Статья Внедрение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного


Внедрение здоровьесберегающей технологии
Владимира Филлиповича Базарного
Древнегреческий историк Геродот говорил:
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство, и бессилен разум.
Здоровье – одна из высоких социальных  ценностей. Забота общества, государства, системы образования о поддержке и сохранении здоровья молодого поколения страны -   важнейшая из  современных задач. В образовательных учреждениях задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной.
        В.Ф.Базарный считает, что здоровье – категория педагогическая. Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Поэтому проблемы здоровья современных детей нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.
        ФГОС нацеливают на создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей.
В связи со сказанным возникла необходимость формирования  здоровьесберегающего пространства в начальных классах, направленного на сохранение и укрепление здоровья как отдельного ребенка школьного возраста, так и всех участников  образовательного процесса в целом (включая педагогов и родителей)
В.Ф. Базарный - русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики, почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики.
Цель: обучать, сохраняя и укрепляя здоровье учащихся.
Дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека.
Задачи:
- разрешить проблему перегрузки и переутомления учеников на уроке;
укреплять и развивать у учащихся внимание, память, волю, творческое воображение
Основным методы и приемы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относятся:
режим динамической смены поз;
упражнения на зрительную координацию;
зрительно-координаторные тренажи, офтальмотренажеры;
упражнения на мышечно-телесную координацию.
С 2012 года на базе моего класса апробируются элементы здоровье- сберегающей технологии Владимира Филлиповича Базарного.
Режим динамической смены поз
Ростомерная мебель
В чем преимущество такой мебели?   У детей не развита телесная стойка, а телесная стойка - это психическая стойка, стойка волевая, поэтому, как правило, они идут в 1-ый класс с больным позвоночником. Позвоночник, минуя этап взрослости, идёт на этап старости. Поэтому учебные занятия провожу в режиме смены динамических поз, для чего и используется ростомерная мебель – конторки, за которыми дети часть урока стоят, другую часть сидят за партой.
В соответствии с нормами САНПИН продолжительность работы за конторкой в четвертом классе оставляет от 10 до 15 минут
По моему сигналу дети берут необходимые учебные принадлежности, снимают обувь и становятся в носочках на массажные коврики работать за конторку. Массажные коврики изготовлены из деревянных бусин и используются для улучшения кровообращения в нижних конечностях.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
поддержание физической, психической активности умственной сферы;
хорошие показатели  физического развития здоровья;
повышение иммунной системы;
улучшение ростовых процессов;
развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
снижение степени низкой склоняемости головы.
Подготовительные упражнения
Переминание с ноги на ногу.
Круговое смещение опоры.
Скольжение.
Лыжи.
Упражнения с умеренной нагрузкой
Направлены на укрепление мышц, фиксирующих стопу.
Перекатывание. Исходное положение — стоя. Удобная опора. Подъём на носки – опускание на пятки. Постепенно увеличивается амплитуда движений (высота подъёма). То же — одна нога впереди, другая сзади под углом 30 град. 1-3 минуты
Круговое перекатывание. Исходное положение — стоя. Ноги на ширине плеч. Похоже на 2-е подготовительное упражнение, но с подъёмом на носки – наружную и внутреннюю ребра стоп — пятки. По и против часовой стрелки. 1-3 минуты
«Чечётка». Исходное положение — стоя. Удобная опора. Одна нога опирается на пятку, другая в это же время – на носок. Затем перекат во взаимопротивоположных направлениях с постепенным увеличением амплитуды. 1-3 минуты
«Перетаптывание на пятках». Исходное положение — стоя. Носки врозь, пятки на месте. Перемещение перетаптыванием носками вправо до крайнего положения, затем влево. 2-3 поворота
«Перетаптывание на носках». Исходное положение — стоя. Удобная опора. Носки на месте. Перемещение перетаптыванием пятками вправо до крайнего положения, затем влево. 2-3 поворота
Боковое движение перетаптыванием. Исходное положение — стоя. Удобная опора. Движения, чередуя упражнения 4 и 5 (по очереди с опорой на пятки и на носки)
Упражнения на мышечно-телесную координациюУрок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего расстояния на дальнее расстояние и наоборот. Показываю дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отхожу  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.
Примерные задания: найти изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составить предложения из слов, написанных на карточках; найти картинки - ответ на загадку и т.д.
Для двигательной активности на уроке используют «сенсорный крест».
«Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате на высоте 2 м. На него закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слоги, слова по теме урока, этапы урока, примеры, краткие записи задач и пр.). В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Зрительно-координаторные тренажи, офтальмотренажеры
Работа с офтальмотренажёром
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  
Затем рисуют воображаемую диаграмму, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Экологический букварь или экологическое панно
Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используются экологические панно (2х3 м). На них обычно бывают изображены уходящие в бесконечность пейзажи. У меня в классе с этой целью используются фотообои. С помощью специальных макетов, манекенов и карточек на фоне панно разворачиваются сюжеты урока. Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 5 см.
Экологическая стенка позволяет решить одну из биологических предпосылок нормального развития – пространство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)
Существует большое количество тренажеров по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного
Тарелки с разноцветными кружками
Детям предлагаются следующие задания:
а) Найди две одинаковые тарелки.
б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?
г) Сколько всего кружков?
Пирамидки
Детям предлагаются следующие задания:
1) Найди глазами две пирамидки.
2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?
4) Сколько всего колец у пирамидок?
5) Сколько всего колпачков?
6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.
• табличка помещается на доску, предлагается детям в течение 15 секунд смотреть в центр кружочка, затем они закрывают глаза и стараются «удержать» кружок. Одновременно звучит спокойная мелодия (например, музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года»).
Физкультурные паузы для профилактики нарушений  зрения
А. Общая схема проведения
1. Дыхательные или корригирующие упражнения;
2. Упражнения, влияющие на кровообращение глаз;
3. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса;
4. Упражнения для наружных мышц глаза;
5. Общеразвивающие и корригирующие упражнения;
6. Упражнения для внутренних мышц глаза.
Б. Комплекс 1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.
  сделать  глубокий   вдох,   затем,    наклоняясь   вперед  к крышке парты, выдох    (повторить  5 раз);
крепко зажмурим, глаза, потом открыть   (4 раза);
 руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз);
смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
 руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
 держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
Специально-тренирующие зрительные игры
• «Поймай зайку» (лазер, фонарь), «Круговерть» (теннисный мяч или новогодняя игрушка)
Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».
• «Круговерть»
Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой. Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.
Динамическая пауза
На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения – 2 см. Дети рассматривают человечка, а затем повторяют его движения.
Функции цвета
Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.
Голубой – улучшает настроение.
Красный – возбуждает, раздражает.
Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.
Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.
Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.
Использование цветов на уроках
русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);
математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).
Конечно, в своей практике я еще не все использую: у меня нет ручного подвижного наборного полотна, мои родители отказались от перьевых ручек. Взамен приобрели ручки первоклассника.
Таким образом, продумана целостная система обучения, которая апробирована на протяжении более 20 лет. На данный момент можно сказать, что это официально запатентованная здоровьесберегающая технология обучения, которая не только сохраняет здоровье детей, но и улучшает его. Благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы мозга, которые в традиционных школьных условиях используются  с очень малым КПД.
Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей технологии, предложенной доктором Базарным В.Ф., в моем классе успешно закончился.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Все это позволяет сохранить физическое здоровье школьников.
Предложение
Элементы адаптированной здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф. рекомендую внедрить в остальные классы начальной школы. Ряд приёмов, например, сенсорные тренажи, можно использовать и в основной школе.
Федорова Т.И., учитель начальных классов