Уроки Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения, Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения, Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Болтоносова Валентина Петровна
МБОУ Сокольниковская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 25 лет
Квалификационная категория: I
УМК «Перспектива»».
Номинация: русский язык
« Реализация системно-деятельного подхода средствами педагогических технологий»
Тематика уроков «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»

«Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»

«Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения»



Учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф.Климанова , Т.В.Бабушкина. Москва «Просвещение» 2014 г.



ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Планируемые результаты:
- обучающиеся научатся находить главные члены предложения и второстепенные члены предложения;
-определять их роль в предложении;
- определять способы выражения подлежащего и сказуемого
- устанавливать связь слов в предложении.
Тема урока «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения»
Цель: закрепление умения находить в предложении главные члены
Задачи :
Актуализировать знания:
- о главных и второстепенных членах предложения;
Закрепить умения:
- писать изученные словарные слова;
- писать известные орфограммы в словах;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Формируемые УУД:
П. – способность использовать знаково-символические средства; подведение под понятие или определение;
К. – владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
1
Р. – способность к планированию, контролю, самооценке ;
Л. – положительная мотивация к изучению нового материала; самостоятельность мышления.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник русского языка, тетрадь на печатной основе
Ход урока
I Орг. момент
II Актуализация знаний
Орфографическая минутка
-Запишите слова в три столбика: 1 - с безударными гласными в корне слова, 2– с парными согласными в корне слова, в 3 – с непроизносимыми согласными в корне слова.
Честный, робкий ,весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный ,кроткий, резкий, правдивый, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
(Взаимопроверка. Самооценка)
- Что общего у этих слов?
- К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные?
- Составьте предложение с этими прилагательными.
(Одно предложение записывается с комментированием. Взаимопроверка. Самооценка.)
III Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложение, которое мы записали. Определите, какое оно по цели высказывания и по интонации.
- О ком говорится в предложении?
3
- Как называется этот член предложения?
- Что говорится о подлежащем?
- Как называется этот член предложения?
- Дополните фразу: «Подлежащее и сказуемое-
(Работа на интерактивной доске)
Подлежащее и сказуемое –




- Почему они называются главными?
- Как называются другие слова?
- Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить. Как они обозначаются)
IV Работа по теме урока
1 . Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения.
- Вспомните, что называется основой слова.
- Как вы понимаете основа слова?
-Предложение тоже имеет основу. Что называется основой предложения?
- Почему главные члены предложения составляет его основу?
- Какую роль играют второстепенные члены?
2. Работа по учебнику
- Прочитайте текст рубрики «Узелки на память»
-Какие особенности подлежащего отражены в сообщении?
4
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
-Какого основное назначение имен существительных?
-А для чего предназначено подлежащее?
- Где мы можем встретить подлежащее?
- Давайте понаблюдаем за этим явлением.
Упр.86( стр.58-59) Комментированное письмо
- А сейчас поупражняетесь в определении того, какой частью речи выражено подлежащее в предложениях и в каком падеже стоит подлежащее.
Упр.87 (стр.59) Самостоятельная работа (Самопроверка)
V Физкультминутка
VI Закрепление изученного материала
Выполнение задания из рабочей тетради на печатной основе
Упр. 61 (стр.41) Работа в парах. Коллективная проверка.( Одна пара предоставляет результат своей работы у доски.)
VII Рефлексия
Выполнение задания из рабочей тетради на печатной основе
Упр.62 (стр.41) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
VIII Итог урока
- Из чего состоит основа предложения?
- Почему подлежащее и сказуемое так называют?
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
IX Домашнее задание
Учебник упр.88, правило на стр.58

Урок №2
Тема: «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа
предложения»
Цель: закрепление умения находить в предложении главные члены.
Задачи:
5
Актуализировать знания:
- о главных и второстепенных членах предложения;
Закрепить умения:
- писать изученные словарные слова;
- писать известные орфограммы в словах;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Формируемые УУД:
П. – выявление свойств объектов; способность использовать звуко-символические средства; употребление специальной терминологии.
К. – речевое отображение содержания совершаемых действий. Перенос во внутренний план умственных действий и понятий.
Р. – умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче.
Л. – внимательное отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование: карточки для проверки задания, интерактивная доска, проектор

Ход урока
I Орг. момент
II Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Работа с электронным приложением «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова и др) на интерактивной доске.. Девять правил орфографии (2): правописание парных по глухости-звонкости согласных.
Задание : помоги крабу-подбери проверочные слова к словам с орфограммой и установи соответствия



6
Проверяемые слов Проверочные слова
Арбуз рукова
Лев шарфик
Труд трудный
Шарф львы
Суп арбузы
Рукав в супе
- Как проверить парную по глухости-звонкости согласную?
III Самоопределение к деятельности
Игра «Подбери словечко»
(Учитель называет глагол-сказуемое, а обучающиеся подбирают подходящие по смыслу подлежащее:
Бежит (ручей, спортсмен. время и т.д.)
Поёт (артист, соловей, мотор и т.д.)
Качается (дерево, маятник и т.д.)
Летит (орёл, самолёт и т.д.)
-К какой части речи вы подбирали слова?
-Что обозначает глагол?
-Какую роль в предложении чаще всего выполняет глагол?
-Работу над какой темой мы начали вчера на уроке?
-Почему подлежащее и сказуемое являются основой предложения?
-Сформулируйте задачи урока с помощью ключевых слов.
Слайд
Ключевые слова







