Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс


Саттарова В.В. , 18.02.2013.Отчёт «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс».
Для формирования жизненно важных двигательных умений, навыков, для сохранения и укрепления здоровья учащихся внедряю в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это условие обучения ребёнка в школе, отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания; рациональная организация учебного процесса и соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья. Здоровьесберегающие технологии носят развивающий характер и должны применяться на протяжении всего периода детства. Над внедрением здоровьесберегающих технологий должен работать не только классный руководитель, но и в системе учитель физической культуры, мед.работник, педагог – психолог. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение для учащегося возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Принципы здоровьесбережения: Все используемые средства должны быть проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика, работа должна вестись не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке, учащийся должен являться непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий, объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся, единство в действиях педагогов, психологов и врачей.Для достижения поставленной цели решаю для себя следующие задачи: - создание здоровьесберегающей и развивающей образовательной среды, воспитания и развития здоровой личности школьника. - организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья. - снятие тревожности у детей в процессе обучения. - воспитание культуры здоровья, мотивации на здоровый образ жизни. - обучение детей использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс осуществляю по следующим направлениям: просветительская, оздоровительная, профилактическая.
Просветительскую работу веду через оформление информационных « Уголков здоровья», в которых помещаю материалы о здоровом образе жизни, рациональном питании, даются советы по профилактике заболеваний, технике безопасности.
Здоровьесберегающая деятельность школы обязательно предусматривает сотрудничество с родителями. Учитывая роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни, веду просветительскую работу с родителями через лектории, индивидуальные беседы, памятки, информационные стенды. Раздавала детям и родителям памятки: «Организация школьного процесса в 1 классе», «Как вести работу по профилактике близорукости»,«Комплекс упражнений для снятия глазного напряжения», «Как правильно работать на тренажёре Базарного», «Выполнение заданий в домашних условиях». Провела индивидуальные консультации в сентябре по теме «Личная гигиена и режим дня», где предложила родителям вместе с детьми дома разработать режим дня своего ребёнка, в связи с началом учебной деятельности.
Во внеурочное время провожу тематические классные часы, беседы о режиме дня, личной гигиене, провожу занятия по ПДД, ОБЖ, инструктажи по технике безопасности: «Пешеходный переход» - был показан учебный фильм, в начале сентября проводилась экскурсия к светофору, где дети узнали, что обозначает каждый цвет светофора. Так же на занятиях ПДД дети узнали о правилах поездки на городском транспорте и о правилах перехода проезжей части после выхода из автобуса, трамвая…В классном уголке постоянно меняется информация для детей по ПДД и ОБЖ – «куда и как обращаться за помощью», «Дорожные знаки и дорожная разметка», «Личная гигиена школьника». В классе провожу классные часы по ЗОЖ: 11 октября – «Глаза – главные помощники человека», 22.01.13 «Путешествие по стране Здоровья», где было проведено практическое занятие - дети показали своё умение правильно чистить зубы, ухаживать за волосами и ногтями.
В начале учебного года сотрудник ОДП на общешкольном род.собрании рассказал о безопасном поведении на проезжей части дороги младших школьников, ещё раз подчеркнув о том, что лучшим обучением правилам на дороге является личный пример родителей.
15.11.12 – родительское собрание провела по теме «Школьное здоровье и нагрузки», где раздала памятки родителям о необходимости соблюдения режима дня школьника.
17.01.13 проходил тренинг для родителей по теме «Первые уроки школьной отметки», где состоялся лекторий на тему «Прогрессирующая близорукость – берегите зрение с детства», который провела выпускница Карагандинского медицинского университета. Были предложены памятки для родителей: «Профилактика сколиоза у младших школьников», «Комплекс упражнений зрительной гимнастики».
Оздоровительную работу провожу в соответствии с рекомендациями медицинского работника, отражённого в «Листе здоровья» классного журанала и справках, предоставляемых учащимися после болезни.
Провожу воспитательные моменты по здоровому образу жизни. На уроках познания мира, при изучении темы «Части человеческого тела» провела работу по воспитанию ЗОЖ, а по теме «Комнатные растения» обратила внимание детей на необходимость озеленения классного кабинета и значение комнатных растений для здоровья человека.На классных часах, на уроках, во время личной беседы с детьми постоянно напоминаю о необходимости соблюдения детьми правильной осанки, правильной посадки за партой, расположением тетради.
Профилактическую работу веду по следующим направлениям: профилактика заболеваемости, профилактика утомляемости, профилактика тревожности.
