Конспект урока музыки в 7 классе на тему «Путешествие в музыкальный театр. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».


Конспект урока музыки в 7 классе
на тему:
«Путешествие в музыкальный театр.
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».
Учитель музыки Казановская Надежда Николаевна
МКОУ СШ с. Никольское – на – Черемшане
Мелекесского района.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- освоение знаний об основных этапах драматургии оперы «Князь Игорь»
А.П. Бородина;
- развитие и углубление интереса к музыке, навыков аналитического и творческого мышления;
- воспитание уважения к произведениям музыкальной культуры;
Личностные УУД: расширение представлений о художественной картине мира, знаний основ культурного наследия России на примере оперы Бородина «Князь Игорь»;
Познавательные УУД: проявление устойчивого интереса к творчеству отечественных композиторов;
Коммуникативные УУД: общение и сотрудничество со сверстниками, умение аргументировать собственную точку зрения, признание ценности изучаемого произведения;
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый.
Оснащение урока: мультимедийная установка для презентации, фортепиано,
экспозиция иллюстраций учащихся;
Раздаточный материал: текст «Арии князя Игоря», фрагмента либретто оперы, текст песни «Будь со мною» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Ход урока:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие учащихся, положительный настрой на учебную деятельность,
II. Подготовка к основному этапу.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с замечательной оперой,
которая вошла в «Сокровищницу мирового музыкального
искусства». О каком произведении идёт речь?
Учащиеся: – это опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».
III. Актуализация знаний.
Учитель: Подумайте: «Нужно ли людям знакомиться с этим
произведением и что вы ждёте от урока?»
Учащиеся: Изучать и знакомиться необходимо, чтобы лучше знать историю
нашей Родины;
- на уроке нам интересно узнать продолжение оперы, понять, чем закончился поход Князя Игоря.
Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрации по теме нашего урока, подготовленные вами в качестве домашнего задания.
Учащиеся оценивают рисунки друг друга, высказывают собственные мнения.
Учитель: Знакомясь с дальнейшим развитием событий
оперы, слушая самые яркие музыкальные фрагменты, вы узнаете
драматургию произведения. Что будем для этого делать?
Учащиеся: Слушать музыкальные фрагменты оперы;
слушать арии героев;
анализировать музыку;
находить интонационные особенности музыки;
Учитель: и смело высказывать собственные суждения.
Задача нашего урока - усвоить принципы драматургического развития оперы, продолжить знакомство с музыкальными характеристиками ее героев.
IV. Погружение в проблему.
Учитель: Прочтите эпиграф. слайд № 1
(ученики анализируют высказывание Стасова о тв-ве А.П. Бородина)
Учитель: Поскольку мы уже начали знакомство с оперой на предыдущем уроке,
постарайтесь ответить:
- Что такое опера, ария, либретто? (ответы учащихся)
- Кто написал либретто оперы «Князь Игорь»? слайд № 2
(А.Бородин написал либретто сам)
- Кто посоветовал сюжет о походе Игоря композитору? (критик Стасов)
- Какое литературное произведение легло в основу либретто? слайд №3
(изданная рукопись «Слово о полку Игореве»)
- Что исполняется до начала оперы? (увертюра)
Звучит фрагмент увертюры. слайд № 4
Учащиеся: увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию
- Перескажите содержание I действия оперы. (ответы уч-ся по сюжету оперы)
- Назовите действующие лица. (ответы уч-ся)
- Кто по закону оперного жанра обязательно исполняет арии? (главные герои)
V. Формирование знаний.Учитель: Вечер в половецком стане. В тяжком раздумье князь Игорь. слайд № 5
- Скажите, что может чувствовать человек, попавший в плен?
(рассуждения уч-ся)
Обо всех переживаниях поведает сам Игорь в своей арии. А.П. Бородин
задумал арию своему главному герою в трудный момент жизни. Ведь
можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход,
или в момент солнечного затмения. Нет, князь поёт в плену. Ария стала
самой главной мыслью оперы.
(звучит ария Князя Игоря)
Перед учащимися на партах текст арии.
Учащиеся анализируют произведение:
1. Характеризуют интонации каждой части арии (благородные, сдержанные, нежные, мужественные, тревожные, мрачные).
2. Находят в тексте слова, которые отражают душевные переживания князя,
страдания мужественного человека.
3. Определяют кульминацию арии.
Учащиеся делают вывод:
- Композитор создал глубокий образ благородного, отважного, страдающего от
безысходности человека.
4. Работа в тетрадях – учащиеся заполняют таблицу «Анализ произведения».
Учитель: Прочитайте информацию о следующем этапе развития драматургии оперы.
Перед учащимися на партах текст фрагмента либретто оперы.
Учитель: Что вы поняли из этой части либретто?
Учащиеся: Половец Овлур предлагает князю устроить побег, но Игорь отказался:
«Не пристало русскому князю бежать тайно». Половецкий хан Кончак
узнаёт, что у князя Игоря была возможность бежать из плена, но он
отказался от побега! Воинственный и жестокий хан восхищается
благородством князя. Он принимает Игоря в своём шатре как дорогого
почётного гостя, в честь которого половцы исполняют пляски.