IV Работа по теме урока
1 . Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения.
-Какой член предложения называют сказуемым?
-Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое?
2. Работа с учебником
-Прочитайте текст рубрики «Узелки на память» на стр.60
- Расскажите всё о сказуемом.
Упр.89 (стр. 60) Комментированное письмо
Рубрика «Твой словарик» (стр.60)
-Спишите слова. Обозначьте орфограмму
-Определите, какими частями речи являются записанные словарные слова, подчеркните неизвестную часть речи. Кто знает, как она называется?
3. Работа по электронному приложению «Русский язык. 4 класс» Л.Ф.Климанова и др. Главные и второстепенные члены предложения. Рубрика «СЛОВАРЬ» (толкование слов: тревога, тревожный, тревожно, тревожиться)
- Подберите к каждому из слов синонимы и антонимы.
Работа на интерактивной доске.
Тревога тревожный тревожно тревожиться






8
-Выделите корень в словах тревога, тревожный, тревожно, тревожиться . Какое языковое явление вы наблюдаете в корне?
-Найдите словарное слово в тексте предыдущего упражнения. Подчеркните непроверяемую орфограмму.
Упр.90 (стр.61) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
V Физкультминутка
VII Закрепление изученного материала
Работа по учебнику. Упр.91 (стр.61) Работа в парах. Оценивание с помощью светофора.
VII Рефлексия
Работа по карточкам
Задание: подчеркнуть главные члены предложения, определить, какой частью речи они выражены.
Вариант 1.
Блёкнут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули в дали.
По незримому канату
Протянулись журавли.
Вариант 2.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт.
И дергач не кричит.
Взаимопроверка. Оценивание с помощью светофора.
VIII Итог урока
-Из чего состоит основа предложения?
9
-Какой второй главный член входит в основу предложения?
-Дайте определение сказуемого.
-Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?
IX Домашнее задание
Рабочая тетрадь на печатной основе упр.59 (стр.39-40),
правило на стр.60

УРОК 3
Тема урока «Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения»
Цели: закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены.
Задачи:
Актуализировать знания:
- о главных и второстепенных членах предложения;
- учить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.
Закрепить умения:
- писать известные орфограммы в словах;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Формируемые УУД:
П. – употребление специальной терминологии; выполнение действий по алгоритму.
К. – умение слушать и слышать других людей.
10
Р. – умение ставить цель и организовывать её достижение.
Л. – самоопределение, самореализация; принятие и уважение ценностей и традиций образовательного учреждения.
Оборудование: орфографические словари , интерактивная доска, проектор
Ход урока
I Орг. момент
II Актуализация знаний
Орфографическая минутка. (Слуховой диктант)
- Выпишите слова с удвоенными согласными. Орфограмму подчеркните.
Мы гурьбой бежим из класса. Впечатлений нынче масса:
Кросс сегодня мы бежали, в теннис мы потом играли,
Изучали килограмм и его частицу грамм.
День рожденья был у Аллы-съели мы конфет немало.
Ей нарциссы мы вручили и подарки подарили.
Мы гурьбой бежим из класса, впечатлений нынче масса.
-Прочитайте. Какие слова вы записали. Назовите удвоенные согласные. Запишите ещё два-три слова на это правило.
(Взаимопроверка. Самооценка)
III Самоопределение к деятельности. Работа на интерактивной доске.
Задание: вставьте в предложения главные члены предложения.
По крутой тропинке горной______________ зимой____________
чёрный. 2. Серый ____________ в густом лесу_________________
11
рыжую лису. 3. Невидимкою луна_______________ ___________
летучий.





-Ка связаны в предложении главные члены?
-Во всех ли предложениях эта связь найдена правильно?
-О каком предмете говорится, что он освещает?
-Поставьте вопрос. Какую роль в предложении выполняет слово снег?
-Почему подлежащее и сказуемое являются основой предложения?
-Вспомните, как называются члены предложения, которые не входят в его основу.
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают члены
предложения, какую роль они играют в предложении, учиться находить в предложении основу, ставить вопрос от главного слова к зависимому, определять связь слов в предложении.)
IV Работа по теме урока
Работа по учебнику упр.92(стр.62). Устно (объясняют орфограммы, находят главные члены предложения)
-Как называются остальные члены предложения?
-Почему их так называют?
V Физкультминутка
12
VI Работа по теме урока
Упр.94 (стр.63) Комментированное письмо.
VII Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр.95 (стр.63) Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.
-Могут ли второстепенные члены изменять значением предложения?
VIII Рефлексия
Работа в рабочей тетради на печатной основе. Работа в парах. Коллективная проверка. Оценивание с помощью сигнальной карточки «Светофор»
IX Итог урока
-Из чего состоит основа предложения?
-Какие члены предложения называют второстепенными?
-Какую роль они играют в предложении?
-Могут ли они изменять смысл предложения?
X Домашнее задание
Учебник – упр.97 (стр.64)





13













второстепенные члены предложения

главные члены предложения

Повторить


Какую роль в предложении выполняет сказуемое









Учиться находить в предложении основу










беспокойный

беспокойство

волнение

беспокоиться

спокойный

спокойствие

успокоить

уравновешенный

волк

барашек

снег

шёл

встретил

освещает



15