Доклад на педагогический совет Пути самообразования и саморазвития педагога (из опыта работы)


Единый педагогический совет «САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕКСИХ РАБОТНИКОВ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Пути самообразования и саморазвития педагогов (из опыта работы)
Гуриценко Е.В., преподаватель английского языка
Современное общество отличается возрастающей потребностью в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, отличающиеся новизной и перспективностью. Таким образом, нам необходимы интеллектуально развитые граждане, которые в перспективе смогут определять пути экономического, политического и культурного развития нашей страны. Соответственно, общество нуждается в педагоге, в широком смысле слова, который сможет подготовить творческого, обладающего нравственной позицией, высококомпетентного профессионала.
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 г., одной из обязанностей педагогического работника является систематическое повышение своего профессионального уровня. Сегодня профессионализм педагогического работника рассматривается как условие достижения современного качества образования. Одним из неоспоримых показателей компетентности педагога является способность к самообразованию, т.е. целенаправленной познавательной деятельности, выражающейся в самостоятельном приобретении систематических знаний. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного преподавателя.
Одним из направлений самообразования являются ИКТ, стремительное использование средств которых оказывает влияние на процесс повышения квалификации в различных формах: институты повышения квалификации, сетевые сообщества, сетевые университеты, образовательные Web – ресурсы.
Хотелось бы обратить непосредственное внимание на такой сегмент ИКТ, как сетевые сообщества. Сетевое сообщество – это Интернет – ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов из различных уголков нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Участие в сетевых сообществах предполагает обмен опытом и существующими наработками (конспекты, планы и анализ уроков, разработка внеаудиторных мероприятий), а также обсуждение актуальных методических вопросов по своему предмету, что помогает совершенствовать свою методическую систему и профессиональное мастерство.
К тому же, частью таких Интернет – ресурсов является методическая библиотека, на страницах которой можно найти материал практически на любую тему. Все материалы структурированы по предметам, каждый педагог может выбрать именно тот раздел, который соответствует его интересам. В каждом разделе существуют настройки поиска по уровню образования и по типу материала (видео-уроки, презентации, конспекты, рабочие программы и другие методические материалы). Рядом с каждым материалом публикуется информация о просмотрах, которая говорит о популярности материала, а значит, и о его качественности. Чтобы внести свой вклад в развитие электронной библиотеки, Вы можете разместить там свой материал или разработку.
С целью выявления и развития творческих способностей, повышения интереса обучающихся к учебным дисциплинам, а также поднятия их собственной самооценки и развития уверенности в своих силах проводятся дистанционные олимпиады и конкурсы, которые в последнее время получили большое распространение, поскольку позволяют значительно упростить процесс проведения олимпиад, а также ускорить процесс подведения итогов.
Чтобы узнать о проведении таких конкурсов и олимпиад, как правило, достаточно ввести в поисковую строку своего Интернет – браузера фразу, к примеру, «дистанционный конкурс по английскому языку», и в появившемся списке выбрать текущие или ближайшие конкурсы, которые подходят именно Вам (по дате, по сумме взноса, по условиям участия и т.д.).
Олимпиады и конкурсы проводятся на протяжении всего учебного года, и если Вы по каким-либо причинам не успели поучаствовать, например, в осенних олимпиадах, то можно принять участие в зимних и весенних.
По итогам олимпиад и конкурсов все обучающиеся получают наградные документы, а лучшие из них награждаются дипломами I, II и III степени. Также все преподаватели получают свидетельства о подготовке обучающихся. Самые активные педагоги даже иногда поощряются призами.
Современное компьютеризированное общество и требования к современному педагогу выдвигают идею о необходимости наличия у педагога своего персонального сайта, который является одновременно и портфолио для работы, и визитной карточкой для родителей, и личным блогом для коллег и друзей. Наличие персонального сайта говорит об активной позиции преподавателя, о его заинтересованности в развитии и владении передовыми технологиями. Каждому педагогу предоставляется возможность бесплатно завести свой персональный сайт и пользоваться им без ограничений по времени и количеству публикуемых материалов. Удобный поиск и навигация позволяют находить своих коллег по профильным предметам, возрастным параметрам или принадлежности к определенному городу. С педагогами можно вступать в личную переписку, обмениваться полезными материалами и получать консультации от более опытных коллег.
На личном сайте можно загружать информацию о своих достижениях и наградах, публиковать полезную информацию для учеников и их родителей, размещать свои фотографии, делиться собственными разработками с коллегами и получать от них отзывы.
Если у Вас еще нет персонального сайта, то сейчас самое время его завести.
И, делясь собственным опытом, хотелось бы показать Вам свой персональный сайт, который создан на образовательном портале России – проекте «Инфоурок» (https://infourok.ru/user/guricenko-ekaterina-valerevna). Как мы видим, на сайте у меня добавлены личные фотографии, информация о себе, авторские разработки, а также наградной материал. На мой взгляд, это очень удобный Интернет - ресурс, поскольку в рамках данного проекта проводятся международные олимпиады и конкурсы по предметам школьной программы и не только. «Инфоурок» даёт возможность пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, является базой для размещения методических материалов и разработок, с помощью которых учителя и преподаватели могут делиться опытом или, наоборот, искать идеи среди работ своих коллег, предлагает видеоуроки по основным предметам школьной программы, проводит вебинары на актуальные и интересные темы.
Персональный педагогический сайт, выступая средством или инструментом саморазвития педагога и взаимодействия с обучающимися, обеспечивает:
Непрерывное самообразование и самосовершенствование педагога;
Рост мотивации обучающихся к изучению предмета;
Сотрудничество педагогов разных регионов и стран, что благотворно сказывается на внедрении в образовательный процесс новых технологий.
В заключении хотелось бы сказать, что процесс непрерывного самообразования педагога дает ему возможность стать уникальным специалистом в своей области, мотивирует педагога на саморазвитие, формирует положительные мотивационные установки. Необходимо помнить, что наши обучающиеся – дети 21 века, которых сложно представить без гаджетов в руках, и мы, как преподаватели, не должны отставать от современных технологий и всегда идти в ногу со временем, подавая положительный пример своим студентам.