Урок-игра по теме:Физико-химический лабиринт.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №41 ИМ.ГРИГОРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ТАРАНА.
Игра эрудитов. Физико-химический лабиринт.
(интегрированный урок-игра )
Авторы разработки: Ануфриева О.Н.- учитель химии ГБОУ Школа №41 им. Григория Алексеевича Тарана Гаркун Н.В.- учитель физики ГБОУ Школа №41 им. Григория Алексеевича Тарана

Цель мероприятия: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла: физика и химия. Определить уровень подготовки учащихся по данным предмет.
Задачи:
Образовательные:
Повторить учебный материал по основным разделам общей физики и химии.
Выявить межпредметные связи физики и химии с биологией, географией, экологией, математикой.
Воспитательные:
Продолжить воспитание отношения к физике и химии как к экспериментальным наукам;
Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)
Развивающие
Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;
Продолжить развитие мышления, творческих исследовательских способностей учащихся.
Методы обучения:
Словесные: беседа
Наглядные: видео, интерактивные модели
Практические: физический эксперимент
Межпредметные связи: биология, математика, география, экология.
Игра эрудитов. ( слайд из презентации №1)
ФИЗИЧЕСКО-ХИМИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
Люди никогда не обнаруживали
большего остроумия чем
в изобретении игры.
Г.Лейбниц
(слайд из презентации №2)

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг, и случай – бог изобретатель.
М. Ломоносов.
I.
Представление членов жюри.
II.Представление команд.
(Название, эмблема, девиз).
Максимальная оценка 3 балла (слайд из презентации №3).
III.Разминка.
Конкурс загадок.
Условия конкурса: Участники должны дать правильный ответ после того как ведущий задаст вопрос. Команда, правильно ответившая первой, получает 1 балл (слайд из презентации №4) . Загадки по физике.
1.Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Ходит весь век, а не человек. (Часы).
2.Языка нет, а правду скажет. (Зеркало).
3.Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под потолок – ночью в комнате денек. (Лампочка).
4.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Термометр).
5.Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета).
6.Хоть весь день гоняйся за ней - не поймаешь. (Тень).
7.В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны).
8.Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга).
9.Летит огненная стрела, ни кто ее не поймает. (Молния).
10. Чего в комнате не видишь? (Воздуха).
11. Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук и стук. (Гвоздь).
12. То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут всё определить. (Гири).
13. Дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, реки, моря есть – плавать нельзя. (Географическая карта).
14. Стоит дуб, на дубу двенадцать ветвей, на каждой ветви четыре поросли, на каждой поросли по семь желудей. (Год).
15. Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди, он все будет впереди. (Горизонт).
16. На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина. (Град).
17. Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь).
Загадки по химии.
1.Слепоту он вызывает –
Каждый школьник это знает.
Очень вреден, ядовит
И ужасен этот спирт!
(метанол)
2.В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
(железо)
3.''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла (химическая реакция).
4.Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет (химическая формула).
5.В холод прячется в нору, поднимается в жару (термометр).
6.Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная (кристаллическая решетка).
7.Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет (фильтр).
8.Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое (реакция разложения).
9.Получишь газы из воды, смешаешь вместе – жди беды (кислород и водород, гремучий газ).
10.Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей (окисление металла на воздухе).
11.Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда (в морской воде растворены соли).
12.Молоко не скисло, на стене повисло (известковое молоко).
13.Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад (мрамор, известняк).
14.На полях они витамины, а на складе вроде мины ( селитры( нитраты).
15.Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит (калий)?
16.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается (азот).
17.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным (графит, алмаз).
IV.Мистер Икс
Условия конкурса: Командам поочередно предлагается догадаться о каком ученом идет речь в приведенных ниже описаниях. Текст разбит на 3 части. Если команда дает правильный ответ после прослушивания 1-ой части, то получает 3 балла, после прослушивания 2-х частей – 2 балла, 3-х частей – 1 балл. Если команда не имеет ответа, то соперники могут предложить свой вариант ответа и получить 1 балл (слайд из презентации №5).
Задание №1.
Центральное место в творчестве этого ученого занимают работы в области атомистики и кинетической теории.
Диапазон научных интересов этого человека был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Г.Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики.
Этот «мистер Х» родился 19 ноября 1711 г. В семье крестьянина-помора в деревушке, расположенной недалеко от Архангельска. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских учебных заведениях.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (слайд из презентации №6).
Задание №2.
Он родился 14 июля 1736 г. во Франции. Вопрос о том, как взаимодействуют электрические тела, интересовал ученых издавна. Но честь обоснования этого закона принадлежит этому «мистеру Х», инженеру и физику.
Основой в работе по электричеству и магнетизму стал прибор – крутильные весы.
В честь этого «мистера Х» названа единица количества электричества.
Ответ: Шарль Огюстен Кулон (слайд из презентации №7).