Для профилактики заболеваемости контролирую ежедневно санитарное состояние кабинета, температурный и световой режим, профожу до уроков проветривание классного кабинета, слежу за отсутствием посторонних раздражителей, отвлекающих учащихся, привлекаю учащихся и родителей к озеленению кабинета. Каждый ученик обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха – по рекомендаци школьного врача. Расстояние между рядами - 60 см, расстояние от первой парты до доски составляет 240 см.Ежедневно каждый ребёнок получает горячее питание. Один раз в месяц провожу смену рабочих мест учащихся. При этом обязательно учитываю рекомендации офтальмологовдля детей, состоящих на учёте в связи с ухудшением зрения. На большой перемене, после 4 урока, ориентируясь на погодные условия выходим на прогулку.
Профилактику простудных заболеваний провожу через фитотерапию – в конце января дети принимали отвар шиповника; витаминизацию – принимали аскорбиновую кислоту, которую выдавала школьный врач, использование подушек для стульев, дыхательную гимнастику, прогулки, проветривание.
Профилактику сколиоза провожу через включение в структуру урока динамических пауз, в т.ч. с музыкальным сопровождением, упражнения на подтягивание, наклоны, через контроль за посадкой во время чтения и письма, контроль за осанкой при ходьбе.
Для профилактики близорукости провожу гимнастику для глаз, применяю тренажёр Базарного, провожу контроль и самоконтроль расстояние от текста до глаз, наклона тетради, обучаю постоянно правилам гигиены чтения и письма.
Профилактику гиподинамии провожу через динамические паузы – физкультминутки с использованием ритмичных стихотворений: Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, не даёт желаемого результата. Для того, чтобы заинтересовать детей – раздала им по 2 физминутки: они должны выучить физминутку, к некоторым придумать движение, дома отработать эти движения с родителями, на уроке проводить физминутки с детками, тем самым ещё развиваем речь, внимание, память, Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. После 2 урока девочки 5Б класса играют с нашими ученицами, на всех переменах девочки 4Б и 5 Б класса проводят свободное время с ученицами 1 В класса – общаются, играют, а также помогают в приготовлении к уроку и наведении порядка на партах.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни идёт также и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия). В стенах гимназии проводятся Дни здоровья, где малыши принимают активное участие: Сентябрь – День здоровья, октябрь – Весёлые старты, декабрь «Зимние забавы», неделя спортивных эстафет, февраль – соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» - на день открытых дверей, осенние каникулы – посещение бассейна «Жастар», ледового дворца – это мероприятия проводимые совместно с родителями и в зимние каникулы – посещение бассейна «Жастар».
Начала работу по самоуправлению в классе. Каждый ребёнок получил обязанность – выполняя её, следит за здоровьем всего класса: уход за комнатными растениями, чистота рук перед едой, разучивание игр на переменах… Для того, чтобы ребёнок был дисциплинирован в исполнении своих обязанностей – раздала всем бейджики, где написано в какой группе он состоит и в чём заключается его работа.
Для профилактики утомляемости учащихся на уроке применяю с учётом возрастных особенностей учащихся: дифференцированный подход – учёт темперамента, особенностей мышления, памяти, работоспособности; чередование различных видов деятельности учителя и учащихся, использование наглядности, занимательного материала, ТСО, игровых технологий; учитываю пики утомляемости, провожу упражнения для снятия мышечного статического напряжения, выполняю рекомендации по дозировке домашнего задания.
Для профилактики тревожности:
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. На своих уроках я стремлюсь к тому,  чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был  бодрым и дружелюбным. Использую на уроках наглядность с чётким и ясным рисунком, или картинки с компьютера.Чтобы у детей в начале дня установился положительный эмоциональный настрой, ученики 4Б класса проводят перед 1 уроком интродукциию, я в начале каждого урока провожу психологический настрой, работаю по повышению мотивации – внешней: оценка, похвала – если получилось лучше, чем обычно, поддержка - если что то получается не так, как хотелось бы, соревновательный метод; и внутренней - чтобы на уроке дети были активными, развиваю интерес к изучаемомуу предмету, через дополнительную информацию - на уроках познания мира или на минутках чистописания – урок русской грамоты.
Кроме того на уроке использую смехотерапию – шутка, улыбка: дети расслабились, посмеялись и дальше принялись за работу, музыкотерапию.Замечено, что при групповой работе снижается перегрузка учащихся. Поэтому на некоторых уроках познания мира применяю групповую работу.
Для родителей раздавали тесты «Меры заботы о ребёнке», проводили диагностику школьной мотивации учащихся начальных классов, в конце январе была проведена диагностика «Дом, дерево, человек», которая была дана на обработку психологу. Тест «Несуществующее животное» - метод исследования личности, которое провели недавно находится на обработке у психолога.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса повышается, что в конечном итоге должно привести к более качественному усвоению знаний.По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.Выводы: тема «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе» мною изучается постоянно, осуществлена подборка физкультминуток, разработаны беседы, классные часы по вопросам здоровья. Рекомендации: продолжить пополнение копилки видеофизминуток для глаз, начать работу над внедрением на уроке сказкотерапии.