечением. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока или мероприятия, образовательные технологии, приемы педагогической техники. Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.
Применение видео материала при проведении занятий по подвижным и спортивным играм (баскетбол, волейбол):
Описание данного вида спорта;
Правила игры;
Тактические действия в игре;
Технические приемы для освоения и применения их в игре;
Просмотр показательной игры или ее эпизодов.
Разработка проведения общешкольного родительского собрания. Организация распорядка дня школьника. Роль физического воспитания и активного отхода в режиме дня.
I.Движение и физкультура.
Ребенок развивается физически, умственно только тогда, когда ведется активный образ жизни. Развитие и укрепление сердечнососудистой системы происходит только при ежедневных физических нагрузках, а в период роста при их увеличениях. Вот почему именно в школьном возрасте необходима двигательная активность. Она имеет большое значение для укрепления физиологических функций развивающегося организма, его закаливания, развития двигательных функций, повышение физической и умственной работоспособности.
И все это зависит от интенсивности проводимых уроков физкультуры, внеклассной и спортивной внешкольной работы, режима работы школы:
-утренняя гимнастика
-физпаузы на уроках и между ними
-прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Урок физкультуры - это 40 мин. движений , т.е. насыщенность урока для всех. Для учащихся школ необходимо в неделю не менее 12 часов двигательной активности. И это практически возможно, особенно для учащихся начальной школы. Приведем пример нашей школы: В день
1.ежедневная утренняя гимнастика - 7 мин. -35 мин.
2.физпауза на уроке - 2 мин. - 50 мин.
3.урок физкультуры - 40 мин. - 1ч.20 мин.
4.уроки ритмики -40 мин. - 1ч.20мин. t5.активные прогулки и игры
на свежем воздухе - 1ч.30мин. - 7ч.20мин.
Итого: - 11ч.25мин.
Опыт показал, что гораздо сложнее выполнить 12 часовую нагрузку в неделю для 5-Икл.
По первым трем пунктам в сумме получается - 4ч.15мин.
На недостающие 5-6 часов приходятся внеурочные, секционные и самостоятельные занятия.
II.Подборка видеоматериала
1.утренняя зарядка
2.физкультурная пауза
3.уроки физкультуры
4.работа спортивных секций
5.группа здоровья
6.аэробика и корригирующая гимнастика
7.общешкольные спортивно-массовые мероприятия:
а) соревнования
б) «дни здоровья»
в) «веселые старты»
г) школьный турслет и т.д.
8.работа тренажерного зала
9.занятия и мероприятия в начальной школе (секция борьбы)
10.групповой снимок лучших спортсменов школы с наградами, грамотами и призами, завоеванных в районных соревнованиях. Фотоматериал о районных соревнованиях (если такой есть)
11. видеокадры (вопросы этики и гигиены). Показать негативную сторону отношения учеников (их родителей) к занятиям. Как выглядят порой учащиеся (их форма одежды на уроках, включая уроки по лыжной подготовки) и показатель, как это должно быть.
III. Проведение спортивного мероприятия.
Варианты:
1.Папа, мама, я - спортивная семья.
2.«Веселые старты».
3.Полоса препятствий.
4.Спортивные игры (тренировка).

Личностно-ориентированное обучение.
Особенности критерий оценки физических способностей учащихся
Как известно приобретение знаний, навыков, умений происходит за счёт уже сложившейся определенной системы, где процесс обучения представляет собой комплексное воздействие на ученика. И метод поощрения и стимулирования занимает не последнее место в перечне педагогических приемов. Создание условий для успешного усвоения материала является также стимулирующим фактором.
Например: применение нестандартного оборудования позволяет создать некую полосу препятствий. Препятствия или станции устанавливаются в линию или по кругу. Очередность их расстановки имеет определенную закономерность. Это зависит от того, какие элементы школьной программы требуется отработать. Если это раздел гимнастики, то здесь как правило присутствуют элементы акробатики, опорный прыжок, упражнения в висах и упорах, элементы на координацию движений, быстроту и ловкость. Разумеется, что с каждым элементом или упражнением ученик вначале знакомится, а затем они объединяются в одну цепочку. Многократность повторения за урок позволяет в короткое время освоить упражнение в целом. Методические указания учителя с каждым разом дают возможность устранять ту или иную ошибку. Когда требуется выполнить какое-то упражнение с определенной чистотой, то поддержка и помощь учителя здесь просто необходима, чтобы снизить психологическую нагрузку ученика и обеспечить уверенное выполнение задания. Но не каждому ученику это удается, потому что специфика нашего предмета такова, что ученик находится под вниманием не только учителя, но и под пристальным взглядом одноклассников. И при неудачном или неловком движении он испытывает психологический дискомфорт, что приводит к так называемой «зажатости». Поэтому с такими учениками приходится работать больше индивидуально и стараться избегать экстремальных для него ситуаций.
