ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС









Консультация для педагогов




ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС



Подготовила
воспитатель-методист
Иванова Е.В.










ПРИНЯТЬ
П 3
ПОДДЕРЖАТЬ

ПОЗНАТЬ

Принять каждого ребенка таким, какой он есть и полюбить его. Дети все разные, как и взрослые. Если бы это не было так, мир бы был неинтересным. Близкой аналогией, которая поможет тебе и твоим воспитанникам научиться понимать и ценить различия в людях - сад. В нем растения очень разнообразны: расцветают в разное время, одни стелются по земле, а другие - тянутся вверх, но все они составляют гармонией целого. Тюльпан вовсе не роза, шиповник не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему.

Поддержать каждого воспитанника в трудностях адаптации и развития. Предоставить возможность познать наслаждение общей радости и огорчений, созвучности и сопереживание.

Познать сильные и слабые стороны каждого воспитанника, основываясь на знаниях о их возрастные и индивидуальные особенности. Вовремя заметить и закрепить маленькие, лично значимые для него, достижения, сравнивая их лишь с его вчерашними успехами.

Психолого-педагогическое проектирование - это проект совместной деятельности взрослых и детей (форма перспективного планирования), в котором объединены:
Желание, стремление
Педагогическая вариативность форм, методов, средств развивающих воздействий воспитателя
Психологические закономерности естественного развития совместной деятельности детей и взрослых (от желания - к творческому уровню реализации замысла)

Преимущество и отличие технологии педагогического проектирования:
предоставляет ребенку возможность стать субъектом (активным участником)
способствует созданию таких психолого-педагогических условий, при которых спокойный, раскомплексованый ребенок стремится в чем-то проявить себя с лучшей стороны
воспитатель должен исходить из детских интересов и потребностей, уровня имеющихся у них знаний и умений в различных видах деятельности

Алгоритм действий воспитателя
(Рекомендации в составлении проектов)


1.
Сформулируйте тему проекта П 3, его цели с разных разделов программы, которые вписываются в этот тематический цикл
«ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ СЛАВЕН»
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Социально-коммуникативное развитие
Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Познавательное развитие
Развивать проектную деятельность. Расширять представления детей о профессиях. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).
Развитие речи
Обогащать речь детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

И т.д.


2.
Проанализируйте все разнообразие видов деятельности детей и выберите самый эффективный всех, который наиболее подходит к данной теме.

(Изготовление книги, изготовление лэпбука, оформление выставки поделок, КВН, итоговые занятия, праздник, и т.д.)


3.
Сформулируйте цель этого лучшего варианта в словесной форме (например праздник - его название, изготовление детской книги - название, проведения викторины - название)

Викторина
«Землю красит солнце, а человека – труд»


4.
Определите интервал проекта во времени (2 недели, месяц - максимальное)

2 недели


5.
Проведите диагностику знаний, умений и навыков детей, необходимо для реализации замысла (по теме проекта)

сформированность словаря по теме;
знание профессий и их особенностей;
какими профессиями славен город Макеевка;
знание пословиц о труде


6.
Заинтересовать своим проектом детей (вызвать интерес в них)
Создать такой сюрпризный момент, чтобы дети захотели узнать о профессиях
Получение большого пакета с различными изделиями: ткань, декоративная посуда, картина, книга, тканый коврик, ноты, ткань с вышивкой


7.
Создайте вместе с детьми «Древо целей»
Что хотят узнать дети и чему научиться.

кто и как делает такую красивую посуду?
Сможем ли мы так сделать?
Какие материалы нужно подготовить?
кто так разрисовывает её красиво?
Что обозначают ноты?
Какая это песенка?
Как сделать книгу?
Кто нам поможет?
Где будет организована мастерская?
Как будем представлять свою работу (хвалиться)?



8.
Активизируйте весь багаж педагогических развивающих форм, методов и приемов, которые помогут Вам, дать детям знания, сформулировать умения и навыки, необходимые для реализации замысла (ориентируясь на программу)

Различные виды занятий
Наблюдения
Рассматривание картин, каталогов, иллюстраций
Дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры .
опытная, исследовательская деятельность
СХД


9.
Расставьте все отобранные Вами методы, виды деятельности по порядку в соответствии с логикой: от простого - к сложному, с режимом дня (когда это провести).

составить свой перспективный план работы с детьми - психолого-педагогическое проектирование по реализации совместного с детьми замысла


10.
Не забудьте найти единомышленников-взрослых, а прежде всего родителей, которые будут Вашими помощниками в реализации проекта, а в реальности активными участниками процесса становления детско-взрослого сообщества: ребенок - семья - педагоги.
Работа с родителями
изготовить информационную ширму «Человек трудом славен»
провести консультацию «Всегда ли ваш ребёнок с удовольствием вам помогает?»
привлечь к созданию фотовыставки «Профессии наших родителей»
Музыкальный руководитель
Рассказ о профессии композитор)



11.
Реализуя замысел, помните, что это только начало творческого этапа. Смелее и увереннее старайтесь организовать как можно больше вариантов творческих дел близких данной тематике. Есть надежда, что способность ребенка может проявиться не с первого раза, а с другой, третьей и может совсем не в той форме, на которую Вы рассчитываете.




