Открытый урок по познанию мира на тему Воздух. Свойства воздуха во 2 классе


Предмет познание мира Класс 2 Дата 31.10
Тема Воздух. Свойства воздуха
Цель обучения Ознакомление учащихся с научным представлением о воздухе и его свойствах
Ожидаемые результаты: учащиеся должны:
знать:
уметь:
мочь: О необходимости воздуха всему живому. 
ставить учебную проблему и искать пути её решения
выделять значения воздуха для всего живого
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы, оборудование
Создание коллаборативной среды. Психологический настрой - Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я тоже вам желаю удачи.
Подготовка рабочего места
Поворачиваются к друг другу и дарят свои улыбки
Наблюдения учителя Введение в тему урока Что такое рисунок?
Что такое план?
Чем отличается рисунок от плана?
Повторение дом. задания Блиц-опрос по домашней работе.
Формативное оценивание Учебник
Сообщение темы и цели урока Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудьИ обратный держит путь.Он невидимый; и все жеБез него мы жить не можем.
-Что же это? (воздух).
- Определите тему сегодняшнего урока.
- А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?
(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)
Уточнение задач урока учителем.
(на доске)
Что такое воздух?
Как доказать, что воздух существует?
Каково значение воздуха?
Почему загрязняется воздух?
Как охранять воздух? Определяют цели урока Изучение нового материала - А теперь внимательно посмотрите на схему.
Схема:
Мы живем…                 на планете Земля
                        в квартире
                        в России
                        в городе Чехове
                        на дне океана
- Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?
- Посмотрите на рисунок. (Земля в окружении воздушной оболочки)
- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане.
- Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.
- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 22-23).
Статья в учебнике:
        Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.
(ответы детей)
- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
(рисунок на диске)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.
- Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)
- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.
Дыхательная гимнастика.
- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
- Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. (схема «Состав воздуха»)
- Какого газа в воздухе больше всего? (азота)
- Чуть меньше? (кислорода)
- И совсем мало? (углекислого газа)
- А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)
- Почему? (он необходим для дыхания)
- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается  равновесие в составе воздуха.
- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
- Рассмотрим рисунок на стр. 38.
- Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?
- Почему так важно проветривать помещение?
- А для чего еще нужен воздух?
Опыт с горением.
На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.
- Почему погасло пламя?
- Оказывается, не бывает огня без кислорода.
- А это хорошо или плохо?
- С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.
- С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)
- Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)
- Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!
- А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.
(каждая группа получает конверт с рисунками:
одуванчик и клен,
парусный корабль,
вертолет, самолет, воздушный шар,
ветряная мельница.
- Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.
- Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)
- А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)
- Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.
- Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?
- На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.
(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)
- Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)
Комментарий учителя:
Трубы заводов и фабрик  выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
- Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Схема:
Источники загрязнения воздуха:    1) машины,
                                        2) заводы и фабрики,
                                        3) пыль, дым.
Комментарии учителя:
1) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.
3) Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.
- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Схема на доске:
Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,
                                посадка растений в городах,
                                использование невредных видов транспорта, топлива,
                                создание организаций по охране окружающей среды,
                                День защиты окружающей среды – 5 июня. Самостоятельное изучение.
Наблюдения учителя
Суммативное оценивание Учебник
Рабочая тетрадь
Физкультминутка Музыкальная физминутка
Выполняют движения по музыку
Музыкальная физминутка
Закрепление Работа в тетради.
Работа в парах.
- Откройте тетради. Прочитайте  задание 2.
- Обсудите с соседом и выполните это задание.
Проверка коллективная. (рисунок на доске)
- Если все люди нашей планеты прислушаются к зову природы о помощи, помогут ей, то все мы будем вознаграждены. Наградой нам будет жизнь, отличное здоровье, возможность созерцать красоту, которая доступна только нам, землянам.
(зрительный ряд – красота неба)
Комментарий учителя: текст учебника на стр. 22-23 Работают в паре чертят план.
Суммативное оценивание Кубик, ластик, учебник
Подведение итогов
- Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Попробуйте ответить на них сами. (ответы детей)
- А теперь оцените свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя
Словесное оценивание учителя (комментарии учителя) Рефлексия, оценивание Самооценка по дереву "Блоба". Учащиеся оценивают себя за урок. Домашнее задание Стр. 22-23, прочитать, подготовить свои вопросы по теме.
Ученики записывают д/з в дневники Дневник ученика