Преемственность в коррекционной работе дошкольного и школьного логопеда


Предлагаю вашому вниманию свою разработку по теме: «Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов.»

Перед вами основные направления работы на логопедических занятиях в начальной школе:
развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова;
обогащение лексического запаса;
овладение грамматическими категориями;
развитие связной речи.
Естественно существуют требования к речевым навыкам первоклассников, они выглядят так:
Требования, предъявляемые к речи
-   ясное произношение всех звуков родного языка;
- полная сформированность фонематических процессов,
умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
-   умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи: ; -   использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
- должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
- ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Готовность руки к письму
- достаточное состояние мелкой моторики пальцев рук;
- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
- умение правильно держать руку, карандаш, кисть.
Как вы понимаете, соблюдение всех требований – это идеальный вариант.
Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения:
несформированность звуковой стороны речи;
незаконченность формирования фонематического восприятия;
бедность словарного запаса;
нарушения в грамматическом оформлении речи;
ситуативний характер речи, преимущественно в форме диалога;
низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;
слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы и в его коррекции участвует дошкольный логопед, который передаёт ребёнка из рук в руки логопеду школьному - можно просмотреть модель преемственности в логопедической работе:
Модель преемственности в логопедической работе
Преемственность с позиции школы
– это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе происходит с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада
– это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Основные направления в работе по обеспечению преемственности это:
1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе
Составляющие преемственности в работе логопеда:
Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики (май)
Индивидуальное консультирование родителей по результатам речевого обследования (май - июнь)
Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе» (подготовительные курсы)
Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассников (сайт логопеда)
В нашей работе мы сталкиваемся с такими трудностями :
Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы
Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
Часто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:
более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;
овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.
Для наиболее эффективного взаимодействия между логопедами школы и сада можно рассмотреть следующие предложения:
- Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками;
- Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
- Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО
Для логопедов, как и для остальных педагогов преемственность – это
непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.