ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


УДК 377.131.14
ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Даркина А.В.
к.ист.н, ВЮТ (Россия, Воронеж)
Статья посвящена рассмотрению внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс ссуза. Показано, что данные технологии используются на основании образовательных стандартов третьего поколения и могут быть полезны обеим сторонам педагогического процесса - студентам и педагогам.
The article considers the implementation of new educational technologies in the educational process of secondary school. It is shown that these technologies being used on the basis of educational standards of the third generation, can be useful to both sides of the pedagogical process - students and teachers.
Ключевые слова
Педагогические технологии, образовательный стандарт, педагогический процесс, образовательные стандарты третьего поколения.
Educational technology, educational standard, the pedagogical process, educational standards of the third generation.Образовательные стандарты третьего поколения, предлагая участникам педагогического процесса как в школе, так и в среднеспециальном учебном заведении существенные нововведения, содержат большой потенциал по реализации практических приемов актуальных на сегодняшний момент педагогических практик. Уже имеющиеся и вновь предлагаемые коллегами педагогические технологии полезны прежде всего с точки зрения формирования профессионализма педагога: «…ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса» [1; С. 34]. Однако без участия учебной аудитории в познавательной деятельности не может быть и речи о работе самого педагога, ее эффективности и пользе для общества. В этой связи освоение новейших педагогических технологий в рамках учебного процесса имеет двусторонний формат «педагог-обучающийся», реализующий то или иное новшество в полной мере. Уроки гуманитарного цикла (история, обществознание) применительно к развитию навыков познавательной деятельности студентов и обеспечению компетентностного подхода могут проводиться разными способами. Главная задача здесь - распределять учебную нагрузку таким образом, чтобы дать возможность обучающимся проявить себя как активных участников аудиторной деятельности: речь идет, главным образом, об устных формах работы, т.е. о таких педагогических технологиях, как урок-эвристическая беседа, урок-диспут и т.п. виды аудиторной практики.
В качестве примера урока по истории мы выбрали урок-эвристическую беседу по истории по теме «Становление биполярной системы международных отношений». Данный урок нацелен на изучение процессов, происходивших в мире после второй мировой войны. На наш взгляд, технология эвристической беседы представляет в данном случае наиболее эффективную форму работы, т.к. помогает обучающимся, актуализируя соответствующие знания по предмету, понять основные закономерности послевоенного мироустройства и последовавшие за этим события [3]. Беседа способствует не только восполнению некоторых пробелов в знаниях, но и помогает увидеть ситуацию в исторической ретроспективе в целом, поскольку изучив явление с разных сторон, мы можем получить реальную картину происходившего. Кроме того, выявление противоречий в высказываниях студентов по ходу урока - ключевая характеристика эвристической беседы как особого вида занятия - может способствовать более глубокому пониманию противоречивой по определению эпохи «холодной войны». Цели данного занятия можно определить так: 1) Формирование представления о предпосылках и основных событиях «холодной войны». 2) Установление причинно-следственных связей между формированием биполярной СМО и последовавшими вслед за этим событиями (Корейская война). 3) Развитие навыков грамотной устной речи, умение отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать свою позицию по тем или иным вопросамВ рамках дисциплины обществознание ряд уроков рационально посвящать именно практическим занятиям - очевидность такого подхода несомненна: помимо реализации компетентностного подхода студенты научаются под иным углом зрения смотреть на любую жизненную проблему, искать нестандартные пути решения жизненных ситуаций. Одним из примеров может послужить урок-диспут по теме «Демократия. Правовое государство». Данный урок направлен на закрепление материала по теме, связанной с пониманием демократии и правового государства как общественно-политического явления. Технология диспута представляет в данном случае наиболее эффективную форму работы, т.к. помогает обучающимся, используя необходимый багаж знаний, глубже вникнуть в суть понятий «демократия» и «правовое государство». Тезис, проблема, возможное решение - отправные точки диспута, помогающие скоординировать ход урока, направить его в нужное русло. В заключение обучающимся предлагается порассуждать по поводу высказываний известных людей, занимавшихся проблемами толкования демократии. Помимо этого, студентам можно предложить фрагмент оригинального документа эпохи становления Соединенных Штатов Америки как родины демократии - Декларации независимости, а также вопросы после него, по изучению которых ребята могут предоставить собственное мнение на заданную тему. Каковы цели подобного урока? Мы определили их как: 1) Формирование более комплексного представления о сути понятий «демократия» и «правовое государство». 2) Установление причинно-следственных связей между понятиями «демократия» и «правовое государство».
На наш взгляд, эффективность обеих методик невозможно представить без т.наз. мотивационной части. В первом случае перед началом урока обучающимся предлагается актуализировать знания по вопросу об особенностях внешнеполитических доктрин в тех или иных странах и регионах (США, СССР, Китай, Западная Европа). Предлагается вспомнить, как и почему трансформировались внешнеполитические доктрины на протяжении первой половины XX в. и какие изменения в сознании политиков произошли вскоре после окончания второй мировой войны. Были ли эти изменения закономерными? Что мы точно знаем о формировании внешнеполитических предпочтений? Каковы были надежды простых людей? Важность ответов на эти вопросы неоспорима: студенты учатся оценивать ситуацию тех лет глазами очевидцев - политиков и простых людей. Что касается диспута по обществознанию, то здесь перед началом урока обучающиеся вспоминают, что представляет собой демократия как историческое и общественно-политическое явление. Ответы на вопросы: как и почему возникло определение демократии и какие изменения в сознании человека могли происходить и происходили с течением времени. Были ли эти изменения закономерными? Как менялось понимание сущности правового государства от эпохи к эпохе, от государства к государству? - могут сыграть положительную роль в понимании подоплеки и сущности изменений, связанных с трактовками демократии и правового государства.
Главная задача педагога - помочь обучающемуся обрести субъектность, то есть стать активным и восприимчивым участником педагогического процесса - может реализоваться посредством подобной практики в полной мере: «Способность учителя проектировать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий позволяет учитывать при определении содержания и структуры образовательной деятельности обучающихся их возможности, интересы и потребности, что гарантирует эффективность педагогической деятельности и дает возможность учителю постоянно ее совершенствовать в соответствии с личными и профессиональными предпочтениями, интересами, потенциалом» [2; C.47-48]. Поиск и внедрение новейших педагогических технологий - едва ли не важнейшие качества творчески настроенного педагога, идущего в ногу со временем и требованиями, предъявляемыми современными стандартами образования.
Библиографический список.
1. Морозов А.В., Сундутова А.А. Профессиональный рост педагога как способ повышения эффективности образовательного процесса. // Современный учитель: личность и профессиональная деятельность: Материалы XV Международной научно-практической конференции (26 июня 2015 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. С.П. Акутина. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 98 с. С. 33-36
2. Хачатрян Э.В. Реализация педагогами образовательных технологий в контексте требований ФГОС основного общего образования // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее: сборник материалов III Ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной Дню Учителя / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 274 с. С. 47-53
3. Эвристическая беседа [Электронный ресурс] URL: http://paidagogos.com/?p=5903 [Дата обращения: 24.08.2015]
Опубликовано:
Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление. Системогенетический подход к целеобразованию : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - 330 с. С. 45-47