Использование инновационных образовательных технологий в практике физического воспитания студенческой молодежи в СПО


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СПО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова», г. Талица, Свердловская область, Россия, е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Совершенствование системы образования в нашей стране требует внедрения новых идей во всех её сферах, в том числе и в физическом воспитании учащейся молодежи среднего профессионального образования. В первую очередь это связано с изменением технологии преподавания физической культуры, которая сможет обеспечить необходимый уровень здоровья и психофизической готовности будущих специалистов к разнообразным условиям жизнедеятельности. В современной педагогической науке и практике разработан достаточно широкий набор образовательных технологий.
Актуальность внедрения инноваций в сфере физической культуры обусловлена серьезными проблемами в состоянии здоровья молодежи. Спрос на инновации в данном направлении наблюдается во всех сферах физической культуры, особенно в вопросах совершенствования методов работы, в подборе оригинальных средств путях их внедрения в практику.
На сегодняшний день самая острая требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие студенческой молодежи. Реальный объем двигательной активности студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения, увеличивается число обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Ситуация еще усугубляется и тем, что у большинства студентов с ослабленным здоровьем отсутствует интерес к физической культуре. Как правило, такие студенты не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают занятий физической культурой. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности студентов.
На наш взгляд, нам уже удалось достичь определенных успехов. В своей работе на протяжении трех лет мы используем образовательные технологии саморазвивающего обучения, включающие в себя такие важные направления, как: самосовершенствование, самовоспитание и самоутверждение; технологию самообразования и самоактулизации для достижения личных и социальных целей и адаптации в социуме.
Первое, что мы сделали, это провели опрос студентов 1-3 курсов по специально разработанным анкетам. Принявшие участие в исследовании студенты, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивной активности, условно были разделены на 3 группы:
Студенты с низкой физкультурно-спортивной активностью (занятия спортом не превышают 2-х часов в неделю
Студенты с оптимальной физкультурно-спортивной активностью (6 часов и более в неделю)
Студенты, не проявившие физкультурно-спортивной активности (не имеющие свободного времени на занятия физической культурой и спортом)
Анализ анкетирования показал, что активно занимаются физическими упражнениями лишь 15,1 % обучаемых, периодически 61,5 %, а 23,4% студентов не имеют свободного времени на занятия физической культурой и спортом.
Проведенный анализ позволил нам оценить отношение студентов к ценностям физической культуры, а также мотивацию современных студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Мы определили, что для привлечения учащихся к занятиям физической культурой и спортом необходим поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в колледже.
Исходя из этого, была определена главная цель работы: совершенствование методов работы в подборе оригинальных средств и путей их внедрения в практику.
В соответствии с целью были определены основные задачи:
- разработка методологии формирования здорового образа жизни;
-воспитание потребности к ведению здорового образа жизни и укрепления здоровья;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
Для выполнения этих задач были определены основные направления работы:
Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий обучения для самостоятельного освоения студентами теоретического и методического разделов программы:
Разработка электронной рабочей тетради, которая предполагает комплексный подход к поддержке учебного процесса на всех этапах освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных в программе по дисциплине «Физическая культура».
Созданная рабочая тетрадь содержит необходимый теоретический и методический материал по основным блокам:
Информационный
Тестово-информационный (проверка усвоенного)
Коррекционно-информационный (дополнительное обучение)
Проблемный (решение задач на основе полученных знаний)
Блок проверки и коррекции
Разработка индивидуальной карты самоконтроля «Паспорт профессионально-прикладной физической подготовленности студента» и ведение личного дневника самоконтроля (личной карты здоровья обучающегося).
Наша задача научить студентов определять уровень своего физического здоровья с помощью тестов, стандартов, методик. Обучающие исследуют свое физическое развитие с помощью антропометрических стандартов, индексов, двигательных тестов, определяют уровень рейтинга в группе.


Паспорт профессионально-прикладной физической подготовленности студента

Студента группы _____________ ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова»
Ф. И.О._______________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Группа здоровья ________________________________________________
Вес______________ рост_____________


№ тестов
Наименование двигательных тестов и рейтинг студента

1 семестр 20__. – 20__уч. год
2 семестр
20__ – 20__уч .год
Положительная или отрицательная динамика




Результаты тестов
количество баллов
Результаты тестов
количество баллов


1.
Бег 30 метров






2.
Челночный бег 10 х10 м.






3.
Бег 100 метров






4.
Бег 400 метров






5.
Бег 500 метров






6.
Бег 800 метров






7.
бег 1000 метров






8.
Бег 2000 метров (девушки)






9.
Бег 3000 метров (юноши)






10.
Метание гранаты






11.
Подтягивание из виса на высокой (низкой) перекладине






12.
Прыжок в длину с места






13.
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в мин.)






