ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК ЮНЫЙ ПРОГРАММИСТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН»
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Сосновской средней (полной) общеобразовательной школы
МО «Тереньгульский район»
Ульяновской области
_____________Адаева Н.И.
« »__________2013 г.


ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖОК
ЮНЫЙ
ПРОГРАММИСТ

Возраст учащихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: ФРОЛОВ С.В.
учитель информатики



с.Сосновка
2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Реализация программы кружка «Юный программист» рассчитана на 1год.
Количество учащихся – 15 человек.
Программа предполагает участие детей младшей и средней возрастной категории: 14-17 лет.
Занятия кружка проводятся во внеурочное время на базе МОУ СОСНОВСКОЙ СРЕДНЕЙ /ПОЛНОЙ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МО «ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Продолжительность занятий – 2 часа в неделю
При проведении практических занятий на компьютерах группа учащихся делится на подгруппы с тем, чтобы каждый ученик работал перед экраном дисплея.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ:
Человек думает – компьютер работает.
Таким принципом руководствуется ведущая фирма по производству компьютеров
·ВМ. И не будет ошибкой утверждение о том, что этим лозунгом вооружена вся та половина человечества, которой в своей деятельности приходится иметь дело с третьей сущностью нашего мира – информацией.
Компьютер сегодня проникает во все виды деятельности человека. Без него не может обойтись не одно, себя уважающее, предприятие или фирма, банки, институты, органы правопорядка, военные, медики и т. д. Всё это лишний раз доказывает человеку на необходимость иметь навык работы на компьютере, иметь элементарные знания для обращения с ним. Все эти навыки и знания человек должен, по возможности, получить в общеобразовательной школе. Но программа школьного курса подразумевает изучение предмета информатики в 10-11 классах в объёме 68 часов, что, конечно же, не является достаточным для его глубокого изучения. В документах Министерства образования РФ рекомендовано использовать преподавание курса инфор- матики на базе основной школы в структурах дополнительного образования. Программа кружкового объединения «Юный программист», учитывая вышеизложенное положение школьной программы, рассчитана на усвоение учебного материала даже учащимися 9 классов основной школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основных знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации;
Раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира;
Привить им навыки сознательного рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.







СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
/ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ/
Вводное занятие

Задачи кружкового объединения. Обсуждение плана работы. Организационные вопросы. Ознакомление кружковцев с правилами техники безопасности.

Понятие об информации и информационных процессах.

Понятие информации. Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информация и управление.
Информационная деятельность человека. Информационная культура человека. Информационное общество: его особенности и основные черты.

Практика: 1. Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (тренажёр).
2.Отработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь).

3.Представление информации.

Формы представления информации. Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система счисления.
Количество информации. Единицы измерения информации. Двоичное кодирование различных форм представления информации (числовой, текстовой, графической, звуковой).
Практика: 1. Определение информационной ёмкости различных носителей информации.

4.Компьютер

ТБ и санитарно- гигиенические нормы при работе на компьютере.
Функциональная организация компьютера. Магистрально-модульный принципы построения компьютера. Периферийное и внутреннее устройство компьютера: назначение и основные характеристики. Программный принцип управления компьютером. Виды памяти. Основные носители информации и их важнейшие характеристики.

Файлы. Операции с файлами. Операционная система. Основные виды программного обеспечения компьютера. Различные способы ввода информации в компьютер. Инсталляция программ.
Защита сохранности информации. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.
Практика: 1.Форматирование дискеты, создание системной дискеты.
2.Работа с файлами: копирование, переименование, удаление.
3. Установление программного продукта.
4. «Лечение» заражённой компьютерным вирусом дискеты.
5. Моделирование и формализация.

5. Моделирование . Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации.

Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма, программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов.
Компьютерный эксперимент.
Практика: 1. Построение простой информационной модели;
2. Проведение компьютерного эксперимента

6. Алгоритмы и исполнители.
Понятие алгоритма, примеры алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя.
Свойства алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека на основе алгоритмов.
Средства представления и записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок- схемы)
Основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура и т.д.) и их использование для построения алгоритмов. Библиотека алгоритмов.
Знакомство с одним из языков программирования. Основные структуры данных. Присваивание.
Функции, программы.
Практика: 1. Построение блок- схемы алгоритма.
2.Кодирование заданного в виде блок- схемы алгоритма на языке программирования, ввод и исполнение полученной программы.

7. Информационные технологии

7.1Технология обработки текса и графики.

Текстовый редактор: назначение, основные функции.
Редактирование и форматирование текста. Выбор шрифта. Различные форматы текстовых файлов. Параметры печати.
Графические редакторы. Основные инструменты, операции. Параметры цветов. Создание и редактирование изображений. Печать графических файлов.
Практика: 1.Редактирование и форматирование заданного текста, выбор параметров шрифта.
2.Распечатка текстового и графического файла на принтере.

7.2 Компьютерные коммуникации

Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.
Сеть Интернет.

8. Заключительное занятие

Подведение итогов работы за год. Обсуждение успехов и недостатков в работе кружка. Организация выставки работ кружковцев.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятия

Всего часов
Количество часов




На теорию
На практические занятия

1.
Вводное занятие
2 часа
2 часа
-


2.
Понятие об информации и информационных процессах
8 часов
1 час
7 часов

3.
Представление информации

16 часов
2 час
14 часов

4.
Компьютер

16 часов
4 часа
12 часов

5.
Моделирование и формализация

14 часов
4 часа
10 часов

6.
Алгоритмы и исполнители

2 часа
2 часа
-

7.
Информационные технологии





8.
Заключительное занятие

2 часа
2 часа
-

Итого: 64 часов 14 часов 52 часа







ЛИТЕРАТУРА:

1.Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика: Учеб. для 8-9 кл.шк. с углубл. изуч. информатики.- М.: Просвещение, 2000.
2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
3.Основы экологии и прородопользования. Компьютерный курс: Учеб. пособие для 9-10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.Ф.Шолохович, А.Г. Гейн, С.В.Комов и др.- М.: Просвещение, 2001.
4.Задачи по программированию / С.А.Абрамов, Г.Г.Гнездилова, Е.Н.Капустина, М.И.Селюн.- М.: Наука, 1999.
5. Брукс- мл. Ф.П. Как проектируются и создаются программные комплексы.- М.Наука, 1999.
6. Ван Тассел Д.Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ.- М.: Мир, 1991.
7. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих.- М.: Педагогика-Пресс, 2004.
8. Мнеян М.Г. Физика машинной памяти.- М.: Высшая школа, 2000.
9. Кушнеренко А.Г. Информационные модели.-М.: Дрофа, 1998.
10. Гурин А.Е. Интернет. М.: Синтез, 2002.


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема занятия

Всего часов
Количество часов




На теорию
На практические занятия

1.
Вводное занятие
2 часа
2 часа
-


2.
Понятие об информации и информационных процессах
8 часов
1 час
7 часов

3.
Представление информации

16 часов
2 час
14 часов

4.
Компьютер

16 часов
4 часа
12 часов

5.
Моделирование и формализация

14 часов
4 часа
10 часов

6.
Алгоритмы и исполнители

2 часа
2 часа
-

7.
Информационные технологии





8.
Заключительное занятие

2 часа
2 часа
-

Итого: 64 часов 14 часов 52 часа







15