Выступление на тему: Повышение качества ЗУН учащихся

И. М. Сеченов говорил: «Главными определителями умственного развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать.»
Преподаватель русского языка и литературы направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.
Обучение во всех его аспектах связано с задачами всестороннего развития личности.
Это прежде всего касается целей обучения. Они не могут быть ограничены сообщением ЗУН и непременно включают в себя формирование качеств личности в широком плане.
Ярко выраженная развивающая функция заключена в методах, приемах обучения, которые представляют собой не просто средства передачи ЗУН, но и одновременно служат средством организации познавательной деятельной деятельности учащихся, формирования их личности в процессе обучения.
Большие возможности для формирования положительных качеств личности при обучении русскому языку заключает в себе дифференцированное обучение.
Дифференцированный переход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовывать творческие возможности всех учащихся.
Структура урока.
Единая учебная цель.
Дифференцированная самостоятельная работа.
Сильные учащиеся. - I вариант, (с творческим заданием)
Средние учащиеся. - II вариант, (с графическим комментированием)
Отстающие учащиеся. - III вариант, (выполнять по образцу.)
Коллективное обсуждение результатов.
Проводится беседа по теме, особое внимание уделяется учащимся, работавшим по Ш-му варианту. Примеры приводит весь класс.
Формулируется правило, корректируется по учебнику.
Самостоятельная работа по вариантам.
I вариант -написать творческую работу.
II вариант - на выбор: задание 1варианта или составление таблицы, схемы на основе изученного, заполняя примерами.
III вариант - выполнить упражнение учебника, используя таблицу. Работа выполняется под руководством учителя.
Единая проверочная работа.
Учащиеся первой группы читает свое сочинение, остальные пишут
выборочный диктант. Выписывают слова, предложения по теме урока.
Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы.
(получение ЗУН, выставление оценок.)
Дифференцированное домашнее задание.
Общее задание: изучение параграфа с примерами из худ. лит-ры; задание по группам.
Существует в школьной практике и индивидуальный подход в работе с детьми, имеющими более высокий уровень подготовки. Можно увеличивать объем работы учащихся с учетом их потенциальных возможностей, а можно - за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом материале. Этот путь более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематический повтор пройденного.
Формируют активное отношение к процессу познания и задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.
Например, работая над прилагательными в 6 классе, учитель преднамеренно сталкивает детей с причастиями (например: таинственный и мерцающий), которые они классифицируют , как прилагательные и указывает параграфы 5-7 учебника 7 класса по теме «Причастие».
Можно использовать стратегию «Дневник тройной записи». Надо предложить учащимся разбить два тетрадных листа на три колонки и озаглавить их: «Мне это известно», «Это для меня ново», «Это мне не понятно». Учащихся можно разбить на группы. Каждая будет работать над отдельным параграфом. Один из членов группы будет докладывать о сделанных записях. Особое внимание следует обратить на записи в 3-тьей колонке. Учитель отвечает на возникшие вопросы. (Плодотворно проходит работа в 7 классе по литературе по общим темам: «Портрет описания человека в литературе», «Пейзаж в художественном тексте» и др.) Активно включаются в работу и учащиеся 8 класса по русс-яз.))
Большое значение для формирования ЗУН имеет работа со словарями. Используется словарный диктант с самопроверкой по учебнику.
С целью повышения техники чтения и р/р учащихся используются элементы методики Ривина (поабзацное изучение текста) и «интервью с писателями». Один учащийся выступает в роли писателя, другой - корреспондента(используется на уроках лит-ры в 5-6 классах)..
Для создания проблемной ситуации на уроке и для «добывания» знаний у учащихся используются элементы критичного мышления, (кластеры на уроке лит-ры, русс-яз). Их удобно использовать как на уроке для объяснения нового материала, так и на уроке закрепления знаний.
На уроках литературы часто использую эссе - небольшие сочинения, передающие индивидуальные впечатления, связанные с темой. Это может быть совет герою, пожелание, впечатление от услышанного на уроке. («Письмо герою», «Здравствуй, урок ».)
Развитие творческих способностей, самостоятельности всех учащихся повышает качествоЗУН.