12.
На рефлексивно-оценочном этапе проведите беседу с детьми, начиная со слов «Давайте вспомним, как начинался наш замысел, кто придумал»

Как мы начинали рассматривать эту тему?
Какое дерево целей придумали? Все ли задания выполнили?
Что больше всего запомнилось?
Кто научился чему-то новому?
Кто нам во всем помогал?
А что еще не успели узнать?
Кого и как мы можем поблагодарить после этого праздника (составление писем благодарности, изготовление подарков, устная благодарность, поцелуй)
Отметьте количество детей, которые проявили себя активными и творческими









ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: Вызвать у детей желание создать совместный проект (замысел). Определить задачи, содержание и формы деятельности, направленные на его реализацию.

ШАГИ:
1.Детальное продумывание:
Программных задач тематического цикла
Педагогических средств, используемых для поддержания интереса на протяжении всего тематического цикла
Дидактических материалов для предоставления каждому ребенку возможности принять участие в создании, реализации и обсуждении результатов совместной деятельности
Различные варианты вида будущего «древа целей» и предложений к проекту, приемов поощрения фишек для тех кто внесет интересные и содержательные предложения
Начиная разрабатывать проект, педагог выступает не в роли инструктора, который указывает детям, что и как надо делать, а в роли партнера-организатора, советчика, проводника, более опытного товарища.

Вводная диагностика. Анализ результатов покажет, какой материал надо изучить со всеми детьми, который подгруппами, который индивидуально. Кто из детей может выступить в роли твоего помощника и носителя знаний. С кем надо работать по методу опережающего обучения? С кем надо проводить коррекционную работу?
Подбор интересного, интригующего сюрпризного момента на занятии, во 2 половине дня или во время любого другого вида деятельности)
Видеозапись-обращения инопланетян
Появление Невидимки
Аудиозапись азбуки Морзе
             или обсуждения определенных событий:
Куклы в уголке загрустили ...
В группе произошла смена интерьера ...
На музыкальном занятии захотели ...
Неприветливо стало в раздевалке ...
- Кто-то принес интересную книгу, которая натолкнула на идею
Изготовление древа целей (желаний). Придумать вместе его форму, кто и когда его изготовит: коллективно - на занятии по рисованию, лепке, аппликации, конструирования? Подгруппами - при СХД? Вместе с родителями – дома
Ориентировочные предложения воспитателя для «дерева целей»:
Привлечь родителей к проекту
Какие художественные произведения придут на помощь? Кто может рассказать новое и интересное о выбранную тему?
Какие наблюдения в природе надо провести?
С какими картинами, иллюстрациями необходимо ознакомиться?
Изучить новые подвижные и сюжетно-ролевые игры, связанные с данной тематикой
Завести альбом «Наши достижения»
Вести газету «Наши добрые дела»
Выставка поделок «Мы с мамами и папами»

Продолжается мотивационный этап, как правило, 1-3 дня


II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
Девиз: «Не говори не умею, а говори научусь»
Цель: Сформировать систему знаний, умений и навыков, необходимых для реализации совместного проекта и проявлений творчества и фантазии
Задача педагога:
Разжечь огонь познания. Формировать умение детей учиться, приобретать знания путем самостоятельных

На данном этапе производится накопление, расширение, углубление и пополнение знаний детей новой информацией. Информационный этап продолжается до тех пор, пока дети не получат достаточного уровня знаний и будут подготовлены к репродуктивному этапа. Предлагаем следующий цикл занятий, направленный на обогащение и пополнение знаний:
информационные формы занятий (беседа, рассматривание картин, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, экскурсии, просмотр телепередач, исследовательская работа в групповой комнате и на природе);
занятия по художественной деятельности тематически направленные на формирование начальных навыков, элементов декоративного рисования, сюжетных аппликаций, лепка, конструирование;
расширение знаний детей проводить через игровую и трудовую деятельность различного характера;
углубление знаний детей осуществлять через разнообразную трудовую деятельность;
широкая театральная деятельность на СХД;
индивидуальная работа с детьми с низким и средним уровнем знаний по данной теме;
домашние задания и встречи с интересными людьми.
Этот этап должен стать фундаментом для репродуктивного этапа.
Педагогические приемы и методы, которые наиболее приемлемы и эффективны на информационном этапе

