Статья на тему Метод формирования музыкальных способностей с помощью музыкально-дидактических игр

Бекирова Наджие Русламовна
музыкальный руководитель ГБДОУ «Детский сад№88»г.Севастополя

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования (статья 4, п.10) [8]. Также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Принятый ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры [9].
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальности ребёнка. Так как само по себе восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально- дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы: воспитывающее обучение; научность; доступность и наглядность; закрепление знаний, умений и навыков и т.д. Использование музыкально – дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Участие дошкольника в музыкально – дидактической игре предполагает умелое использование ребёнком имеющегося у него ещё совсем небольшого музыкального и жизненного опыта, требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью таких игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Многие педагоги – исследователи подчёркивают различие между музыкально – дидактическими играми и пособиями, которое состоит в том, что музыкально - дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила. Особенностью музыкально - дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, а музыкально – дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях. Цель таких пособий: наглядно проиллюстрировать отношения звуков по длительности и высоте, поупражнять детей в различении динамики, тембра и других выразительных средств, тогда как музыкально – дидактические игры могут не использовать зрительную наглядность. К эстетическому оформлению музыкально - дидактических игр предъявляются определённые требования - они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Музыкальные произведения, на основе которых развёртывается игровое действие, также должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства у детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь [1, 3, 7]. Музыкально – дидактическая игра может рассматриваться как игровой метод обучения; игровая форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство музыкального общения и развития ребёнка [5, 6]. Таким образом, подчёркивается её полифункциональный характер.
В педагогической литературе достаточно широко представлена классификация музыкальных игр. Например, Н.А.Ветлугина разделяла музыкально - дидактические игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. В дальнейшем эту работу продолжила А.Н.Зимина, которая подразделяет такие игры в зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий на три вида: 1) спокойное музицирование; 2) игры типа подвижных; 3) игры, по типу хороводных. Г.П.Новикова приводит следующую классификацию: игры с игрушками; игры с картинками; хороводные игры и подвижные. Так как одной из основных задач музыкального образования детей является развитие музыкальных способностей, важной является классификация музыкально – дидактических игр именно по этому основанию: игры для развития ладового чувства; игры для развития музыкально – слуховых представлений; игры для развития чувства ритма [7].
Н.А.Ветлугина определила содержание и структуру музыкально – дидактической игры, которая должна включать игровые правила и игровые действия. Развитие игровых действий обусловлены развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. В основе дидактического материала таких игр лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. В связи с развёртыванием игровых действий и постановкой дидактических задач условно выделяются некоторые характерные виды и структуры игр. Наиболее распространённой является структура, предполагающая спокойное музицирование, она носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Это и игры – пособия (музыкальная лесенка, нотное лото и т.д.), и игры с пением и движением. Эти игры отличаются и по игровым действиям, и по сенсорным заданиям, где возможно доминирование то первых, то вторых. В меньшей мере представлены игры, по своей структуре приближающиеся к подвижным, так как музыкально – дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности. В них элемент соревнования в увёртливости, ловкости должен быть отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий. Третий тип игр по характеру похож на хороводные. Для них характерна синхронность игровых действий с реализацией сенсорных заданий, роль коллектива является фоном. Таким образом, в зависимости от характера игровых действий и их соотношений с сенсорными заданиями, в зависимости от типа игры, значительно отличается и структура музыкально – дидактических игр. Первый тип по своему спокойному сосредоточенному характеру напоминает известные дидактические настольные игры, второй приближается к подвижным, третий построен по типу хороводных. В связи со структурой отчётливо выступает роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Правила направлены на то, что все дети, выполнившие правильно задания, получают какое-либо преимущество, и наоборот, не выполнившие задание выходят из игры. Правила сформулированы таким образом, что показания восприятия детей, позволившего им выполнить определённые задания, как бы контролируются последующим воспроизведением. Таким образом, они помогают контролировать слух и наоборот, исполнение корректируется слухом.
Музыкально – дидактические игры организуются во время занятий и в самостоятельной деятельности, как со всей группой (подгруппой) детей, так и индивидуально. Когда такие игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части), то они выступают как отдельный вид деятельности, и позволяют провести его наиболее содержательно. Например, в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков. Именно на музыкальных занятиях возникают первые проявления самостоятельности, которая выражается у детей, прежде всего, в исполнительстве без участия взрослого. Они сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофоне, инсценируют под пение педагога новые для них песни. Дети старшего дошкольного возраста способны отличить неточное исполнение песни от правильного, стремятся сделать его более выразительным. Так как для детей характерно подражание взрослым, необходимо стремиться, чтобы ребенок сам проявлял выдумку, фантазию, инициативу. Всё это позволяет детям в дальнейшем самостоятельно заниматься музыкальным творчеством.
В самостоятельной деятельности музыкально – дидактические игры организуются как по инициативе детей, так и педагогом. Выполнение детьми разных музыкально - дидактических упражнений, особенно с настольно – печатным материалом, повышает их интерес к пению. С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «Спой песенку», «Музыкальное лото» и др. Пособия для таких упражнений изготавливаются с учётом индивидуальных особенностей, потребностей детей. Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослого, потому что предполагает особую непринуждённую обстановку. С целью развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе должны быть «музыкальные уголки», где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, соответствующие данному возрасту. Эти игры нужно периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально – дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определённого музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать их в повседневной жизни. Но это не означает, что дети, играя, предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора, иногда может быть и участником игры, но чаще всего является независимым наблюдателем.
Таким образом, можно сказать, что ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей.
В дополнение к широко известным музыкально-дидактическим играм [4] предлагаются авторские разработки.
1 Музыкально – дидактическая игра «Ворон»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Атрибуты игры: картина с «кармашком», на которой изображён ворон, сидящий на дубе; карточки с изображением фигурок лесных животных.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением ворона, играющего на трубе. Затем напоминает, что музыкальные звуки бывают разные по высоте - низкие и высокие. Спрашивает у детей, какие звери могут танцевать на поляне? Какая музыка подойдёт каждому из них? Исполняются мелодии в высоком, среднем или низком регистре:
Ай, ду–ду, ду–ду, ду–ду.
Сидит ворон на дубу,
Так старается, так дует.
Отгадайте, кто танцует?
Ребёнок вставляет в «кармашек» на картинке определённую фигурку животного, аргументирует свой выбор.

