Военно-патриотическая работа на базе музея Боевой Славы в гимназии МБОУ №4 г.Пятигорска


Военно-патриотическая работа на базе музея Боевой Славы в гимназии МБОУ №4 г. Пятигорска
Мартынов Сергей Николаевич, учитель высшей категории, педагог дополнительного образования. Кружок дополнительного образования, музееведения в школе.
Разделы: использование музея Боевой Славы в воспитании гражданственности и патриотизма молодого поколения. Внеклассная работа

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.
Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
В 1999 году 10 ноября на базе гимназии №4 был открыт школьный музей Боевой Славы. Я с большим удовольствием возглавил научно-исследовательскую работу, стал заведующим школьным музеем,. Педколлектив вместе с учащимися собирали уникальный материал о пятигорчанах – участниках Великой Отечественной Войны, памятных событиях освобождения нашего города-курорта, Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков, пятигорчанах-фронтовиках, воинов-афганцах.
В 2001 году в г. Пятигорске на улице Власова строительные рабочие при ремонте крыши и кровли дома обнаружили 15 писем военнослужащих Красной Армии, которые были завернуты в немецкую карту Абхазии. Письма для расшифровки были переданы в центр военно-патриотического воспитания г. Пятигорска «Пост №1 – огонь Вечной Славы». Добровольно расшифровать письма попорченные временем с кавказских языков взялись ученики 11 «Б» и 11 «В» нашей гимназии: Теняев Сергей, Чернова Таисия, Гречанная Виктория, Ботезат-Белая Евгения, Кожухарь Юлия и Оксана. Они вошли в отряд «Жаворонки», т.к. классный руководитель и наставник их была Т.В. Жаворонкова. В течении нескольких месяцев ребята расшифровали эти письма и выяснили, что все они были написаны осенью 1942 года солдатами их Краснодарского лагеря военнопленных. Теперь оригиналы и расшифровки этих писем находятся в школьном музее Боевой Славы. Ребята переписывались и нашли сыновей и дочерей авторов этих писем. В Нальчике и Пятигорске проходили встречи с семьями советских солдат и учеников нашей гимназии.
Все памятные даты, связанные с Великой Отечественной Войной и Советской Армией в течении долгих лет наши кавалеристы-ветераны отмечают в нашей гимназии. В каждом классе выступая с беседами о ВОВ наши кавалеристы рассказывают о тяжелых военных буднях, лишениях и испытаниях в годы войны, о товарищеской беззаветной дружбе солдат Советской Красной Армии, объединяющей народов Кавказа: чеченцев, ингушей, балкарцев, кабардинцев, дагестанцев, украинцев, калмыков, белорусов и русских. Наши ветераны передавали множество фотоматериалов, вещей в наш музей, где проходят совместные уроки мужества, уроки памяти об освобождении советскими солдатами Восточной Европы от фашизма, освобождения Азии от милитаристской Японии.
Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Боевой Славы гимназии №4, где учащиеся совместно с руководителем музея:
1. Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.