Статья.«Теоретические и технологические аспекты планирования деятельности учителя в свете ФГОС нового поколения»


Теоретические и технологические аспекты планирования урочной деятельности преподавателя в свете ФГОС второго поколения.
Любое занятие — это система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач общего образования, воспитания и развития учащихся.
Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих:
цель занятия и его результат
содержание деятельности
способы деятельности
При формулировке цели косвенно отражается структура и тип намечаемого занятия: занятие по приобретению новых знаний и умений, по совершенствованию, развитию и закреплению знаний, умений, а также выработке определенных устойчивых навыков. Цель всякого учебного занятия отражает то, как преподаватель видит его конечный результат, каковы должны быть результаты в итоге изучения определенной темы или какое интеллектуальное развитие должны получить учащиеся на этом занятии. Изучая объекты материального мира в процессе их взаимодействия, обучаемые получают навык в совершенствовании ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, систематизации и тому подобных, то есть развиваются.
Серьезные недостатки в организации образовательного процесса обусловлены в первую очередь теми затруднениями, которые испытывает преподаватель в правильной постановке главной дидактической цели намечаемого учебного занятия. Преподаватели испытывают затруднения в правильном выборе конкретных целей и ставят их в виде общих формулировок типа: "Рассказать учащимся о...", "Познакомить их с...", "Дать понятие о..." и тому подобное, забывая о том, что подобные формулировки — это только часть правильной, грамотно сформулированной цели. Более важно не просто рассказать учащимся о чем-либо, не просто "дать понять", а научить анализировать, определять, вычислять, измерять, решать, изготовлять и тому подобное. Таким образом, главная дидактическая цель должна отражать наряду с тем, какие теоретические знания получат учащиеся, также и то, какие умения будут у них сформированы и какие навыки развиты, усовершенствованы и тому подобное, то есть в зависимости от выбранного вида и типа учебного занятия.
Все это должен учитывать преподаватель при постановке главной дидактической цели, а каждый проверяющий — при оценке его эффективности. Цель может отражать примерно следующее: какое понятие (правило, закон, действие) должны усвоить (и на каком уровне) учащиеся в ходе (в результате) проведенного занятия, как будет раскрыто содержание определенного понятия и его основных признаков; что будет показано (в широком смысле слова); что учащиеся должны будут научиться находить, определять и тому подобное; какие выводы должны будут научиться делать учащиеся; что они должны научиться проектировать (разрабатывать). Здесь преподаватель планирует и то, какие формулировки, признаки, правила, определения должны будут усвоить обучаемые и на каком уровне (различения, запоминания, понимания); что они должны научиться решать; алгоритм каких действий должен быть у них выработан и что они должны будут уметь делать, обосновать или применить на практике и тому подобное.
Для правильной постановки главной дидактической цели преподаватели должны опираться на тот перечень знаний и умений, который сформулирован по каждой теме в соответствующей данному учебному предмету программе.
Так, подходы к формированию содержания школьного математического образования в соответствии с ФГОС второго поколения претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:1) в направлении личностного развития• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;2) в метапредметном направлении• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;3) в предметном направлении• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Вот эти конкретные результаты обучения и должны пройти в качестве целей отдельных учебных занятий.
В соответствии с этим преподаватель должен предусматривать три цели учебного занятия при его планировании: личностную, метапредметную и предметную.
Выбор цели является только первым главным шагом в планировании образовательного процесса, а практическое решение основных задач обучения, воспитания и развития хоть и вторым, но не менее важным.
Планирование учебных занятий – это акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия преподавателя и учащихся в их ходе. Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала.
Этап целеполагания, то есть четкого конкретного определения цели учебного занятия по критериям ее реальности, целесообразности, актуальности и возможности достижения за конкретное время, в значительной степени предопределяет эффективность предстоящей учебно-познавательной деятельности учащихся.
Планирование учебных занятий в средних учебных заведениях на практике сводится в основном к написанию подробного, развернутого конспекта содержания того учебного материала, который будет излагаться на нем, с указанием темы и даты проведения этого занятия. Сам термин "план занятий" почти не употребляется без сочетания "план-конспект".
Для достижения главной дидактической цели преподаватель решает целый комплекс задач обучения, воспитания и развития. К таким основным задачам относятся задачи нравственного, трудового воспитания и профинформации, задачи формирования навыков и потребностей умственного труда (умственное развитие и воспитание), физического и гигиенического воспитания, задачи эстетического воспитания, и все они, хочет того преподаватель или не хочет, решаются в той или иной степени на каждом учебном занятии.
