Образовательная программа кружкового объединения «Юный программист»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Образовательная программа кружкового объединения «Юный программист» Срок реализации 3 года Руководитель кружкового объединения Илюхин Сергей Михайлович 2013 г. «Утверждаю» Дирек тор МБУ ДОД «Центр внешкольной работы» Аксубаевского муниципального района РТ /Н.И.Еграшкин/ «Согласовано» Директор МБОУ «Савгачевская СОШ» - /Н.П.Егоров/ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа технической на правленности. Знание персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Техническая направленность программы «Юный программист» позволяет детям идти в ногу со временем. Компьютер пришѐл в науку, культуру, экономику и образов ание... И сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Цели: - формирование навыков самостоятельн ой работ ы на ПК каждого ученика . - формирование умения самостоятельно разбираться в пр икладных программах. Задачи: - н аучить детей пользоваться ПК, - научить применять полученные знания и опыт в практической д еятельности. - научить разбираться в информационном мире; - формировать начальные знания информационной безопасности; - расширить эрудицию, кругозор; Отличительной особенностью данной программы является внесение элемента творчества в процесс освоения сугубо технического предмета. Это и позволяет с легкостью и интересом заниматься детям. Давая возможность самому познавать новую прикладную прог рамму, лишь направляя его действия, мы побуждаем ребенка заниматься самообразованием и в будущем. В зависимости от возраста детей, программа курса рассчитана на 2 возрастные группы: 1) дети младшего школьного возраста - (3 - 4 классы) 2) дети среднего школьного во зраста - (5 - 7 классы) Возраст детей занимающихся в кружке - 9 - 13 лет. Срок реализации программы «Юный программист» - 3 год а . 1 год обучени я - 4 недельных часов, всего 128 часов. За 3 года обучения - 384 часа. Работа по программе состоит из теоретических и практических занятий. На уроке практической работы проводится как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющ ихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала. Занятия в группе с детьми младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю по одному часу, а в группе с детьми среднего школьного возраста - два раза в неделю по 2 ча са. На занятиях объединения в процессе обучения следует принять все меры для обеспечения безопасности при работе с ПК. По окончании действия программы каждый ребенок должен: - овладеть навыками самостоятельной работы на персональном компьютере; - уметь работат ь в операционной системе " Windows XP "; - уметь пользоваться прикладными программами " Paint ", " Windows Media ", " Nero ", " Microsoft Office " и др.; - знать служебные программы архивирования и антивирусы; - уметь самостоятельно ознакомиться с новой прикладной програ ммой. (Приложение 1) Для проверки реализации дополнительно - образовательной программы планируется участие коллектива в конкурсах как города и районных, так и областных и всероссийских. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ для детей младшег о и среднего школьного возраста. 1. Вводное занятие. /2ч./ Знакомство с группой, доведение правил поведения в кабинете информатики, пожарной безопасности, правил безопасности при работе с персональным компьютером, организационные мероприятия, изучение спец иальных упражнений для ФМ на занятии в объединении, знакомство с историей создания ПК. 2. Устройство ПК. /24ч./ Включение - выключение, основные и дополнительные устройства, устройства ввода и вывода информации, виды памяти. 3. Изучение программ. / 324 ч./ В иды программ, краткое освещение системных и инструментальных программ, более подробно об ОС " Windows XP " и прикладных программах, рассмотрение прикладных программ по видам. 4. Интернет. /14ч./ Дается определение , что же такое Интернет, объясняется структур а глобальной сети Интернет, настройка соединения и подключение к Интернету, поиск информации в Интернете, загрузка файла с помощью браузера. 5. Просвет ительская и досуговая работа. /1 0ч./ Обозрение литературы, коллективное обсуждение самостоятельных работ, участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях, учебно - исследовательских конференция. 6. Резерв учебного времени /10ч./ Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы для детей среднего школьного возраста. № Наименование темы Количест во часов Теория Практика Итого 1 Вводное занятие. 