Краткосрочный план урока по русской литературе на тему Бедная Лиза (9 класс)


Тема урока Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» 9 класс
Общие цели Раскрыть идейно - художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.
Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты развитие мыслительных процессов учащихся
развитие навыка систематизировать знания самостоятельно, делать выводы
воспитание чувства милосердия к людям
воспитание чувства собственного достоинства; чувство ответственности перед другими
выработка собственного отношения к окружающему миру
Оборудование
Источники
Оснащение компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point эпиграф, видеофильм
Тип урока урок - беседа с применением технологии критического мышления
Этапы урока Организационный момент
Пробуждение интереса к уроку
Осмысление
Рефлексия
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите фильм.
- Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы будем сегодня говорить?
- Какие выводы вы сделали для себя? Учащиеся смотрят фильм и записывпают ключевые слова.
Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Введение в тему урока.) Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло не одно поколение русских читателей. 3) Разминка «Эпиграф». 
Слайд 2 Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е. Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».
 - Как вы понимаете слова Е. Осетрова?
 - Какое литературное направление указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого литературного направления? (сентиментализм)
4) Сообщение темы урока учащимися. Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока сами. Ответьте на вопросы: Слайд 3 Что? Кого? Какая?
На вопрос Какая? Выберите одно из данных слов Какая?: как классицистическая, как сентиментальная, как романтическая, как реалистическая. Тема урока Слайд 4
5)Сообщение целей урока: Попытайтесь сформулировать цели урока. Слайд 5
6) (2мин)Работа над названием произведения.
 - Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести)
 - Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная)
 - Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
 Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.
6) (2 мин)Работа на осмысление содержания произведения. В форме игры с сердечком «Я тебя люблю».
Слайд 6 - 17. Блиц - опрос:
1. В каком году написано произведение?
2. Каков жанр произведения «Бедная Лиза»?
3. Где происходят события в повести?
4. Кто главные герои повести?
5. Каково социальное положение Лизы и Эраста?
6. От чьего лица ведется повествование?
7. Чем занималась Лиза целыми днями?
8. А почему Лизе пришлось работать?
9. Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста?
10. Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы?
11. Что случилось с главной героиней?
12. Какие слова из повести стали афоризмом?
7)  Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи.
Я сейчас подарю вам частичку сердца Лизы. Каждый выберите себе сердечко. Сердечки с четными номерами – 1 группа, а сердечки с нечетными номерами – 2 группа.
 - Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.
 - Сделайте презентацию: возможно, это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто - то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы.
Слайд 18.
 - Критерии презентации:
 - время;
 - эстетичность;
 - содержательность;
 - защита проекта.
Каждой группе дается инструкция - схема.
 Инструкция - схема для группы №1. Лиза:
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
4. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
 Инструкция - схема для группы №2. Эраст:
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4. Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
8) Защита презентаций учащимися. (7 мин)
 Дополнительные вопросы группам:
 - Почему Лиза добровольно ушла из жизни?
 - Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд?
 - А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости.
 - Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда?
Взаимооценивание.
После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.
 - 1 группа - докажите, что Лиза – положительный образ.
 - 2 группа - докажите, что Лиза - отрицательный образ. (Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой больной матери)
 - В чем причина трагической развязки повести: в личных качествах героев или в существующем социальном устройстве общества?»
 - Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить? («. . И крестьянки любить умеют»)
 8)  Обобщение:  написать письмо Лизе – первая группа
Написать письмо Эрасту – вторая группа
Слайд 21. ) Организация рефлексивного пространства «Пятерочка»
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец – мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.

Слайд 22.  Дом задание: составить «синквейн»: «Лиза» и «Эраст»,
придумать рекламу книги,
нарисовать обложку книги,
написать свой вариант развязки произведения.
Рефлексия к уроку русской литературы в 9 классе на тему «Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Планируя свой урок я пыталась построить его с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов учащихся 9 класса. На протяжении своего урока я следовала мною составленному плану урока, пыталась направлять их на самостоятельную деятельность путем блиц-опроса, презентаций, писем, видеоролика, тем самым развивая их критическое мышление, навыки говорения и умения работать в группе. Самое главное, я достигла поставленных целей урока. Ребятам было очень интересно. Особенно им очень понравилось выражать свое отношение через письмо к героям повести.
В конце урока они выразили свое отношение к уроку, с удовольствием отмечая, свое отношение к уроку и предлоения на будущее. Конечно, не всем учащимся удалось выражпть на русском литературном языке свои мысли. Языковой барьер присутствовал на уроке.
Эпизоды урока




Средняя школа имени Б.Нысанбаева
Открытый урок
в 9 классе на тему «Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
учитель-предметник
Кажапиева Багниса Сайыновна
2015-2016 учебный год