Примерная структура и примерное содержание плана учебных занятий в МсСВУ:
1.Тема планируемого занятия и дата его проведения.
Исходя из требований программы и календарно- тематического плана по данному учебному предмету, преподаватель не испытывает затруднений при формулировке этого пункта.
Как показывает анализ посещенных учебных занятий, выполнение воспитательных задач — наиболее слабый участок у многих педагогов и особенно у преподавателей математики. Умелый преподаватель широко использует все факторы воздействия на личность учащихся. К ним относится: организация учебного процесса на данном занятии; содержание учебного материала; методы обучения и воспитания, используемые преподавателем на конкретном занятии, и личность педагога, роль и значение которой в воспитательном воздействии на учащихся трудно переоценить.
Планирование применения наглядных пособий и аудиовизуальных средств, их оптимальное соотношение и логическая взаимосвязь предопределяют выполнение таких дидактических принципов, как принципы доступности и наглядности. Это является немаловажным фактором, влияющим на эффективность обучения в целом.
Затем планируется структура учебного занятия с вычленением основных видов действий преподавателя и обучаемых, которую, как показала практика и проведенное нами исследование, можно и удобно оформлять в плане в виде двух столбцов, параллельных временной оси. Форма плана, как показывает практика, может быть примерно следующей:
Текущее время занятий Действия преподавателя Действия обучаемых
1 2 3
Преподаватель уже не планирует предстоящее учебное занятие только "на себя", а продумывает, чем и как будут заниматься учащиеся. Если же постоянно в колонке № 3 (деятельность учащихся) на все время планируемого занятия (или почти на все) он пишет, например, "слушают", то ему можно сделать замечание, что основное время он отводит себе, превращая все занятия, кроме лекции, разумеется, из эффективного средства развития учащихся в способ увеличения их информированности, а иногда просто в "накачивание" учащихся обилием информации.
Анализ проверяющим колонок № 2 и № 3 по вертикали легко позволяет увидеть такую одностороннюю направленность предполагаемого учебного занятия на преподавателя, а не на учащихся и дает возможность предупредить возможные ошибки. Планирование активной, творческой учебно- познавательной деятельности учащихся на предстоящем занятии является весомым вкладом в дело фактической, а не формальной реализации принципа развивающего обучения на практике.
В основу такого планирования кладется структура 45-минутного или 90-минутного учебного занятия. Оформление в виде таблицы необязательно, достаточно разделить страницу вертикальной чертой, а слева поставить ориентировочные интервалы времени планируемого занятия.
Опытному преподавателю оформить структуру предстоящего занятия с учетом реального времени, а также его действий и действий учащихся не представляет большого труда, так как он, как правило, обладает "чувством времени". Однако, как показывают исследования педагогов и психологов, и этим преподавателям такая форма записи помогает совершенствовать свою деятельность с целью рациональности использования времени занятий. Тем более это полезно молодым преподавателям или людям, недавно пришедшим на педагогическую работу.
Такое планирование предусматривает в обязательном порядке введение в план разделов, отражающих и учитывающих реальное время предполагаемого учебного занятия, учебно-познавательную деятельность учащихся в единстве с учебно-воспитательной деятельностью преподавателя. Все это является реализацией важнейшего принципа педагогики — принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся как на занятиях, так и в организации всего учебно-воспитательного процесса, и позволяет выработать единые требования к планированию учебных занятий преподавателями.
Проверка степени реализации намеченного плана осуществляется, как правило, по окончании проведенных занятий. Преподаватель оценивает, как, по его мнению, этот план реализован: полностью, перевыполнен, недовыполнен, и причины, сопутствующие тому или иному факту. Оценивая рациональность планирования, исходит из того, в какой степени реализованы принципы полноты, качества и оптимальности, соответствие поставленных задач требованиям учебного плана, программе, а также уровню подготовленности учащихся конкретного возраста.
Предлагаю новую форму плана-конспекта урока, разработанную в свете ФГОС второго поколения, позволяющую преподавателю правильно сформулировать цели и задачи урока. Так же форму самоанализа, помогающую провести грамотный самоанализ этого урока. Форма листа-наблюдения урока позволит проверяющему оценить его эффективность и качество.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Квадратичная функция. Корень п-ой степени
(Тема урока)
ФИО (полностью) : Померанцева Лариса Александровна
Место работы: МСВУ
Должность: преподаватель математики
Предмет : математика
Базовый учебник: Н.Я.Виленкин и др. «Математика 6 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2009;
Класс 9/1
Тема и номер урока в теме: Квадратичная функция (23 часа), 22 урок
Цель урока: Систематизация практических навыков по теме « Квадратичная функция. Корень п-ой степени»
Планируемые результаты урока:
Предметные: Знать определение и свойства квадратичной функции, степенной функции и корня п-ой степени
( Формировать специальные умения и навыки по предмету, теоретические знания в соответствии с учебной программой)
Уметь перечислять свойства различных функций по их графику и формуле, строить график квадратичной и степенной функции и перечислять их свойства, вычислять выражения, содержащие корень п-ой степени.