слайд № 6
Учитель: «Половецкие пляски» - не просто вокально – хореографическая сюита в
сцене II действия. Это настоящая жемчужина, в которой Бородин создал
удивительный образ половцев: то нежно – грациозных, то воинственно –
яростных, почти диких.
Слушание фрагмента «Половецких плясок».
Учащиеся анализируют произведение, сопоставляют музыкальные фрагменты.
Учитель: А.П. Бородин не написал ни одного балета! Но «Половецкие пляски»
словно заполнили этот «пробел», они настолько знамениты, что их можно
услышать в разных интерпретациях.
Учащиеся записывают в музыкальном словаре термин «интерпретация».

VI. Музыкальная разминка. . слайд № 7
Выполнение движений под фрагмент «Половецких плясок» в современных
ритмах.
Учитель: Дальнейшие события в опере развиваются следующим образом:
- хан Кончак готов отпустить князя из плена при одном условии: не
поднимать против половцев оружие. слайд № 8
- Согласился ли Игорь на такие условия?
(ответы уч-ся: нет, не согласился, т.к. князь Игорь не предаст свой народ)
Учитель: дочь хана влюблена во Владимира, сына князя, и мечтает видеть его
своим мужем. Князь, находящийся в неволе, понимает, что набеги половцев
на земли русские не прекратятся, поэтому он всё - таки соглашается на побег.
Вот уж полночь. Конь давно готов.
Кто свистит в тумане за рекою?
То Овлур. Его условный зов
Слышит князь, укрытый темнотою.
- В нерешительности лишь Владимир, в нём борются два чувства: любовь к
Кочаковне и чувство долга перед семьёй, Родиной. слайд № 9
В стане половцев поднялся переполох, Игорю с Овлуром удалось бежать, а
Владимир схвачен. Разъярённые половцы требуют казнить молодого князя.
Но хан Кончак объявляет Владимира своим зятем.
- На городской стене Путивля, тоскуя о муже, плачет Ярославна. слайд № 10
Печальна русская земля: выжжены сёла, заброшены пашни, поселяне скорбят.
Вдали показались всадники – это князь Игорь и Овлур возвращаются из
плена. Гудошники Скула и Ерошка суетятся, бегут на колокольню. слайд № 11
- Скажите, почему они себя так ведут?
(ответы уч-ся: Чтобы сообщить радостную весть, чтобы загладить
свою вину перед князем...)
Учитель: народ славит князя Игоря. слайд № 12
Слушание фрагмента заключительного хора:
Учащиеся определяют характер музыки –
торжественные, ликующие, радостные интонации.
VII. Закрепление новых знаний.
Учитель: Бородин «оживил» своей музыкой удивительный памятник литературы
древней Руси. Так, слушая оперу «Князь Игорь», мы имеем возможность
сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года.
- А теперь, внимание! Вас ждут вопросы и задания! слайд № 13
1. В какой момент, по задумке композитора, князь Игорь исполняет свою Арию?
(находясь в плену)
2. Почему хан с почестями принимает пленного Игоря?
(Князь отказался от побега. Этим поступком вызвал уважение хана Кончака)3. Сколько балетов сочинил А.П. Бородин?
(Ни одного, но сцена половецких плясок задумана как балет)
4. Как построены «Половецкие пляски»?
(по принципу контраста)
5. Что звучит в финале оперы? (хор поселян)
VIII. Интонирование.
Учитель: Поселяне верили в то, что князь вернётся – и это сбылось;
у них появилась надежда на то, что Игорь наведёт порядок в городе и
восстановит справедливость;
и тогда в их дома снова возвратится любовь и спокойствие.
В нашей песне тоже поётся о «трёх столпах человечества» - вере, надежде, любви.
(уч-ся исполняют песню «Будь со мною» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова) - работа над артикуляцией звука, динамическими оттенками;
IX. Подведение итога.
Учитель: Ребята, как вы считаете, справились вы с поставленной
задачей сегодня на уроке?
Учащиеся:
- справились, потому что узнали продолжение развития событий в опере - драматургию;
- слушали новые фрагменты и рассуждали об их интонационном содержании;
- услышали музыкальный портрет главного героя – князя Игоря.
X. Рефлексия.
Учитель: Давайте оценим наш урок. Предлагаю тем ребятам, кому было всё понятно, спеть фразу: «Мне было интересно, я многое узнал». А те ребята, кому было что – то не понятно, пусть споют: «Я ничего не понял, скучал я весь урок».
XI. Оценки учащимся.
Учитель выставляет оценки за правильные ответы и активную работу учащихся.
Спрашивает, согласны ли учащиеся с этими оценками?
XII. Домашнее задание.
- Напишите письмо А.П. Бородину о своих впечатлениях после изучения оперы
«Князь Игорь».