Урок русского языка на тему:Обучающее изложение повествовательного текста с творческим заданием (4 класс)


Урок русского языка, 4 класс
УМК «Школа России»
Орехова Галина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ ВКСОШ, ст. Верхнекундрюченская.

Грамотная и содержательная письменная речь - это способ самовыражения. Русский язык служит для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования) являются способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
В системе упражнений по развитию речи большую роль играют изложения. При написании изложения учащимися часто пропускаются важные детали, неточно употребляются слова и выражения, поэтому письменному развитию речи необходимо уделять должное внимание.
Тема: обучающее изложение повествовательного текста с творческим заданием (изложение с элементами сочинения).
Цели: 1. Создать условия для организации деятельности учащихся при написании изложения.
2. Содействовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных: контроль, самоконтроль,
б)познавательных: умение наблюдать, сравнивать, делать выводы,
в)личностных: содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости выполняемого задания, самовыражение через этап творческой работы.
Задачи:
формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности;
учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов;
развивать орфографическую зоркость;
обучать детей правильному озаглавливанию частей текста;
воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому;
способствовать развитию наблюдательности.
Оборудование:
интерактивная доска;
словарь;
индивидуальные карточки – помощницы;
иллюстрации к изложению;
слайды.
Ход урока.
Организационный момент
Заставка из телепередачи «Диалоги о животных»
Что за заставку вы сейчас увидели? – правильно это передача «Диалоги о животных».
Введение в тему урока.
Все мы любим передачи о животных. В этих передачах можно узнать много нового, расширить кругозор, повстречаться с интересными животными и людьми, которые их изучают.
У нас сегодня будет необычный урок, урок – передача, на котором некоторые ребята выступят в качестве ведущих программы «Диалоги о животных», а все – после этого смогут попробовать себя в роли журналистов, которым нужно будет написать небольшой сюжет.
Сообщение темы занятия.
Для того, чтобы написать сюжет, нам нужно будет понаблюдать, собрать сведения, зарядиться положительной энергией, пофантазировать. А результатом всего этого будет изложение с творческим заданием.
Актуализация знаний учащихся.
- Какой вид письменной работы мы называем изложением?
(Это текст, который надо запомнить и написать грамотно)
- Объясните значение выражения «Написать грамотно»?
(Правильно строить предложения. Они должны быть объединены общей темой. Написать текст без ошибок.)
- Из каких частей состоит изложение?
Слайд(1):
1.Вступление.
2.Основная часть
3.Заключение
- Какую роль играет в изложении каждая часть?
(Во вступлении читателя готовят к восприятию текста.
Основная часть раскрывает тему.
Заключение подводит итог, выражает идею текста)
- Виды текстов?
(повествование, описание, рассуждение)
Вывод: Значит, чтобы правильно выполнить сегодняшнюю работу, надо чётко представлять структуру текста и следовать ей, соблюдать правила орфографии, синтаксиса и пунктуации.
Работа над текстом изложения.
1). Загадка (слайд 2)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Познакомьтесь это (лось)– появляется иллюстрация лося (слайд 2)
2).Чтение текста изложения учителем (слайд 3)
Вопросы перед чтением
а) определить вид текста (описание)
б) определить тему текста (лосиха и лосенок)
в) Сколько частей в этом тексте? (3)
Чтение каждой части, озаглавливание и запись на доске плана. (слайд 4 –вопросы)
Вступление. Варианты: «Лосёнок родился»
Основная часть. Варианты заглавий: «Лосиха и лосёнок»
- Какие слова придают выразительность речи? (Прилагательные).
- В каком значении употреблено выражение «на таких и стоять нельзя» (слайд 5 – опорные слова) – 1 строка
Заключение. «В зарослях у ручья»
Пересказ текста по вопросам и опорным словам (слайд 5 открыт весь)
Физкультурная пауза (слайд 6)
Сделаем небольшую остановку, отдохнем:
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
Работа над творческим заданием: Вам предлагается выступить в роли журналистов. В заключительную часть включить абзац из 4-5 предложений на тему «Каким станет лосёнок, когда вырастет». Для этого вам нужно внимательно послушать выступление наших ведущих, и опираясь на их рассказы, дополнить своё изложение элементами сочинения.
Первое предложение начнёте со слов «Пройдёт время и лосёнок вырастет ….»(слайд8).
Опишете каким станет лосёнок, опираясь на содержание словаря. Постарайтесь, найти и свои варианты. (Запись 3 и 4 пунктов плана.)
9.Орфографическая подготовка.
(слайд 7) – безударные гласные,
- парные согласные,
- трудные слова,
- словарные слова)
Все журналисты должны писать очень грамотно. Для этого повторим орфографические правила.
10.Самостоятельно перечитайте текст. Сколько же абзацев будет в нашем тексте? (3) Как пишем каждую новую часть? (с красной строки)
11. Письмо по плану.
Слабым учащимся выдаются инструкционные карты с вопросами, на которые они отвечают письменно.
Примерный план на доске.
Лосёнок родился.
Лосиха и лосёнок.
В зарослях у ручья
Пожелания перед самостоятельной работой:
- Желаю творческих успехов и жду интересных журналистских отчётов.
12. Этап рефлексии.
- Над какой частью текста было работать интересно?
- Какая часть работы показалась трудной и почему?
- Особенность, новизна работы (изложение + сочинение)
- Чтение нескольких работ.
13. Итог урока. Заканчиваем наш урок - передачу. Чему новому мы сегодня учились?
Ребята, вы прикоснулись к творчеству и красоте слов, к тайнам описания красоты природы. Вы приходя в лес, или парк помните о том, что животные являются братьями нашими младшими. Не обижайте их и цените их. (слайд9)
Чтение стихотворения
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
14. Домашнее задание – творческое. Попробуйте найти тексты, где используется сравнительное описание объектов живой природы.
Творчества всем и вдохновения!

Используемые материалы
1.Васильева Е.В. Изложение.2010г. Переславль-Залесский (шаблоны слайдов).
2. С. А Есенина Как научить вашего ребёнка писать изложения. 3 класс. Издательство Грамотей 2008,
3.Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение.-Волгоград «Учитель»,1996
4. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 Класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.- 341с.