Использование разных методик в работе с подростками

Ниязова Дамира Кауашевна
Педагог-психолог Жылыбулакской ООш Щербактинского района Павлодарской области
Тема:
Работа психолога с подростками


Изучение особенностей (мотивации) познавательной сферы подростка.
Методики изучения восприятия
методика «компасы» (восприятие пространственных признаков)
методика «часы» (восприятие пространственных признаков)
методика изучения восприятия времени
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально – психологическими особенностью (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболевании, черепно–мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности
Методика изучения внимания
методика корректурная работа
красно-черные таблицы
методика Мюнстберга
методика «расставка чисел»
методика «отыскания чисел»
методика «отыскания чисел с приключением»
К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.
Методика изучения памяти
метод опосредованного запоминания (по Л.С. Выготскому);
метод пиктограмм (по А.Р. Лурия);
методика «запоминания цифр»;
методика «запоминания образов»;
метод по парного воспроизведения;
Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
Методика изучения мышления
методика Векслера (детский вариант);
ШТУР (школьный тест умственного развития);
методика «сложные ассоциации»;
методика «Матрицы Равена»;
методика «анализ отношения понятий»;
методика «выявление общих понятий»;
методика «количественные отношения»;
методика «интеллектуальная лабильность»;
Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.

Методика изучения речевого развития
методика оценки продуктивности вербального воспроизведения;
толкование пословиц;



Методика изучения мотивация обучения
методика изучения мотивации обучения;
мотивация одобрения шкала Марлоу-Крауна;
шкала локализации контроля и др.
Изучение особенностей разбития личности подростка
Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
У многих подростков отмечаются акцентуации характера определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).
7. Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:
опросник Кеттелла;
БАЛ (брненская анкета личности);
характерологический опросник К.Леонгарда;
шкала оценки тревожности Тейлора;
шкала оценки тревожности Спилбергера;
шкала депрессии;
методика «незаконченные предложения»;
методика «несуществующее животное»;
методика ДДЧ (домдеревочеловек);
метод исследования уровня субъективного контроля;
методика изучения самооценки (по Будасси, ДембоРубинштейн и др.))
методика изучения уровня притязаний;
методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
методика Q - сортировки.
8. Методики изучения свойств микрогруппового уровня:
социометрия;
референтометрия;
опросники общительности;
методика диагностики межличностных отношений Тимоти Лири;
репертуарные решетки;
ГОЛ (групповая оценка личности).
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс:
реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых. Крайняя степень выраженности этой реакции бродяжничество;
реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры;
реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения. При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения. Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.

9. Методики изучения процесса самоопределения:
методика «Карта интересов»;
методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник, автор Климов).
Рассмотрим некоторые из отмеченных выше психодиагностических методик.

15