14.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)






15.
Бег на лыжах 3 км или 5 км






16.
Стрельба из пневматической винтовки






17.
Прыжки на скакалке (1 мин.)






18.
Прыжки на скакалке (5 мин.)






19.
Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа






20.
Вис на согнутых руках (мин, сек) (юноши)






Средний балл




Рейтинг в группе




Подпись преподавателя___________________________


Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальной карты здоровья)
курс
Дата исследования
ДТЛ стоя
MT
ОГК
ЖЕЛ
САД
ДАД
ЧСС
СТТ



см
Ц.и.
кг
Ц.и
см
Ц.и
млл
Ц.и
мм
Ц.и
мм
Ц.и
Кол.
Ц.и
индекс

I
09.2015

















05.2016
















II
09.2016

















05.2017
















III
09.2017

















05.2018
















IV
09.2018

















05.2019
















ДЛТ стоя – длина тела стоя; МТ – масса тела; ОГК – окружность грудной клетки, ЖЕЛ – жизненная емкость легких; САД – систолическое артериальное давление; ДАД – диастолическое артериальное давление; ЧСС – частота сердечных сокращений; Ц.и. – центильный интервал; ПДсМ – прыжок в длину с места; КДп – кистевая динамометрия правой руки; КДл – кистевая динамометрия левой руки; ДТЛ сидя – длина тела сидя; ДЛН – длина ног; ДЛОЗ – длина окружности запястья; УФР – уровень физического развития; РГ – рейтинг в группе.

курс
Дата исследования
ПДсМ
КДп
КДл
ДТЛ сидя
ДЛН
ДЛОЗ
УФР
РГ



см
кг
Ц.и.
кг
Ц.и.
см
см
см



I
09.2015












05.2016











II
09.2016












05.2017











III
09.2017












05.2018











IV
09.2018












05.2019












Обеспечение наглядной информации о прогрессе достижений студента на протяжении учебы в колледже.
Студенты в конце каждого учебного года строят график профиля своего физического развития и делают выводы как об уровне своего здоровья (высокий, средний, низкий), так и гармоничности физического развития.
Формирование системы коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья и созданию оптимальных условий для осуществления поставленных целей.
Составление индивидуального плана физического саморазвития студента;
Необходимо использовать мотивационный заряд воспитания отстающих физических качеств и, опираясь на индивидуальный подход, в соответствии с достигнутыми результатами, обязательно и последовательно усложнять стоящие перед студентами задачи, предавать им все более творческий характер, вплоть до самостоятельной долговременной программы индивидуальной физической тренировки в период обучения в колледже и после его окончания.  Это и будет подлинным осуществлением индивидуального подхода в физическом воспитании и формировании личности будущего специалиста.
При анализе полученных данных было отмечено, что при поступлении на первый курс колледжа многие имели низкий уровень физического развития. После года занятий у студентов отмечалась положительная динамика влияния занятий физической культурой на уровень физического здоровья.
Если при поступлении в колледж наблюдалось, что 69 % студентов имели низкий уровень здоровья и 28% ниже среднего уровня, то к началу второго года обучения соотношение было следующим: 19,2% - с низким уровнем здоровья, 30,9% - ниже среднего, 40,8% - со средним уровнем.
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении перспективы совершенствования физического воспитания следует определить, какой должна быть современная структура учебного процесса, что должны представлять собой составляющие его элементы, каковы должны быть особенности взаимосвязей между ними.
Поэтому, важнейшей концептуальной особенностью современной системы физического воспитания является установка








После презентации
С нынешнего года дифференцировку учебного процесса на первом курсе мы начали проводить по уровню развития у студентов физических качеств. Затем, в соответствии с личной карточкой развития физических качеств у студента в конце учебного года будем определять наиболее отстающие в развитии качества с помощью графической кривой, которым необходимо на 2-м курсе во всех видах физической подготовки уделять преимущественное внимание. Так как отстающие физические качества являются достоверной и наглядной информацией для критической самооценки студентов, т. к. в этом возрасте процессы формирования личности протекают особенно бурно и этот возраст характеризуется огромным стремлением к активной, творческой деятельности.
Совершенствование отстающих качеств должно решить самую важную трудную задачу – пробудить у студентов интерес к физической  культуре и приобщению к ней. На это должны быть направлены все доступные средства агитации и пропаганды, лекции и постоянные беседы (общие и индивидуальные).
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и   убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом [4].
На первом этапе





Мы предлагаем рассмотреть, на наш взгляд, реальные и эффективные для применения в практике физического воспитания студенческой молодежи технологии:
Технология саморазвивающего обучения, включающая в себя такие важные направления, как: самосовершенствование, самовоспитание и самоутверждение.
Технология самообразования и самоактулизации для достижения ичных и социальных целей и адаптации в социуме.













Ыђ Заголовок 115