2 - 2 2 Устройство ПК 11 12 24 3 Изучение программ 100 224 324 4 Интернет 6 8 14 5 Просветительская и досуговая работа 5 5 1 0 Резерв 10 Итого 122 252 384 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первы й год обучения № Дата Название темы Количество часов Итого Теория Практика 1 Вводное занятие. Орг. мероприятия, знакомство с группой. Ознакомление с правилами поведения в кабинете информатики, пожарной безопасности. Изучение специальных упражнений для ФМ на занятии в объединении. История создания ПК. 2 Включение - выключение компьютера. 1 1 2 3 Основные компоненты компьютера. 1 1 2 4 Устройства вывода. Монитор 1 1 2 5 Устройства ввода. Клавиатура 1 1 2 6 Знакомство с алфавитно - цифровыми к лавишами. 1 1 2 7 Знакомство с функциональными клавишами 1 1 2 8 Работа с клавиатурным тренажером 0.5 1.5 2 9 Устройства ввода. Мышь 1 1 2 10 Основные приемы работы с мышью. 0.5 1.5 2 11 Дополнительные устройства. 1 1 2 12 Виды памяти. Электрон ные носители информации. 1 1 2 13 Работа с дискетами, дисками, флешкой. 1 1 2 14 Основные виды программ. 1 1 2 15 ОС « Windows XP » (настройка экрана, (настройка рабочего стола) 1 1 2 16 Работа с объектами рабочего стола 0.5 1.5 2 17 ОС « Windows XP » (настройка пользователей) 1 1 2 18 ОС " Windows XP " (настройка окон, панели задач) 1 1 2 19 ОС " Windows XP " (работа со справкой) 1 1 2 20 Антивирусы. Антивирус Касперского. 1 1 2 21 Сжатие файлов и папок (Архивация) 1 1 2 22 Виды прикладны х программ 1 1 2 23 Текстовые файлы. Текстовые редакторы 1 1 2 24 Знакомство с текстовым редактором « WordPad » 1 1 2 25 «WordPad» (работа в программе) 1 1 2 26 Работа с клавиатурным тренажером 1 1 2 27 Текстовый процессор «Word» 1 1 2 28 Среда р едактора « Word » (рабочее поле,строка меню) 1 1 2 29 ТР " Word ". Создание и сохранение текстовых файлов. 1 1 2 30 ТР " Word ". Открытие и редактирование текстовых файлов. 1 1 2 31 ТР "Word". Форматирование текста. 1 1 2 32 " Word " (таблица. Вставка и ри сование таблицы. Заполнение таблицы.) 1 1 2 33 ТР "Word". Редактирование таблицы. 1 1 2 34 ТР " Word ". Вставка в текст рисунка, автофигур, объектов WordArt ) 1 1 2 35 ТР " Word ". Вставка в текст автофигур. 0.5 1.5 2 36 ТР " Word ". Вставка объектов Word Art 1 1 2 37 " Word " (Колонтитулы. Номер страницы. Дата и время, сноски.) 1 1 2 38 " Word " (Абзац, Список, Границы и заливка) 1 1 2 39 "Word" (работа в программе) 1 1 2 40 "Word" (работа в программе) 1 1 2 41 "Word" (закрепление темы) 1 1 2 42 - 44 Итоговая работа .Создание учебной публикации. 2 2 4 45 Графические редакторы. Граф. редактор « Paint » 1 1 2 46 Знакомство с графическим редактором « Paint ». Строка меню. 1 1 2 47 Графический редактор « Paint » (изучение панели инструментов). 1 1 2 48 Работа в графическом редакторе « Paint » 0.5 1.5 2 49 Работа в графическом редакторе « Paint » 1 1 2 50 Работа в графическом редакторе « Paint » 1 1 2 51 Работа в графическом редакторе « Paint » 1 1 2 52 «Paint» (закрепление темы) 1 1 2 53 Итоговая работ а. Создание графического файла 1 1 2 54 Среда программирования ПервоЛого . Логомиры 2.0 1 1 2 55 Понятие алгоритма. Исполнитель. 0.5 1.5 2 56 Работа с учебными исполнителями и тренажерами 1 1 2 57 Работа с учебными исполнителями и тренажерами 1 1 2 58 Логическая игра 1 1 2 59 Среда программирования ПервоЛого. Рисовалка 1 1 2 60 Преобразование существующих и со з дание своих форм 1 1 2 61 Первые шаги чер е пашки. Программная строка 1 1 2 62 Создание инструкций персонально для ка ж дой черепашки 1 1 2 63 Создание живой картинки 1 1 2 64 Итоговое занятие за первый год обучения. 1 1 2 Итого в первый год обучения 128 часов Второй год обучения 65 Вводное занятие. Орг. мероприятия, знакомство с группой. Ознакомление с правилами поведения в каб инете информатики, пожарной безопасности. Изучение специальных упражнений для ФМ на занятии в объединении. 1 1 2 66 Программа для создания презентаций « Power Point » 1 1 2 67 - 68 « Power Point » (изучение кнопок на панели инструментов) 1 .5 2 .5 4 69 - 70 « Power Point» (создание сладов) 2 2 4 71 - 72 «Power Point» (оформление слайдов) 2 2 4 73 - 74 « Power Point » (смена слайдов, настройка анимации) 2 2 4 75 «Power Point» (вставка гиперссылок) 1 1 2 76 - 77 « Power Point » (работа в этой программе) 2 2 4 78 - 7 9 « Power Point » (закрепление темы, создание собственной презентации) 2 2 4 80 « Power Point » . Защита своих проектов. 