Конспект урока по русскому языку на тему Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения


Тема: Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения; развивать умение разбирать предложения по членам.
Ход урока.
Орг. Момент. –Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
Минутка
чистописания Мы в лес за наукой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!
-Какие буквы будем писать определим, выполнив следующее задание.
(на доске слова)
Праз.ник, л.цо, ст.лица, сер.це, ур.жай, ч.нил, с.бака, н.зина, звёз.ный.
-Назовите, какие буквы будем писать? (д, и, о)
-На какие 3 группы разделим все слова по орфограммам?
Какие узоры пропишем?
Дио оид иодАктуализация 1. -А сейчас посмотрите на запись. Что можете сказать о них?
знаний. (это предложения с обращениями)
-Что такое обращение?
Здравствуй гостья-зима.
Вези старик её куда захочешь.
Друзья корабль не щепка.
Главное ребята сердцем не стареть.
Не оставь меня кум милый!
Работаем в парах. Расставьте знаки препинания.
Проверка.
2.-Повторим правило.
Всем при обращении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай
Запятыми выделяй.
4. Самоопределение -Запишите предложение.
к деятельности. Наступила золотая осень.
-Какое предложение по цели высказывания?
-По интонации?
- О чём говорится в предложении?
-Как называется этот член предложения?
-Что говорится о подлежащем?
-Как называется этот член?
Дополните фразу хором: Подлежащее и сказуемое-это..(главные члены предложения)
-Почему они называются главными?(в них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения)
-Как называются другие слова?
Сформулируйте тему урока: Главные и второстепенные члены предложения.
Сформулируйте задачи урока: повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения; научиться их находить в предложении; вспомнить, как они обозначаются.
Работа по теме.
Сравните предложения.
Лист кроет. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
- Чем отличаются предложения?
-К какому предложению можно нарисовать картину?
-Какие слова вам помогли это сделать?
-Так какую роль играют в предложении второстепенные члены?(Второстепенные члены нужны чтобы пояснять, уточнять главные члены. Позволяют выразить главную мысль более полно, более выразительно. Передают больше сведений, информации).Сравним свои выводы с текстом в рубрике « Вспомните».
Ф-ка
Упражнение 24. С комментированием.

-Прочитайте задания.
-Давайте определим последовательность действий.
1.Озаглавить текст.
2.Списать, вставляя пропущенные буквы.
3.Подчеркнуть грамматическую основу.
4.Разобрать последнее предложение по членам.
5.Определить распространённое предложение и нераспространённое.
Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните»
Групповая работа Упражнение 25.

Проверка.
6.Итог: -Что мы повторили сегодня на уроке?
-Что такое главные члены? Второстепенные члены?
-Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
-Как различить распространённые предложения и нераспространённые
предложения?
7.Рефлексия. -Закончите предложения.
Материал урока мне …
Своей работой я …
Сегодня на уроке …
8.Оценка Посчитайте бонусы. Оцените себя.
Д/з Упр.27