Статья Внедрение Государственного образовательного стандарта в учебно-воспитательный процесс начальной школы

Внедрение Государственного образовательного стандарта в учебно - воспитательный процесс начальной школы

Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ "Школа №77 города Донецка"
Логвиненко Лилия Владимировна

Государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательными организациями.
Новизна образовательных стандартов  заключается в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Общая целостность образовательного процесса школы  с чётко выраженным направлением  воспитательной ориентации  детей является чрезвычайно важной. И если школа  считает необходимым ориентировать это воспитательное направление  на выработку у учащихся этических смыслов  человеческой жизнедеятельности, необходимо построение  воспитательной системы  нравственного основания, органически включённый в учебно-воспитательный процесс школы. Значимость нравственно-этического воспитания  детей особенно обозначилась  в современный  период в связи  с утратой людьми  нравственных смыслов  собственной жизни, что отражается  на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит  нравственных ценностей и пренебрежение  моральными нормами становится повсеместным  явлением. Для разрешения этих проблем и разрабатывается   государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором конечный результат образовательной деятельности нашей школы формируется в портрете  будущего ученика  - гражданина своей страны.

 «Портрет выпускника начальной школы» (ГОС НОО):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.

    Новые стандарты открывают перед учителями перспективы профессионального роста, обеспечивают высокую степень свободы, но в то же время значительно усложняют их деятельность, расширяют спектр обязанностей. Образовательные стандарты первого поколения представляли собой, по сути, редуцированную программу и четко предписывали минимум содержания.
    Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя и воспитателя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Педагог теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова.
Какие же задачи ставит перед нами новый стандарт?
1. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья:
- создать условия для формирования здорового образа жизни, не допускать ухудшения состояния здоровья в период пребывания учащихся в школе.
2. Внедрение принципов личностно ориентированного подхода в обучении:
- овладение всеми учителями эффективными педагогическими технологиями;
- сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов деятельности школьников, перевода учебного процесса в учебно-исследовательское образование.
3. Обеспечение базового и дополнительного образования:
- обеспечить необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникативных технологий;
- дать всем выпускникам школы базовый уровень образования и определенную сумму знаний, направленную на развитие его личности и его познавательных интересов.
- сформировать личность с высоким уровнем культуры, навыками исследовательской работы, готовую к освоению образовательных программ и выбору профессии.
К числу  планируемых результатов  освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты обучения;
метапредметные результаты;
предметные результаты.
В соответствии с  требованиями образовательной программы на ступени начального образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Внедрение Государственного образовательного стандарта в начальной школе позволяет разнообразить организационные формы работы, обеспечить рост творческого потенциала каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, формировать умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками в познавательной деятельности, воспитывать и развивать в обучающихся те качества личности, которые соответствуют требованиям современного общества.











15