2 Музыкально – дидактическая игра «Бабочка»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Атрибуты игры: иллюстрация (на плотном картоне) с движущейся на леске бабочкой.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением бабочки, расположенной в центральной части картинки. Детям предлагается спеть мелодию на слог «ля» a capella в восходящем или нисходящем движении в зависимости от того, куда «полетела» бабочка (в этом случае бабочку на леске передвигает педагог).
К солнцу бабочка летит –
Песня «высоко» звучит.
На цветке она сидит –
«Низко» песенка звучит.

3 Музыкально – дидактическая игра «Весёлый – грустный Гном».
Цель: формирование ладового слуха. Вызвать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.
Атрибуты игры: иллюстрация (на плотном картоне) - Гном с поворачивающимся вверх или вниз ротиком, изображающим улыбку или грусть.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо повернуть ротик Гнома в нужное положение (Гном улыбается, Гном грустит).

4 Музыкально – дидактическая игра «Грустный – весёлый клоун»
Цель: развитие ладотонального слуха.
Атрибуты игры: две иллюстрации (на плотном картоне) с разным цветовым полем, на одной изображён улыбающийся персонаж, на другой – печальный.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо выбрать нужную картинку.
Клоун весело смеётся,
Песня весело поётся!
Клоун Вася загрустил,
В небо шарик упустил.

5 Музыкально – дидактическая игра «Гармошка Крокодила Гены»
Цель: развитие песенного творчества детей.
Атрибуты игры: гармошка (неозвученный детский музыкальный инструмент); иллюстрация, изображающая фрагмент мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена».
Ход игры.
Задание предлагается индивидуально каждому ребенку. Педагог показывает ребёнку гармошку и объясняет, что её забыл Крокодил Гена из известного мультфильма, который очень любил петь. Затем педагог выясняет отношение ребёнка к пению («А тебе нравится петь? Есть ли у тебя любимая песня?»). В случае утвердительного ответа, предлагает ребёнку «сыграть» на гармошке и спеть свою любимую песню:
Гена Крокодил тут был
И гармошку позабыл.
Мы теперь её возьмём –
Песню весело споём!


Литература:

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005.
Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.
Конова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М.,1982.
Праслова Г.А. Музыкальная игра как средство развития// Музыкальный руководитель. – 2004. - №3.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15