Задание №3
Английский физик и химик жил и работал в 18 - 19 веке. Образование получил самостоятельно. Преподавал физику и математику в Нью-колледже в Манчестере.
Учёный сыграл большую роль в развитии представлений об атомах в химии. Свои научные исследования он начал с экспериментального изучения воздуха. Составил первую таблицу относительных атомных масс элементов.
Именем назван дефект зрения, которым страдал он сам и который описал в 1794 г
Ответ: Джон Дальтон (слайд из презентации №8).
Задание №4
Шведский физикохимик родился в (1859 — 1927). Закончил университет, где изучал физику, химию и математику. В 1878 г. ему была присвоена степень бакалавра естественных наук. Учёный исследовал прохождение электрического тока через многие типы растворов.
Он выдвинул предположение, что молекулы некоторых веществ при растворении в жидкости диссоциируют, или распадаются, на две или более частиц, которые он назвал ионами. Несмотря на то, что каждая целая молекула электронейтральна, её частицы несут небольшой электрический заряд — либо положительный, либо отрицательный, в зависимости от природы частиц.
В конце 19 века начинает читать лекции по физике в Стокгольмском университете и получает должность профессора, а в 1897 г. он занимает пост ректора университета. В 1903 г. учёному была присуждена Нобелевская премия по химии, «как факт признания особого значения его теории электролитической диссоциации для развития химии». Учёный с широким диапазоном интересов, проводил исследования во многих областях физики: опубликовал статью о шаровых молниях, изучал влияние солнечной радиации на атмосферу и многое другое.
Ответ: Сванте Август Аррениус (слайд из презентации №9).
V.
Физика живого
Условия конкурса: Каждой команде предлагается по 1 заданию, в которых описаны биологические процессы, протекающие в живых организмах. Необходимо объяснить с позиции физики данные явления. На подготовку к ответу дается 1 минута. Максимальная оценка за каждое задание 2 балла (слайд из презентации №10).
Задание №1.
Все птицы – теплокровные животные. Температура тела у них постоянна и выше, чем у млекопитающих ( примерно 42о С, а у некоторых видов до 45,5о С). Тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в орган полета – крылья. Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты оперения?(слайд из презентации №11)
Ответ: Таким образом, регулируется температура тела.

Задание №2.
Некоторые рыбы, например, хаулидовые и рыбы-мичманы, снабжены светящимися органами, которые они могут зажигать и гасит в зависимости от обстановки. Для чего этим рыбам такая светомаскировка?(слайд из презентации №12).
Ответ: Днем, когда пронизывающие воду солнечные лучи делают заметными их силуэты снизу, рыбы «включают фары», направленные в глубину, визуально растворяя свои очертания. Такая биолюминесценция связана с химической реакцией, происходящей в тканях.
Задание №3.
В самые сухие и жаркие дни пчелы на верхних стенках в улье развешивают капельки воды. Каково их назначение?(слайд из презентации №13)
Ответ: При испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается.
Химия живого.
Задание 1.
Однажды, как рассказывает Библия, пророк Моисей пас овец и увидел, «что терновый куст горит огнём, но не сгорает». Среди синайских песков растёт кустарник диптам, который в тех местах зовут «кустом Моисея». Отчего происходит загорание растения? (слайд из презентации №14)
Ответ: Кустарник диптам выделяет летучие эфирные масла. В тихую безветренную погоду концентрация масел в воздухе резко увеличивается, под действием солнечного света они загораются и быстро сгорают, а сам куст остаётся целым и неповреждённым.
Задание 2.
На болотах и на кладбищах иногда появляются свечение, как это можно объяснить? (слайд из презентации №15)
Ответ: В теплое время из почвы выделяются гидриды фосфора. В любом организме фосфор обязательно присутствует, часть соединяется с водородом. Гидриды фосфора самовоспламеняются и вызывают свечение.
Задание 3.
Объясните, как появляется драгоценный камень - жемчуг? (слайд из презентации №16)
Ответ: Жемчужины являются результатом деятельности моллюсков, живущих в морской или пресноводной среде. Интересен факт, что жемчужина самой устрице не нужна. Она образует ее, борясь со случайно попавшим под раковину инородным телом. В природе это чаще всего личинка паразита. Так за несколько месяцев или даже лет получается блестящий шарообразный драгоценный камень - жемчуг. Перламутровая оболочка состоит из микроскопических кристаллов карбоната кальция преломляющий свет таким образом, что на поверхности он образует радугу.
VI.Конкурс капитанов
Условия конкурса: В конкурсе принимают участие только капитаны. Конкурс состоит из 3-х этапов (слайд из презентации №17).
Этап №1: Разминка.
Задание №1.
Расположите следующие физические понятия в логической последовательности от общего к частному:
Условия: Время выполнения задания 1 минута, максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации №18)
- неметалл, вещество, кислород;
- измерительный прибор, динамометр, прибор;
- сила, сила тяжести, сила всемирного тяготения;
- сила трения, сила, электромагнитная сила;
Задание №2.
Расположите следующие химические понятия в логической последовательности от общего к частному:
Условия: Время выполнения задания 1 минута, максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации №19)
- вещество, молекула, атом;
- железо, коррозия, окисление;
- химическая формула, химический элемент, химическое явление;
- металл, мрамор, кальций;
Этап №2: Физика неживого.
Условия: Необходимо дать объяснение физических явлений в приведенных ниже текстах. Время выполнения задания 1 минута. Максимальная оценка 2 балла. Задания поочередно получает каждый капитан. Если капитан дал неправильный ответ, то соперник имеет право предложить свой вариант ответа и получить за него свои 2 балла (слайд из презентации №20).Задание №1.
Динарские горы, расположенные на восточном побережье Адриатического моря, являются классическим примером карстовых пещер. В пещере и днем и ночью темно. Уникальные земноводные, живущие в пещерах, пауки, скорпионы и даже рыбы лишены органов зрения. Почему?(слайд из презентации №21)
Ответ: Они адаптировались к темноте.