1 1 2 81 Графические редакторы. « Paint ». Повторение 0.5 1.5 2 82 Графический редактор « GIMP » , ― Photoshop ‖ 1 1 2 83 Знакомство с г рафическим редактором ― GIMP ‖ 1 1 2 84 - 85 « GIMP » (изучение кнопок на панели инструментов) 2 2 4 86 - 87 « GIMP » (обработка фотографий) 2 2 4 88 - 89 « GIMP »( pa б o т a в этой программе) 2 2 4 90 « GIMP »(закрепление темы) 1 1 2 91 Что такое интернет? Понятие Web - пространства. 1 1 2 92 Опасности в Интернете. Безопасная работа в Интернете. 1 1 2 93 Программы браузеры . Internet Explorer, Mozilla Firefox. Opera,Crome 1 1 2 94 - 95 Поиск информации в Интернете. 2 2 4 96 Загрузка и сохранение файлов с И нтернета. 1 1 2 97 - 98 Выход на дет. сайт ы (Солнышко, Бибигон и др) 2 2 4 99 Досуговая работа. Браузерные флеш - игры. 1 1 2 100 Закрепление темы «Интернет» 0.5 1.5 2 101 Среда программирования ПервоЛого . Логомиры 2.0 1 1 2 102 Составление и выпол нение алгоритмов. 1 1 2 103 Последовательность действий и результат выполнения алгоритма. 1 1 2 104 Составление и выполнение алгоритмов. 0.5 1.5 2 105 Исполнитель алгоритмов. 1 1 2 106 Работа с учебными исполнителями и тренажерами 1 1 2 107 Раб ота с учебными исполнителями и тренажерами 1 1 2 108 Логическая игра 1 1 2 109 Среда программирования ПервоЛого. Рисовалка 1 1 2 110 Преобразование существующих и со з дание своих форм 1 1 2 111 Ш аги чер е пашки. Программная строка . 1 1 2 112 - 113 Со здание проекта в программе «Логомиры 2.0» 1 1 2 114 Итоговое занятие по программе «Логомиры 2.0» 1 1 2 115 Структура глобальной сети Интернет. Повторение 1 1 2 116 Поиск информации в Интернете. 1 1 2 117 Загрузка файла с помощью браузера. 1 1 2 118 Создание электронного почтового ящика 1 1 2 119 Электронная почта(написать письмо, прочитать письмо) 1 1 2 120 Поиск информации в Интернете. 1 1 2 121 Интернет. (закрепление темы) 1 1 2 Итого во второй год обучения 128 часов 2 Третий год обучен ия 1 1 2 122 Вводное занятие. Орг. мероприятия, знакомство с группой. Ознакомление с правилами поведения в кабинете информатики, пожарной безопасности. Изучение специальных упражнений для ФМ на занятии в объединении. 1 1 2 123 Знакомство с табличным процессором " Excel " 1 1 2 124 Среда « Excel ». Строка меню. Рабочее поле. 1 1 2 125 - 126 " Excel " (создание таблиц) 1 1 2 127 - 128 " Excel " (автосуммирование. Абсолютные и относительные адреса.) 1 1 2 1 29 - 130 "Ехсе l '(вставка функций) 1 1 2 131 - 132 "Ехс е l‖ (мастер диаграмм) 1 1 2 133 - 134 "Ехсе l ‖(сортировка и фильтрация данных) 1 1 2 135 - 136 "Ехсе1"(работа в этой программе) 1 1 2 137 "Ехсе1"(3акрепление темы) 1 1 2 138 Делаем домашнее видео. Windows Movie Maker 1 1 2 139 Windows Movie Маке r (импор тирование данных) 1 1 2 140 Windows Movie Маке r (монтаж фильма) 1 1 2 141 Windows Movie Маке r (завершение создания фильма) 1 1 2 142 Windows Movie Маке r (3акрепление темы) 1 1 2 143 Слушаем музыку и смотрим фильмы. "Windows Media Player" 1 1 2 144 Музыка в компьютере. Программы для редактирования звука . 1 1 2 145 Редактор звука ― Audocity ‖. Панель инструментов. 1 1 2 146 Редактор звука ― Audocity ‖. 1 1 2 147 Редактор звука ― Audocity ‖. 1 1 2 148 Редактор звука ― Audocity ‖. 1 1 2 149 Редак тор звука ― Audocity ‖. 1 1 2 150 Редактор звука ― Audocity ‖. Итоговое занятие. 1 1 2 151 Среда программирования ПервоЛого . Логомиры 2.0 1 1 2 152 Составление и выполнение алгоритмов. 1 1 2 153 Исполнитель алгоритмов. 1 1 2 154 Работа с учебным и исполнителями и тренажерами 1 1 2 155 Работа с учебными исполнителями и тренажерами 1 1 2 156 Среда программирования ПервоЛого. Рисовалка 1 1 2 157 - 158 Создание проекта в программе «Логомиры 2.0» 2 2 4 159 Итоговое занятие по программе «Логомиры 2.0» 1 1 2 160 Структура глобальной сети Интернет. Повторение 1 1 2 161 - 162 Поиск информации в Интернете. 2 2 4 163 Загрузка и сохранение информации . 1 1 2 164 - 165 Работа с электронным почтовым ящик ом 2 2 4 166 - 167 Электронные услуги Татарст ана Работа на портале. 2 2 4 168 - 169 Поиск информации в Интернете. 2 2 4 170 Итоговое занятие по теме «Интернет» 1 1 2 17 1 - 180 Просветительская и досуговая работа 3 7 10 1 81 - 1 9 0 Резерв учебного времени 5 5 10 1 9 1 Итоговое повторение 1 1 2 Ит ого в третий год обучения 128 часов Всего 384 часа МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Ф ормы занятий, планируемых при изучении различных тем или разделов:  практическое занятие: обучение практическому материалу;  устное изложение: информация, рассказ, беседа  ком плексное занятие: обеспечение индивидуального подбора учебных заданий;  интегрированные с элементами импровизации  досуговые мероприятия: конкурсы, праздники, викторины, экскурсии;  итоговое занятие. 