Личностные: Развивать следующие компетенции: учебно-познавательные. Коммуникативные Информационные. Общекультурные( умение анализировать, синтезировать изучаемые факты,понятия, умение сравнивать, обобщать, развивать мышление, навыки учебно-познавательной деятельности, развивать настойчивость, умение преодолевать затруднения в обучении, развивать волевые усилия, воздействовать на эмоциональную сферу суворовцев)
Метапредметные (универсальные): воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности в учении, аккуратности, настойчивости в учёбе, культуры общения, логически грамотной речи, навыков работы с книгой, тетрадью и т.д.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: Беседа с развитием творческой деятельности, самостоятельная работа с последующей самооценкой. Тест.
Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, Презентация
karmanform.ucoz.ru›Уроки 9 классСтруктура и ход урока: (таблица 1)
№ Этап урока Название используемых ЭОР
( с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
в мин.
1 2 3 4 5 6
1. Организационный момент Рапорт суворовцев 1
2. Актуализация знаний.
Тест Презентация. Слайды 2-5 Чтение заданий по слайду Оценивание верности рассуждений 15
3. Взаимопроверка теста Презентация. Слайд 6 Демонстрация ключа теста Проверка ответов у соседа по парте 1
4. Систематизация умений и навыков
Активизация познавательной деятельности Презентация. Слайд 7 Демонстрация заданий Ответы по заданию: перечисление свойств функции по её графику 2
Слайд 8-10 Демонстрация заданий (формат ГИА) Сопоставление уравнения функции и её графика 6
Слайд 11 Демонстрация заданий, раздаточный материал Выполнение заданий в тетради 16
5. Итоги урока Постановка вопросов суворовцев по теме, выставление оценок Ответы на вопросы преподавателя 3
6. Информация по самоподготовке Презентация, слайд 12 Инструктаж по выполнению Запись задания по самоподготовке в тетрадь 1
Приложение к плану-конспекту урока.
Квадратичная функция. Корень п-ой степени
(тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Квадратичная функция. Корень п-ой степени ЭОР презентация нет
Схема самоанализа урока № 1
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся учитывались при планировании данного урока?
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими и как работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
Какие цели (образования, воспитания, развития) решались на уроке? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие цели были главными, стержневыми?
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих целей? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
На каком содержании
(на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему?
Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
Как была организована рефлексия учащихся?
За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения?
Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
Какие запасные методические “ходы” были предусмотрены для корректировки хода урока?
Удалось ли полностью реализовать все поставленные цели? Если не удалось, то какие и почему? Когда планируется восполнение нереализованного?
Схема самоанализа урока № 2
1.Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
2. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
3. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
4. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
5. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
6. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития училища?
7. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
8. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
9. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
10. Какие цели (образования, воспитания, развития) решались на уроке? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие цели были главными, стержневыми?
11. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
12. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
13. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
14. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
15. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные цели урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
16. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
17. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Лист наблюдения и оценки урока
Дата___6.11____________
Преподаватель_Караханова И.И.____________
Предмет:_алгебра и начала анализа___________
Тема урока_Функцииy=tgx; y=ctgx, их свойства и графики.___
Класс\ взвод__10\2___________
№ п/п Критерий качества Признаки критерия 0 1 2
Анализ цели урока
1. Правильность и обоснованность цели урока Цель выбрана с учетом программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений, места урока в системе уроков по данной теме, возможностей учителя, прогнозов на конечный результат обучения 2
2 Умеет продемонстрировать на практике способы достижения поставленных целей Поставленные цели конкретны и наблюдаемы во время урока. Цель пронизывает весь ход урока от начала до конца 2
Анализ структуры урока
3 Умеет грамотно составлять структуру урока Структура урока соответствует его цели и типу, наблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока 2
Умеет целесообразно распределять время по этапам урока Вовремя (без задержки) начинается и заканчивается урок, оптимальный темп проведения отдельных этапов урока, темп урока соответствует возрастным и психо-физиологическим особенностям обучающихся 2
4 Умеет создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся Урок начинается с мотивации учащихся к деятельности. Используются различные приемы для интенсификации учебного процесса 1 5 Наличие плана-конспекта урока Высокая степень выполнения плана-конспекта, умение корректировать план-конспект урока, если это необходимо 2
Анализ содержания урока
6 Соответствие ФГОС Содержание урока соответствует требованиям ФГОС 2
7 Владение учебным материалом Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом. Свободно пользуется понятийным аппаратом, спокойно, без напряжения излагает учебный материал. Материал излагается интересно, увлекательно, оригинально. Не уходит от ответов на сложные вопросы, стимулирует задавание таких вопросов 2
8 Устанавливает и использует связи с другими предметами, способствует формированиюметапредметных умений и ключевых компетенций обучающихся Апеллирует к пройденному материалу из других предметов, использует уместные примеры из разных предметов. Ставит комплексные проблемы, решение которых затрагивает другие предметы. Способствует формированию метапредметных умений. 0 9 Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
Умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний Обращается внимание на социальный опыт (личный, семьи, других людей, стан, народов), организуется работа по использованию разных типов и видов источников знаний 0 Анализ методики проведения урока (деятельности учителя)
10 Правильность отбора методов, приемов и средств обучения Методы, приемы и средства обучения выбраны с учетом темы урока, цели урока, возможностей класса, возможностей учителя 2
11 Правильная, выразительная, ясная, точная, краткая, уместная, логичная, этикетная речь Наличие всех перечисленных признаков в речи 2
12 Ненасильственные приемы обучения Не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения. Отсутствуют выражения: «Быстрее», «Не бойтесь», «Не стесняйтесь» 2
13 Использует раздаточные, наглядные статичные материалы Наличие карточек, учебных пособий, иллюстраций, таблиц, схем, графиков, атласов, карт, разноуровневых заданий и т.д. 0 14 Использует динамические дидактические материалы Наличие аудио, видео, компьютерных демонстраций, приборов, работы с интерактивной доской и т. д., которые дополняют, обогащают содержание урока, а не используются для формального «зарабатывания» баллов 2
15 Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе фактов из других областей знаний Стимуляция аргументации ответов через вопросы и реплики: «Почему вы так думаете?», «Обоснуйте свой ответ». Если учащиеся используют факты из других областей знания, то это должно поощряться 2
16 Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся Создаются такие условия, которые позволяют учащимся большую часть времени работать самим и быть активными. Под инициативой понимается добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем – либо. Инициатива и самостоятельность поощряется учителем репликами, оценками или отметками 1 17 Поощряет индивидуальные учебные достижения Поощряя, учитель не сравнивает достижения учащегося с достижениями других. Поощрения могут реализовываться в случае ситуации успеха, в течение или в конце урока 1 18 Используется технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения(учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т. п.) Задания и учебная информация дается с учетом особенностей учащихся: их темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, типа мышления, уровня понимания и развития 2
19 Используется технология проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук) Наличие вопросов, вызывающих относительную трудность в их разрешении. 1 20 Используется технология диалогового обучения Наличие субъект – субъектных отношений. Работа в парах или фронтальный опрос отношения к этой технологии не имеют 0 21 Используется рефлексивное обучение Устная или письменная оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния 0 22 Используется технология коллективной мыслительной деятельности Организация взаимодействия учащихся между собой Анализ деятельности учащихся на уроке
23 Активность и работоспособность учащихся Учащиеся активны, работоспособны 2
24 Интерес к уроку Учащиеся проявляют интерес к теме, к уроку, задают вопросы 2
25 Выполнение единых требований Учащиеся знакомы с едиными требованиями к уроку, выполняют их 2
26 Культура труда на уроке Учащиеся владеют рациональными приемами работы, соблюдают культуру труда на уроке, адекватная реакция на замечания учителя и коллег 2
27 Самообразование, самоконтроль Наличие у учащихся навыков самоконтроля, умение самостоятельно приобретать знания, высказывать самостоятельные суждения 1 Анализ домашнего задания
28 Дает разноуровневые домашние задания Дифференцированные домашние задания и задания на уроке 0 29 Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально – чувственное восприятие Наличие на уроке заданий, развивающих не только левое полушарие, но и правое 0 Общее количество баллов 39
Фамилия имя отчество, должность проверяющего __Померанцева Л.А., руководитель ОД___

С оценкой ознакомлен(а)_______________________