Задание №2.
Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Череповец, Нижний Тагил являются самыми экологически неблагополучными городами России. Тяжелая промышленность отравляет атмосферу этих городов. Людям приходится вдыхать отравленный воздух, потреблять загрязненную пищу и воду, работать во вредных условиях. Как ядовитые вещества попадают в пищу, воздух, воду и распространяются на большие расстояния? (слайд из презентации №22)
Ответ: Вследствие диффузии и конвекции.
Задание №3.
Какой континент на Земле самый пожароопасный, и почему?(слайд из презентации №23)
Ответ: Австралия. Из- за большого количества лесов и жаркого климата. Этап №3. Химия неживого.
Условия: Необходимо дать объяснения химическим явлениям в приведенных ниже текстах.
Задание №1.
Однажды в 1820 г. В Лондоне разразился скандал. На одном из аристократических приёмов известный ювелир сказал графине – хозяйке дома: «У Вас, миледи, в перстне не алмаз, а подделка» (слайд из презентации №24)
Ответ: Хрусталь отличить от алмаза трудно, но его выдает недостаточная твёрдость, хрусталь не царапает стекло.
Задание № 2.
Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого – то газа. От спички газ вспыхнул. Что за газ образуется на болотах? (слайд из презентации №25)
Ответ: метан.
Задание № 3.
О каком соединении серы упоминал А.С. Пушкин в стихотворении 1832 г.
…Тогда услышал я (о, диво ) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо (слайд из презентации №26)
Ответ: сероводород.
VII.Физико-химическая цепочка
Условия конкурса: Команда должна за 2 минуты составить цепочку слов, каждое из которых начинается на последнюю букву предыдущего термина для заданного слова. Каждое слово оценивается 0.5 балла (слайд из презентации №19).
Вольт, наука, реакция.
VIII.Домашнее задание - Пантомима.
Условия конкурса: Каждая команда подготовила пантомиму физического и химического явления. Участники команды показывают пантомиму, а соперники определяют какое физическое явление представлено. На обсуждение команде соперников дается 1 минута. Максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации № 27).
IX.Домашнее задание – Физические опыты.
Условия конкурса: Команда представляет физический и химический эксперимент, а команды соперников должны дать научное объяснение увиденному. Максимальная оценка 2 балла. Время обсуждения 1 минута (слайд из презентации №28).
X.
Конкурс. Блицтурнир.
Условия: Каждой команде предлагается ответить на вопросы в течение 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 0.5 балла.(слайд №29)
Как изменяется внутренняя энергия колеса при движении автомобиля? (Увеличивается)
Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает её горячей? (Купоросное масло – серная кислота).
Какая обувь больше подходит, что бы ни мерзли ноги: Просторная или тесная? (Просторная)
Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть.)
Какие почвы прогреваются солнечными лучами лучше: светлые или черноземы? (Черноземы)
Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк.)
Можно ли термос использовать для хранения холодных напитков, льда, мороженого? (Да)
Как получить воду из огня? ( При горении водорода.)
Какую скорость показывает спидометр автомобиля? (Мгновенную)
Какая вода мутится от дыхания? (Известковая вода.)
Какую форму имеет крупная капля дождя при падении в безветренную погоду? (круглую)
Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А. П .Бородин).
Кто чаще машет крыльями – муха или жук? (Муха)
Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустив в раствор кислоты.)
В какой воде быстрее растворится соль – в горячей или холодной? (Горячей)
Какие элементы наиболее распространены в космосе? (Водород и гелий.)
Может ли КПД двигателя быть больше 100%? (Нет)
Какой русский химик организовал первую в России химическую лабораторию? (М.В. Ломоносов.)
Что в переводе с латинского означает слово «вакуум»? (Пустота)
Как обуглить дерево без огня? (Концентрированной серной кислотой.)
Где масса тела больше – на полюсе или на экваторе? ( Одинаковы)
Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий.)
При распиливании бревна, какой предмет нагреется больше – пила или дерево? (Пила)
Какой самый тугоплавкий металл? ( Вольфрам.)
От какой страны Южной Америки произошло название серебра? (Аргентина.)
Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света? ( Ртуть.)
XI.Подведение итогов и награждение участников игры.(слайды № 30,31)
Приложение к игре эрудитов «ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ»
Список используемой литературы:
А. И. Сёмке. Игры на уроках физики и после. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.
К. А. Коханов. Экспериментальные физические загадки. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.
С. Н. Крюков. Физика: третий вопрос в экзаменационных билетах. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.