Статья на тему Технологии личностно – ориентированного обучения на уроках истории и обществознания.


Технологии личностно – ориентированного обучения на уроках истории и обществознания.


В настоящее время доминирующей целью образования стало развитие личности учащегося в целом, его индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построения учебного процесса не столько направлены на «личность», сколько идут «от личности» - от опыта, запросов, склонностей, способностей в самореализации.
Одной из моделей индивидуализации в личностно - ориентированном обучении служат технологии уровневой дифференциации. Суть этих технологий в том, что учитель опираясь на знание уровня подготовленности и развития ученика, специальным подбором дифференцированных заданий «ведёт» его от уровня актуальных возможностей к уровню его ближайших потенциальных возможностей, то есть обучает в «зоне ближайшего развития».
Одной из эффективных технологий уровневой дифференциации, позволяющей оптимальным способом создать такие условия, является «Лестница достижений». Сущность технологии в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании лестницы представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Таких заданий предлагается в меньшем количестве. Следующая ступенька содержит ещё меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие всё более высоких уровней умений и способностей. Эта технология так сконструирована, что создаёт психологический настрой на продолжение выполнения заданий. Ученик, получив фиксированную оценку за выполнение заданий предыдущего уровня, ничем не рискует, пробует выполнить задания следующего уровня. Так, например, на уроках истории в 6 классе обобщая изученный материал по разделу «Киевская Русь» на первом уровне я предлагаю ученикам выполнить тестовые задания. Н втором уровне я предлагаю выполнить задания, требующие краткого ответа (соотнести богов и их характеристики, расположить в правильной последовательности составляющие пути «из варяг в греки», соотнести название вспомогательных исторических дисциплин и их характеристики, вставить пропущенное слово, определить о чём идёт речь, и т.д.) На третьем уровне ученики записывают развёрнутый ответ на вопрос (например: перечислите основные предпосылки образования государства у восточных славян) или читают отрывок из исторического источника и кратко отвечают на вопросы к нему. Предложенные виды работы позволяют учащимся привести знания в систему и прочно усвоить их выработать навыки самообразования.
Ещё одна из наиболее часто применяемых технологий разноуровневого обучения, ориентированного на результат, называется «Портфолио». Она помогает в объективном оценивании реальных достижений учащихся в различных предметных областях и определению способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию. Портфолио, как технология обучения и стимулирования, заключается в создании условий для самостоятельного сбора учащимися коллекции своих лучших работ. Это могут быть контрольные, эссе, исследовательские работы, анализы исторических источников, рефераты, тетради с конспектами лекций, доклады на семинарах и конференциях, публикации в печати, художественные иллюстрации, компьютерные презентации и др. Эта технология ориентирует учащихся на достижение высоких учебных результатов и развитие познавательных и творческих способностей. Портфолио, применяемый в учебном процессе, расширяет возможности дифференциации и особенно индивидуализации обучения с позиций личностно - ориентированного обучения. В процессе консультирования и обсуждения с учеником собранных им материалов, способов создания и оформления их в портфолио, рекомендаций по составлению текстов, учитель становится сотрудником ученика, своей эмоциональной заинтересованностью, одобрением стимулирует ценностное отношение у него к творческой работе и приобретаемым таким способом знаниям. Всё это способствует установлению межличностных, доверительных отношений между учеником и учителем, что позволяет наблюдать и лучше узнать ребёнка в широком диапазоне его интересов, склонностей, возможностей и оказать ему неформальную поддержку в самоопределении с выбором направления дальнейшего обучения и жизненного пути.
Таким образом при личностно – ориентированном обучении учение для ученика приобретает личностный смысл. Он сам определяет цели своего учения (содержание, уровень, специализацию). Каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм и стиля учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи. Каждый ученик имеет возможность реализовать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, то есть поощряются собственные оригинальные решения, идеи, сочинения. Ученик осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования (на основе рефлексии и саморегуляции). Он имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение.