Занимательная математика в дробях (5 класс)


Тема урока: «Дроби – это интересно!»
Тип урока: урок-игра.
Класс: 5 класс.
Учебник: Н..Я. Виленкин и др. Математика 5. (Мнемозина).
Цели урока:
обобщить теоретические знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»;
оценить вычислительные навыки действий сложения и вычитания дробей и смешанных чисел.
Оборудование:
карточки с заданием;
«ромашка», лепестки которой можно отрывать.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель объявляет тему, цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Аристотеля, записанное на доске:
«…ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле…»
Учитель загадывает ученикам занимательную шараду:

Первую в школе все изучают.
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
( Дробь)
II. Актуализация знаний.
Три человека у доски работают по карточкам. (Задания по карточкам прилагаются)
Остальные ученики выполняют графический диктант с дальнейшей проверкой:
Ответ «Да» соответствует __, ответ «Нет» - ∩.
(задание для диктанта на доске):
927 - 317= 617 6) 413 - 23 =413415+325 =7310 7) 2+ 13 = 213145 + 45 =245 8) 311 +4 =43118 - 16 =7 16 9) 745 -45 =7
3 - 125 =135 10) 316 - 16 =3
Ключ: __∩∩∩__∩__ __ __ __
III. Игра «Кто скорее, кто вернее»
Правило игры: класс делится на три команды (по рядам), от каждой команды по одному человеку на один номер (лепесток) выходят к доске, взяв задание – лепесток ромашки. При правильном ответе – команде одно очко. На ромашке 9 лепестков, на лицевой −стороне которого номер команды, а с обратной стороны задание (на партах каждого ряда лежат карточки с заданиями, соответствующие заданиям на лепестках).
(задания прилагаются)
IV. Игра « Солнышко» - решить примеры.
Правило игры: на лучах солнышка записаны числа, которые надо сложить или вычесть с числом, записанным на солнышке. Правильный ответ – очко команде. Отвечает тот, кто
первым поднимет руку. 2317+
1217− 5−


3 + 217 + 41517



8617 − + − 1
1617V. Задачи «Дела житейские».
Каждой команде по задаче:
- Рыбак поймал 27 окуней. 23 всего количества рыбы пожарили, а из оставшейся – сварили уху. Сколько окуней пошло на уху?
- Коля съел 5 конфет, что составляет 13 всего количества, что ему подарили. Сколько конфет подарили Коле?
- Четверть дыни разрезали пополам. Какую часть всей дыни составляет эта половина?
VI. Шуточная задача.
На доске плакат (красочное яркое изображение) с Клоуном.
Клоун, чтобы посмешить публику, сказал, что рост у него 95000 км, а вес 225т. Публика смеялась: всем было ясно, что клоун выбрал неподходящие единицы длины и массы. Скажите, каков рост клоуна в см и каков его вес в кг? (Ответ: 180см, 80 кг).
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».
Задания по карточкам:
№1.
а) 9 - 45б) 212 + 312№2.
198х = 18
№3.
Как называется число, в состав которого входит натуральное число и дробь? №1.
а) 6 - 317б) 567 + 227№2.
у-188 = 32
№3.
Какая дробь называется правильной? №1.
а) 217 - 47б) 379 + 139№2.
225х+11 = 15
№3.
Какая дробь равна единице?
Задания на лепестках ромашки:
№1. Вычислите
201737+141237+31837Что показывает числитель и знаменатель дроби? №1. Вычислите
301643+421943+9843Какая из двух дробей с равными знаменателями меньше? №1. Вычислите
71371+45371+241571Какая дробь называется неправильной?
№2. Решите уравнение
а) 391819 - х = 241519б) 60у = 5 №2. Решите уравнение
а) х + 311123 = 471523б) а15 = 120 №2. Решите уравнение
а) х - 8326 = 72526б) 147в = 7
№3. Перевести
В метры:
4дм; 3м3дм; 20см. №3. Перевести
В часы:
30мин; 15мин; 2часа10мин. №3. Перевести
В тонны:
450кг; 28ц; 2ц 35кг.