Проблемные ситуации (вопросы) и поиск путей решения
Опытно-поисковая работа
Исследовательский фартук
Стол справок
Ящик сюрпризов
Ключи к открытиям
Экскурсия за пределы детского сада с целью обогащения впечатлений
Сообщество любознательных
Кресло рассказчика (сказочника)
Пирамида вопросов
Трибуна «Мои права»
Игра в парах
Приятный сюрприз
Детектив
Доверенность на завтра
Умышленные ошибки воспитателя
Планы на завтра
Открытый микрофон
Групповая трибуна
Пресс-конференция (ручки дверей (кукол, жителей уголка природы и т.д.)
Словарик группы

III. РЕПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
Девиз: Тот, кто уверен в себе, в своих силах, многое может сделать для себя и для людей
Цель: Предоставить воспитанникам возможность практически применить (применить) приобретенные на информационном этапе знания, навыки и умения, отбирая среди них необходимые для решения новых, нестандартных ситуаций, возникающих в процессе реализации данного совместного плана.
Очень важным преимуществом данного этапа является предоставленная детям возможность применить на практике полученные на информационном этапе знания и навыки, решая новые проблемы, которые возникают в процессе реализации их замысла.
На данном этапе применяются все знания, приобретенные детьми в течение II (информационного) этапа. Приобретенные знания воспроизводятся на практике. Чаще всего занятия по всем видам детской деятельности носят интегрированный характер или проводятся в комплексе:
рассмотрение сюжетных картин с составлением рассказа + рисования;
пересказ сказки + лепка + описание вылепленного изделия;
экскурсия + сюжетная аппликация;
грамота + письмо + речевое общение;
применения приобретенных знаний в дидактических играх, осложнения для различных видов деятельности;
обогащение содержания уголков СХД, игровых зон, связанных с данной темой;
уточнение знаний в течение трудовой деятельности;
помощь отдельным детям в использовании приобретенных знаний на практике и индивидуальная работа с детьми, которые отсутствовали на предыдущих этапах;
совместное выполнение задач с родителями.

IV. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Девиз. Мудрым никто не родился, а научился
Цель: обобщить и систематизировать знания, навыки и умения, приобретенные детьми в течение предыдущих этапов
На данном этапе проводятся контрольные занятия по всем видам организованного обучения по данной теме и дается оценка знаний детей психологом или методистом:
- «КВН»;
- «Поле чудес»;
- Итоговые беседы с детьми по данной теме;
- Наблюдение различного характера с целью обобщения;
- Дидактические игры с осложнением на развитие мышления, воображения, памяти, внимания,
- Самостоятельные подвижные игры;
- Творческие игры;
- Самостоятельная трудовая деятельность;
- Самостоятельная художественная работа;


V. ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП
Девиз: Не бойтесь мечтать и фантазировать
Цель: Реализовать совместный творческий замысел; придумывать, творить в процессе различных видов деятельности.
Чем отличается творческий этап от других? Во-первых, это особый, наиболее эмоционально насыщенный период детской деятельности. Его вершиной является мероприятие, на которое вы пригласите гостей. То есть, это должен быть особый, необычный день в жизни группы, день весь пропитан творчеством: индивидуальная работа, наблюдение, игровая, художественная, трудовая, физическая и другие виды детской деятельности. Любая задача в этот период ты формировать так, чтобы оно стимулировало креативность (способность ребенка к творческому решению)
Примеры:
итоговые интегрированные занятия (например: художественный труд +развитие речи ..)
Праздники
Изготовление газет, моделей
Организация выставок, галерей творчества и т.д.
Если дети не активны на данном этапе - это результате недостаточной работы на предыдущих этапах.

VI. Рефлексивно-оценочный
Рефлексия - осмысление взрослыми и детьми собственных действий, самопознание, самоанализ
Девиз: Замечаем и радуемся маленьким успехам каждого
Цель: осознать приобретенный за предыдущие пять этапов опыт. Порадоваться своим и чужим успехам
На этом этапе вы осуществляете «путешествие во времени» в обратном порядке. Это развивать у детей умение оценивать самих себя и свою деятельность за предыдущие пять этапов
С чего все началось?
Как возникла идея?
Чья была это идея?
Что удалось, что нет?
Которые испытывали проблемы?
Что удалось легко?
Что больше всего удивило? (Испугало, радовало, беспокоило)?
Какие новые игры изучали? Которые понравились?
Или я семейная книга удивила?
Чья загадка была интересной?
Чего мы достигли?
Чтобы поддерживать интерес к теме разговора, используйте как опорные схемы все изготовленные в течение тематического цикла материалы: газеты, «книгу учета добрых дел», «древо целей», детские работы, костюмы ящик достижений
Кому вручат изготовлены награды: медаль за добрые дела
- Орден с а интересные работы
- Значок за активность
- Сердечко за умение решать конфликты
- Лавровый венок за значимый вклад в общее дело
- Символ мудрости - сова за то, что дал возможность высказаться другим
- За настойчивость



Заголовок 115