«Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число»


Тема: «Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число»
Цель:
Систематизировать знания по теме «Деление многозначного числа на однозначное». Отрабатывать вычислительные навыки, пользуясь алгоритмом.
Учить решать задачи, содержащие многозначные числа.
Развивать интерес к предмету, логическое мышление, математическую речь. Расширять кругозор и словарный запас.
Создать условия для развития у детей умения общаться и работать в парах.
Оборудование:
Проектор.
Слайды в компьютере.
Карточки для работы в парах.
Карточки для индивидуальной работы.
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
Метод: дифференцированное, личностно – ориентированное, здоровьесберегающее обучение
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
СЛАЙД № 1
Организационно-мотивационный этап
СЛАЙД № 2
Прозвенел и смолк звонок,Начинается урок.Вы за парты тихо сели,На меня все посмотрели.
Начинаем урок математики. Мы отправляемся с вами в путешествие по стране Математике. И вы будете не просто ученики, а участники экспедиции по этой увлекательной стране.
СЛАЙД № 3
Открываем тетради и записываем число, классная работа.
– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
СЛАЙД № 4
Смайлики в тетрадях на полях
2. Актуализация опорных знаний
1.Устный счет
СЛАЙД № 5
29193713851400Решаем математические “цепочки”
(Работа – обратная связь)
Запись на доске получившихся ответов
На какие группы можно разделить эти числа? (52, 36, 4, 54, 47, 160)
(Четные и нечетные; однозначные, двузначные, трехзначные, многозначные)
Запишите в тетради эти числа в порядке убывания.
160, 54, 52, 47, 36, 4
А сейчас один из вас перевернет карточки с ответами и расположит их на доске в том последовательности, в какой вы записали их в тетради.
Какое слово у вас получилось? (Делить)
Посмотрите на доску:
3507: 7 4008 : 8 25000 : 5 35000 : 7 9:3 8036 : 4 6027 : 3
Какая запись лишняя? (9:3) Почему? (Это выражение деление табличного случая, а остальные записи – деление многозначного числа на однозначное)
Значит, сегодня на уроке мы будем не просто делить в пределах табличных случаев, а…
(Сегодня на уроке мы будем работать над делением многозначного числа на однозначное число)
Создание проблемной ситуации на уроке
СЛАЙД № 6
Посмотрите на числовые выражения.
Что общего вы видите во всех выражениях? (Все выражения на деление)
Найдем значения этих выражений
56:4 240:60 54:9
49:7 35:5 7200:90
Молодцы, вы умело справились с заданием, воспользовавшись приёмами устного счёта.
А теперь попробуйте разделить устно так же быстро вот этот пример:
56012:4 (Затруднение)
Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.
Какова же тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться письменно делить многозначное число на однозначное, найти новый способ деления)
3. Сообщение темы урока
Сформулируйте тему урока.
Тема: «Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число»
СЛАЙД № 7
Запись темы в тетради
Вот именно письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное помогут нам совершить экскурсию в математическую страну.
4. Фронтальная работа
Чтобы не сбиться с курса, давайте вспомним названия компонентов действия деления (Делимое, делитель, значение частного)
СЛАЙД № 8
Вспомним алгоритм выполнения письменного деления многозначного числа на однозначное.
(Этапы алгоритма деления поменяны местами, учащимся надо восстановить данный алгоритм)
Определяем первое неполное делимое.
Определяем, сколько цифр в частном.
Делением находим цифру частного.
Умножением узнаем, сколько разделили.
Вычитанием находим остаток…
Образуем следующее неполное делимое.
Важно! Всегда надо помнить о том, что остаток должен быть меньше делителя.
СЛАЙД № 9
На партах у вас есть памятки «Алгоритм деления многозначного числа на однозначное число», которыми вы можете пользоваться во время разных путешествий по стране Математике.
3. Работа по теме урока
Отработка навыка деления
Здесь все наоборот
Здесь ведут серьезный счет.
Пишут столбиком везде
На полу и на столе,
А умные ребятки счет ведут в своей тетрадке.
С 55, № 192 (1 столбик) - у доски
ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Работа в парах
Работа в парах постоянного состава (индивидуальные карточки)
Перед вами лежат карточки, которые позволят вам выполнить вычисления, а так же еще раз объяснить выполнение письменного деления многозначного числа на однозначное число своему партнеру.
Вспомним, какие правила дружной работы необходимо соблюдать.
Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.
С.55 № 194 (запись выражений на карточках для работы в парах)
Вижу, что вы справились с заданием (ребята проверяют правильность своего выполнения по контрольному слайду)
Решение задачи
С. 57, № 205
Самостоятельная работа
Наше путешествие подходит к концу, но преодолеть все трудности этого пути сможет только тот, кто выполнит самостоятельную работу.
На ваших столах лежат карточки для самостоятельной работы. Сможете её выполнить? Почему вы так уверены? (Потому, что мы знаем таблицу умножения, алгоритмы, можем их применять….)
На столах у детей лежат карточки с разноуровневыми заданиями. (Вверху на карточках ** или ***)
Чем отличаются карточки? (уровнем сложности)
Выберите себе работу по уровню сложности и выполните самостоятельно задания.
** ***
4 700 : 5 411 258 : 3
34 472 : 8 63 374 : 2
7049 :7 1768:8
Задания другого уровня сложности вы можете по желанию сделать дома, отрабатывая навык деления многозначного числа на однозначное, и карточки сдадите учителю на следующий урок.
4. Итог урока
Вот мы и подошли к концу нашей экскурсии по стране Математики. Ваша тяга к знаниям и трудолюбие помогли совершить путешествие. А какие математические действия нам помогали? (устные и письменные вычисления, решение задачи, выполнение самостоятельной работы)
СЛАЙД № 10
Чему учились на уроке?
Я узнал (а) …Я повторил (а) …Я научился (лась) …
5.Рефлексия учебной деятельности
Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. На полях тетради нарисуйте смайлика, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.
СЛАЙД № 11
я доволен, у меня всё получилось
я доволен, мне было интересно, но требовалась помощь.
6.Домашнее задание
СЛАЙД № 12
С 55, № 192 (2 столбик), работа на карточке для самостоятельной работы (другой уровень сложности – по желанию)
СЛАЙД № 13
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.