2. Структура занятия Каждое занятие представляет собой един ство содержательного, методического и организационного элементов.  Подготовительная (вводная) часть 15 минут. Введение в работу, организация внимания, игровая деятельность по карточкам, на интерактивной доске.  Основная часть – 50 минут. Первичн ая проверка предыдущих заданий. Закрепление знаний и умений предыдущего занятия. Решение задач основной части занятия.  Заключительная часть – 15 минут. Постепенное снижение нагрузки , игровые упражнения. Приведение в порядок рабочего места, удаление ненужных файлов, очистка рабочего стола, выключение компьютера. 3. Необходимое оборудование для реализации программы 1)Типы компьютеров: Учительское место - 1 Учительское место - 2 Ученическое место Название Ноутбук Samsung R 528 ICL - RAY FORMOZA Тип процессора Intel Cele ron Duo T 3 1 00 Intel Core i 3 2.94 ГГц, Intel Pentium Е5400 Объем памяти 1024 2048 МБ 1024 Емкость жесткого д иска 160 Гб 250 Гб 500 Гб Размер монитора 15 19 19 2)Программное обеспечение : № Название ПО Кол - во установок Является ли лицензионной? Ест ь ли CD с лицензионны м ПО? 1 Windows XP SP3 14 Да Да 2 Alt Linux 5.0 Школьный 13 Свободное ПО Свободное ПО 3 Microsoft Office 2003 12 Да Да 4 Microsoft Office 2007 2 Да Да 5 Acrobat Reader 9.0 14 Свободное ПО Свободное ПО 6 Графический редакто р GIMP 13 Свободное ПО Свободное ПО 7 Антивирусный пакет DRWeb 14 Да Да 8 Edubuntu 12.10 1 Свободное ПО Свободное ПО 9 Microsoft Visual Studio2005 13 Да Да 10 Open Office 2.0 13 Свободное ПО Свободное ПО 11 Логомиры 2.0 13 Свободное ПО Свободное ПО 3)Допо лнительное оборудование : Наименование оборудования Кол - во штук Фирма изготовитель модель Принтер 1 M1120MFR Сканер 1 M1120MFR Проектор 1 Epson ЕВ - X7 Мониторы - ЖК 13 LGW1943S Модем 1 ZyXEL P660 RT3EE Коммутатор 1 ZyXEL Инт ерактивная доска 1 Interwrite DualBoard Аудиоколонки 1 Defenter Наушники 14 Defenter СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Богомолова Е . М. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. – № 2. – С. 52 - 60. 2) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 3) Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86 - 93. 4) Горячев А.В. О понятии ―Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. – №8 – С. 14 - 17. 5) Грязнова Е . М. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. – №6. – С.77 - 87. 6) Журова С . М. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. – 5. – С . 8 - 13. 7) Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001. – 48 с. 8) Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с. 9) Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ - ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с. 10) Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных ср едств обучения. – 2 - е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с. 11) Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы ―Информация‖ в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. – №9. – С. 29 - 43. 12) Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в соврем енной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с. Приложение 1 Требования к уровню подготовки учащихся после окончания курса «Юный программист» Учащиеся должны знать/понимать, что: - такое информация; - как человек воспринимает информацию; - ко мпьютер является универсальной машиной, предназначенной для обработки информации; - названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память); - компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые опр еделили люди, а компьютерная программа – набор таких правил; - алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; - информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц; - правила поведения в компьютерном классе. Уметь: - приводить примеры источников информации; - приводить примеры работы с информацией; - приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон); - приводить примеры полезной и бесполез ной информации; - запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования); - выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);