Для привлечения к систематическим занятиям физкультурой и спортом и для более эффективной организации внеклассной работы, при формировании группы повышения спортивного мастерства, где планируется подготовка школьных команд для участия в районных соревнованиях- стимулирующим фактором . стала спортивная форма. Были поставлены условия, при которых обладатели этой формы стали бы примером для остальных и в скором времени успешно заменили своих старших товарищей. Этот факт заметно повысил дисциплину и ответственность занимающихся.
В последнее время появились в печати различные пособия, методические разработки по физической культуре, разработанные в соответствии с государственной программой Министерства образования и науки Р.Ф. для средней общеобразовательной школы, а все многочисленные реформы школы, ратующие за единообразие программ, приемов, подходов* формированию и обучению единомыслящей личности, обречены на неудачу. Считается, что обучение и воспитание нетрадиционными методами должно стать единственной традицией настоящей педагогики. Для учителя хороша та структура урока, когда учащиеся трудятся весь урок. Это позволяет изжить такую болезнь, как равнодушие.
Программа должна быть средством, а цель- это здоровье учащихся, в сочетании с воспитанием дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам. При этом важнейшим требованием современного урока остается- обеспечение дифференциированного и индивидуального подходов к учащимся с учётом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенности развития психических свойств и качеств. Поэтому оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не выполнение усредненных учебных количественных нормативов. В этом, мне кажется, и проявляется индивидуальный подход и проявление гуманизма при оценке личности учащегося.
Содержание уроков с выполнением тестовых заданий.
Цель уроков – ориентирование учащихся на индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей.
Задача уроков – добиваться положительной динамики при выполнении тестовых заданий и упражнений:
Применение тестовых упражнений на уроках для различных разделов программы по физической культуре;
Осуществлять контроль и учет личных достижений учащихся;
Обеспечить наглядность и доступ к личным результатам с целью самоконтроля и активизации деятельности на уроках.
Проверочные тесты. Перечень показателей физической подготовленности:
1.Прыжки через скамейку с опорой руками.
2.Перешагивание через гимнастическую палку (вперед, назад), держа палку в руках
3.Проползание по скамейки (подтягиваясь руками)
4.Соскок с куба (оценивается приземление)
5.Ловля отскочившего мяча от стенки (5 из 5; 4 из 5; 3 из 5)
6.Прохождение на руках (партнер держит ноги)
7.Прыжки в длину с места.
8.Прыжки в высоту с места.
9.Бег 30 м.
10.Метания мяча в цель.
11.Челночный бег 10 м х 3.
12.Прыжки через скакалку за 30 сек.
13.Вис на согнутых руках (в сек.)
14.Прыжки на двух ногах (в права - лева) через планку за 15 сек.
15.Перекладывание малого мяча (поочередно под правой и левой нагой) (в режиме бега на месте за 15 сек.)
16.Подбрасывание мяча с последующими хлопками перед ловлей (количество хлопков)
17.Удерживание мяча или гимнастической палки на согнутых ногах под углом 90° в упоре на руках на время
18.Сгибание и разгибание рук в упоре
19.Подтягивание на низкой перекладине.
20.По гибкости (наклоны вперед от нулевой отметки)
21.Количество седов из положения, лежа на спине (с помощью партнера)
22.Упражнение на равновесие и координацию движений.
23.Полоса препятствий (в вариантах)
24.Прыжки через козла за 15 сек. (с места)
25.Количество напрыгиваний на куб за 15 сек.
26.Тройной прыжок с места.
27.Лазание по канату.
3183890143510-14033595885
Рисунок13 Показатель гибкости
Рисунок 12 Прыжки в длину с места вдоль гибкой разметочной ленты

Рисунок 15 Прыжки через козла за 15 сек (кол-во раз)
337439069215Рисунок 14 Напрыгивание за 15сек (кол-во раз)
882652540