План конспект урока Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. ( 5 класс)

Урок русского языка в 5 классе.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Знать: способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов.
Уметь: находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением.
Повторение: правописание безударных гласных в корне.
1. Запись в «Словарь трудных слов».
Подлежащее, сказуемое.
2. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание: п.29; по выбору учащихся; упр. 151; выписать из «Хрестоматии по литературе» 5 восклицательных предложений, в которых используется «восклицательные средства».
3. Повторение изученного по синтаксису.
1. Какие члены предложения называются главными?
2. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении?
3. Какими частями речи выражается подлежащее? Приведите примеры.
4. Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?
5. Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? Приведите примеры.
6. Что составляет грамматическую основу предложения?
7. Сколько главных членов может быть в предложении? Приведите примеры.
8. Как называются остальные члены предложения?
Чтобы не дублировать того ,что ученики должны были прочно усвоить в начальной школе , необходимо четко представлять , какими знаниями о второстепенных членах предложения владеют пятиклассники .
Из курса 3-4 классов учащимся известно , что подлежащее и сказуемое –главные члены предложения ; подлежащее отвечает на вопрос кто? или что ?,обозначает, о ком или о чём говорится в предложении ,и чаще всего выражается существительным или местоимением . О сказуемом учащиеся знают :оно обозначает , что говорится о подлежащем , отвечает на вопрос что делает предмет ? и чаще всего выражается глаголом .Известно им также ,что остальные члены предложения называются второстепенными(определение, обстоятельство,дополнение)
4 .Запись под диктовку.
Подчеркните главные члены , над ними надпишите , какими частями речи они выражены .
Я ночую в старой беседке . Она заросла диким виноградом . По утрам солнце бьёт сквозь листву .Воробьи с удивлением заглядывают в беседку .Их привлекают часы .Они тикают на круглом столе.
(По К.Паустовскому)
-Глаголами какого времени выражены сказуемые?
-Выпишите местоимения , которые выступают в роли подлежащего. (Выписываются местоимения я, она ,они)
-Придумайте предложения ,в которых другие местоимения могут выступать в роли подлежащего .
-Какие это местоимения ?(Ты ,он ,мы ,вы)
Учитель сообщает учащимся ,что подлежащим может быть слово или группа слов ,которые отвечают на вопрос кто ? или что? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.
Правило-помощник: подлежащее найти легче ,если к нему поставить вопрос от сказуемого.
5.Коллективное выполнение работы.
Учитель читает предложение ,учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником(упражнение выполняется устно).
1Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу .(С.Маршак .)2Но кто там в колодце так громко смеётся ?(Д.Чиарди.)3Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят .(С .Михалков .)4Три часа у проруби три вороны пробыли.(В.Фетисов.)5Я увидел на стекле три капли дождя .6У папы три капли упали со шляпы .(В.Левин.)
6.Проверочная работа .
Цель работы -проверка умения учащихся находить основу предложения ,в которой подлежащее выражено именем существительным ,местоимением или сочетанием слов .
1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным .
1.Весёлые отблески огня играли на стекле .
2.На печке два мальчика сладко посапывали .
3.Валентинка вспоминала сказку про Ивашечку.
4.Она вытащила из-под снега охапку хвороста .
5.Сырой туман висел над рекой .
(По Л.Воронковой)
2.Найдите предложения ,в которых подлежащее выражено местоимением . 1.На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
2.Они вывели бычка на улицу.
3.Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем .
4.Дед бережно вынул из конверта письмо .
5.Она босиком побежит по свежей траве .
(По Л.Воронковой)
Контрольный листок учителя :1(1,3,5) ,2(2,5)
7.Итог урока .Домашнее задание:п. 30-31,упр.157,158
Самоанализ урока русского языка .
Урок русского языка в пятом классе по теме «Члены предложения .Главные члены предложения .Подлежащее.» входит в систему уроков по синтаксису согласно календарно-тематическому планированию.
Этому уроку предшествовало изучение основных синтаксических единиц: словосочетания ,предложения ,текста,
Уровень подготовленности учащихся 5-го класса соответствует тому ,чтобы усвоить урок по избранной теме . Они знакомы с понятиями :главные члены предложения ,знают, на какие вопросы они отвечают ,какими частями речи чаще всего выражаются .
Уровень обученности в данном классе средний ,качественная успеваемость составляет 35%.
В соответствии с темой и возможностями класса были поставлены к уроку следующие цели и задачи :
Цель :Знакомство учащихся с различными способами выражения подлежащего.
Задачи: -развивать умение находить основу предложения,в котором подлежащее выражено сочетанием слов,
-закрепление навыка правописания безударных гласных в корне.
Важным этапом урока является фронтальный опрос учащихся ,на котором повторяются все основные теоретические сведения.
Далее следует коллективное выполнение практической работы ,где происходит закрепление теоретических сведений.
В конце урока проводится небольшая самостоятельная работа ,позволяющая учителю оценить уровень знаний ,умений и навыков по данной теме.













15