Готовность педагога к реализации ФГОС в контексте профессионального стандарта педагога.

Пензина Т.А., учитель английского языка
I квалификационная категория,
ГБОУ СОШ №385

Готовность педагога к реализации ФГОС в контексте профессионального стандарта педагога.

Ничего тому, что важно знать, научить нельзя,- всё, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Ричард Олдингтон

Аннотация.
Внедрение стандартов нового поколения предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций одно из приоритетных направлений развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова.
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.
Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в нормативных документах.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Мотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Необходимость внедрения Федерального государственного образовательного стандарта - веление времени. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Это стало одним из важных направлений национальной стратегии, а, следовательно, и ОУ.
Прежде всего, важно понять, какой содержательный смысл вкладывается в трактовку понятия «готовность к реализации ФГОС». Это не только соответствие нормативной базы ОУ требованиям ФГОС, материально-технического, методического, информационного, финансового, но и главное - кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО. Согласно последним данным международных исследований, качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и, соответственно, прирост качества образовательных результатов учащихся.
Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС - одно из приоритетных направлений развития нашей школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. Под готовностью к реализации ФГОС, а значит и инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие не только собственной педагогической деятельности, но и деятельности всего коллектива школы, а также способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения. Для того чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, без этого невозможно достичь педагогического мастерства.
Введение ФГОС предполагает не только развитие учительского потенциала, но и выдвигает определённые требования к ученикам современной школы. У современных выпускников должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, они должны быть конкурентоспособными в своей дальнейшей трудовой деятельности. Эта ответственность лежит на педагогах, и главная роль в реализации основных требований стандарта нового поколения отводится учителю.
Готовность к инновационной деятельности формируется у педагогов не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время специальным образом построенного процесса повышения квалификации педагогических работников, принимая во внимание и суммируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня.
Наш опыт введения ФГОС свидетельствует о наличии у педагогических работников проблем, которые требуют разрешения:
- стремление придерживаться старых подходов к деятельности учителя;
-сложившаяся традиционная методика проведения урока;
-слабое понимание сущности и технологии реализации нового подхода к обучению учащихся;
-недостаточная мотивация к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
-непонимание новой роли учителя как тьютора и др.;
-принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы: части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, рабочих программ, системы оценки, соответствующей ФГОС и др.
- настороженное отношение ряда педагогов и родителей или полное отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности введения ФГОС.
Чтобы разрешить данные вопросы, проводится постоянная разъяснительная работа среди участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, консультирование, разработка и внедрение целостной программы работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей реализацию  образовательной деятельности с позиции требований образовательных стандартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области воспитания.
Современной школе сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, такой педагог, который мотивирован на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационную деятельность. Следовательно, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя.
При внедрении ФГОС нового поколения важно знать уровень готовности учителей школы к работе по новым стандартам. Для этого можно использовать различные листы самооценки для учителей. На основе данных самоанализа можно определить разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям. С этой целью в школе проводятся определённые мероприятия по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Традиционными формами работы в нашей школе являются:
тематические методические и педагогические советы;
индивидуальная работа;
аттестация;
самообразование педагогов;
семинары - практикумы;
открытые уроки и мастер- классы;
взаимное посещение уроков;
круглые столы, семинары;
предметные декады;
творческие отчеты;
групповые и индивидуальные консультации;
информирование и обсуждение методических новинок;
презентация методических наработок;
научно-практические конференции;
портфолио учителя.
Огромную роль в готовности педагогов к реализации ФГОС играют методические объединения ОУ. Основной целью методической работы является создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального роста.
Методическая работа в нашей школе организована так, чтобы педагог мог развиваться в профессиональном плане индивидуально или объединившись в творческие или рабочие группы. Для обеспечения условий внедрения и реализации стандартов нового поколения была организована работа творческих групп над проектами, инновационными продуктами. В школе работает методический совет, который осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.
В результате на сегодняшний день есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы, а именно:
положительная мотивация заметно растет;
учителя расширили своё представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
изменился современный урок;
появилась проектно-исследовательская и внеурочная деятельность, технология оценивания УУД, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
введена новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
проводится мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность всего воспитательного процесса в школе.
Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:
целостность, систематичность методической деятельности в школе;
согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС;
сохранение традиций школы, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.
Под методической готовностью учителя к реализации ФГОС следует понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом компонентов и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен сам быть примером для подражания.
Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, и часто школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий. C оснащением кабинетов в соответствии с ФГОС, с приобретением компьютерных классов, интерактивной доски, в школе появилась возможность использовать готовые программы, создавать собственные презентации, делать уроки и внеурочные занятия яркими, иллюстративными, динамичными. Для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в школе был внедрен инновационный продукт, разработанный педагогами, интерактивные тесты, которые стали дополнительным образовательным средством, соответствующим требованиям ФГОС к современной школе. Решение тестов инновационного продукта с помощью интерактивной доски SMART снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед контролем. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий, а самое главное, повышает мотивацию к процессу обучения. Учеба становится увлекательной, легкой, а дети вовлекаются в активный процесс познания на основе использования новейших способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. В настоящее время необходимо уметь искать пути пополнения средств обучения на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации. Важно уметь формировать познавательную мотивацию, в основе которой лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями, способен самостоятельно анализировать свои знания.
При переходе на ФГОС важно не только сохранить фундаментальный научный подход, которым всегда отличалось российское образование, но и совершить поворот от школы передачи знаний к новой школе, развивающей творческие способности своих учащихся, и внедряющей в практику обучения проектную и исследовательскую деятельность. Введению и реализации ФГОС, как и любому другому начинанию, сопутствуют определённые риски. Изменяются требования к результатам освоения ООП (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные, личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, накопительный характер оценки.
Для успешного функционирования системы образования в школе, важно свести к минимуму возможные проблемы, которые заключаются в неготовности педагогов: к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Таким образом, внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения. Однако данные риски и проблемы можно сократить до минимума, если организовать качественную работу по правильному информированию всех членов образовательного процесса (педагогов, родителей и общественность).
Только целенаправленная система методической работы школы по сопровождению педагогов в условиях ФГОС позволяет обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Главным результатом этой работы будет профессиональный рост каждого учителя, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.
Введение Стандарта должно во многом изменить школьную жизнь ребенка. Это связано с введением новых форм организации обучения, новых образовательных технологий, новой открытой информационно-образовательной средой, выходящей далеко за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат обязательно принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное мы вырастим образованного и достойного человека, всесторонне развитую и творческую личность.

Список литературы
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.: утв. Распоряжением № 163-р Правительства РФ от 7.02.2011 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителей /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – (стандарты второго поколения).
5. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4
6. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - №10