Поурочный план по предмету профессиональная эстетика и дизайн ресторана на тему сервировка праздничного стола

5 Сабак/Урок №5
СабаK жоспары/План урока
П‰нніS атауы / название дисциплины: Профессиональная эстетика и дизайн ресторана
СабаKтыS таKырыбы/ Тема урока «Сервировка праздничного стола».
СабаKтыS маKсаты/ Цели урока
1)Білімділік/Образовательная: Сформировать знание обучающихся по теме «Сервировка праздничного стола»;
2)ДамытушылыK/Развивающая: Развивать умение обучающихся анализи-ровать изучаемый материал, познавательный интерес к предмету;
3)Т‰рбиелік/Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к  труду, самостоятельность.
4)€дістемеліK/Методическая:Вызвать интерес обучающихся к данной теме
БолашаK н‰тижені болжау/ Описание ожидаемого результата
Білім/Знания: Изучить все виды сервировки столов
Икемділік/ Умения: Сформировать умние по теме «Сервировка праздничного стола».
ДаCды /Навыки: Развивать творческие способности
СабаKтыS т_рі/Тип урока: Комбинированный
Формалар/Форма урока
€діс- т‰сілдер/ Методы обучения:
1.Словесный 2.Наглядный 3.Практический
Материалдар, оKу-‰дістемелік ‰дебиет, аSыKтамалыK ‰дебиет/
Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература:
Учебник; тетради
Jaрал-жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар/Оборудование, наглядные посо-бия: Раздаточный материал
П‰наралыK байланыс / Межпредметные связи Русский язык, Литература


























СабаK барысы / Ход урока

СабаK кезеSдері / Этапы урока

ОKытушы іс-‰рекеті / деятельность преподавателя

ОKушылар іс-‰рекеті / деятельность обучающихся
Jaрал-жабдыKтар, к™рнекті Kaралдар / оборудование, наглядные пособия

1. ^йымдастыру-маKсаттыK кезені / организационно-целевой этап

Организационный момент.
Постановка цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
Организация учебной работы на уроке
Психологическая подготовка учащихся к проверке знаний.
Создание эмоционального настроя.
- Приветствие обучающихся.

- Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Объявление темы урока.


- Постановка цели урока.

- Приветствие.


- Готовят тетради, ручки.

- Записывают тему урока в тетради.


- Совместно с преподавателем формулируют цель урока.



2. Операция-танымдыK кезеSі / операционно-познавательный этап

2.1 ^й тапсырмасын тексеру.
Этап проверки домашнего задания:


Какие продукты используют для приготовления сладких блюд и напитков?
- Какой компонент необходим для приготовления киселя?
- Какие виды крахмалов вы знаете?
- Расскажите технологию приготовления киселя.

Отвечаю на местах


2.2 ЖаSа материалды белсенді меSгеруге оKушыларды даярлау кезеSі / Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала (актуализация):


- По какому поводу мы можем накрывать праздничный стол? (День рождения, свадьба, юбилей, новый год и т.д.).
- Какие торжества бывают? (Семейные, официальные)

Отвечают на вопросы


2.3 ЖаSа білімді меSгеру / Этап усвоения новых знаний:


Тема  нашего  сегодняшнего  урока «Сервировка праздничного стола».
С любовью накрытый стол – это, как и в давние времена, гордость многих хозяек. Но есть и мужчины, которые придают этому большое значение и могут накрыть стол также красиво и со вкусом. Правила сервировки и поведения за столом вырабатывались на протяжении столетий, и их основная цель состоит не в том, чтобы различными формальностями затруднить процесс еды, а в том, чтобы сделать прием пищи и общение за столом красивым, удобным, приятным. Красиво накрытый стол всегда смотрится лучше и привлекательней, чем тот, который ломится от яств, но не создает ощущение праздника.

Отвечают на вопросы
Слайд 1,2

2.4 ЖаSа білімді бекіту / Этап закрепления новых знаний:

Для закрепление учащиеся выполняют тестовые задания

Работают самостоятельно в тетради


3. Рефлексивті баCалау кезеSі / рефлексивно-оценочный этап

3.1 ^й тапсырмасы бойынша м‰лімет беру кезені / Этап информации учащихся о домашнем задании:

Читать §32, ответить на вопросы.




3.2 СабаKты Kорытындылау / Подведение итогов урока:
Анализировать свою деятельность на уроке через рефлексию
Оценивать задание на дом.
Записывают дом.задание


2.3. Сервировка стола - это подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю, т.е. правильная расстановка всех необходимых приборов и посуды (слайд № 3)
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать мероприятию - строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок
отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения)
быть эстетичной - гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками
все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
Последовательность сервировки праздничного стола Главное в праздничной сервировке стола создание особой атмосферы, соответствующей приему.  Стол будет выглядеть празднично, если его засервировать изящной посудой, серебряными столовыми приборами, а для напитков будут поданы хрустальные бокалы.
Накрывают стол скатертью
Расставляют тарелки.  Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
Раскладывают столовые приборы
Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
Необходимый штрих к сервировке - полотняная салфетка. Она должна быть индивидуальной, и кладут её на закусочную тарелку.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй. (слайд № 4)
А теперь подробнее о предметах сервировки:
Скатерть (слайд № 5)  
Сервировка праздничного стола начинается со скатерти.  Скатерть- это платье стола. Первое упоминание о скатерти на Руси встречается в «Смоленской грамоте» в 1150г. Скатерти с узорами появились только в Хll веке. Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями.  Скатерть должна быть белая или однотонная, лучше пастельных тонов, тщательно отглаженная. Красивые и аккуратно постеленные скатерти придают столу праздничный вид. Концы скатерти должны свисать примерно на 2530 см, а с торцов прямоугольного стола чуть больше. И белые, и цветные скатерти украшают стол. 
1.Размер скатерти должен соответствовать размеру стола. 
Естественно, что ничто не вызывает более жалкого впечатления, чем слишком маленькая скатерть. С другой стороны, для гостей вряд ли будет большим удовольствием во время ужина постоянно бороться со свисающими до пола концами. Скатерть правильного размера должна полностью накрывать стол, но в то же время быть удобной для сидящих за столом.
2.Скатерть должна подходить к посуде, приборам и интерьеру.
    Белая скатерть предоставляет полный простор для выбора оформления стола. На ней великолепно смотрится любая посуда, и стол может быть украшен любыми цветами.
    Важно помнить о сочетании цвета столового белья и посуды. Например, пестро «цветочный» сервиз очень выигрывает на однотонной скатерти, особенно если цвет скатерти находит отклик в рисунке сервиза
    Скатерть должна хорошо вписываться в интерьер комнаты. Очень хорошо смотрится скатерть с голубенькими цветочками на фоне занавесок, сшитых из одной ткани. Такой яркой и веселой скатерти подошла бы белая фарфоровая посуда
3.Скатерть должна отвечать поводу праздника.
    В особо торжественных случаях традиционной является белая скатерть с хорошо подобранными салфетками  
    Для более рядовых случаев можно использовать скатерти как ярких , сочных тонов, так и пастельных. Салфетки в этом случае желательны белые
     Для кофейных и чайных столов подходят яркие скатерти (из набивных тканей, с ручной вышивкой, кружевные). Необходимо, чтобы скатерть и салфетки сочетались по цвету и рисунку с посудой
    Сервировку в деревенском стиле выразят салфетки либо скатерть с национальной вышивкой, либо с кружевом
     Нежные пастельные тона и тонкая структура подчеркнут романтичность встречи
     Для веселых и шумных праздников можно постелить скатерть и салфетки с яркими     цветами и контрастными узорами.  
Когда скатерть расстелена, расставляют стулья точно друг против друга и таким образом, чтобы каждому сидящему за столом было достаточно места.
Тарелки (слайд № 6)
Тарелка появилась в12-13 в.в. в Европе
до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба.
Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 в.
до этого несколько человек использовали одну общую тарелку
(слайд № 7) Напротив сидения стула каждого гостя ставят тарелку для закусок или вторых блюд , а на нее мелкую тарелку, на расстоянии 1,5-2 см от края стола.  Затем на расстоянии 5-15 см слева от закусочных тарелок ставят пирожковые тарелки. Подбор тарелок, ножей, вилок зависит от ассортимента закусок и блюд в меню праздничного стола. Как показывает практика, при домашней сервировке стола используют два ножа и две вилки, или по одному ножу и вилке, которые заменяют на чистые при перемене блюд.
Столовые приборы (слайд № 8)
СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в Х веке. В дореволюционной России деревянная ложка была главным атрибутом деревенского стола и являлась предметом народного промысла.
НОЖ стал столовым прибором в ХV веке. Нож был остроконечным- нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять.
ВИЛКА появилась в 11 веке и имела двузубый вид, которой брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно:700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.
(Слайд № 9-11) .Количество используемых приборов зависит от меню. Справа от тарелок кладут ножи и столовую ложку, слева - вилки. За тарелкой кладут десертный прибор. Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами - 0,5 см.
Стеклянная посуда (слайд № 11-12)
Издавна непременным атрибутом праздничного стола являются различные напитки. Для их употребления используют стеклянную и хрустальную посуду, количество и ассортимент, которой зависит от того, какие напитки будут предложены гостям .    Стеклянная посуда (фужеры, бокалы) ставится за тарелкой, справа от ее оси, параллельно продольной стороне стола, а также дугой или боком. Бокал, который используют первым, стоит крайним справа.
   Если не хватает одинаковых столовых приборов и посуды, можно на одном конце стола ставить посуду одного цвета, на другом – иного.
Украшение праздничного стола
Сервиз, свечи, оригинально сложенные салфетки, цветочные декорации, необыкновенные аксессуары – все это придает праздничному столу особый стиль. Во время торжеств на стол ставят именные карты и карты – меню.
Цветы – важный элемент украшения стола. Размещают цветы, как правило, в центре или на краю стола. Букеты цветов должны быть небольшие, в широких вазах. Их высота не должна превышать 25 см, чтобы не заслонять гостей друг от друга и мешать беседе., и иметь резкий запах.
Если число гостей велико, то на стол ставят несколько букетов. Букет на столе должен обязательно гармонировать  по цвету с посудой и скатертью, а также соответствовать случаю и времени года.
Так, например, желтая скатерть, желтые блюда- подставки и цветы, скомбинированные с белым фарфором, придадут фону сервировки свежесть. Прекрасным дополнением будут весенние цветочные венки на блюдах-подставках , на которых переплетены фиалки, лютики, закрепленные на проволоке. Отдельные цветы, красиво разложенные на столе, синие ленты, дополняющие венки и салфетки из простой белой ткани передают весеннее пробуждение природы.  (слайд № 13)
Салфетки (слайд № 14-18).
Первые салфетки появились у древних римлян и были из махровой льняной ткани, которые повязывали вокруг шеи и вытирали ими губы и руки.
Позже салфетки появились ХVlll веке, с их помощью едоки пытались защитить кружевные жабо от попадания на них капель и крошек. В наши дни, салфетки кладут на колени.
Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Хорошо отглаженная и красиво сложенная салфетка украшает стол. На тарелку ставят или кладут красиво сложенные салфетки. Если же закуска ставится сразу, салфетки кладут слева от вилок так, чтобы она их не закрывала. Сегодня мы с вами поучимся складывать льняные салфетки.
Можно использовать бумажные салфетки. Салфетки складывают по 10-12 штук в вазочки или салфетницы, ставят на стол из расчёта 1 ваза на 4-6 человек.
Далее учащимся предлагается просмотреть слайды с различным оформлением столов к празднику (слайд № 19-22).
Практическая работа по бригадам и текущий инструктаж учителя
Показ способов складывания салфеток. Правила сервировки стола.
А сейчас ребята мы попробуем с вами сложить салфетки двумя способами. Первый способ называется «сдвоенный конус» (слайд № 17)
1. Верхний слой левого нижнего угла перекиньте направо
2. Правую половину образовавшегося треугольника сложите налево
3. Повторите движение, показанное на рисунках 1 и 2, но в другую сторону: нижний правый угол пойдет налево
4. Вновь отогните правую половину треугольника налево
5. Поставьте салфетку, не подгибая краев
Второй способ «Вентилятор»
А теперь делимся на две бригады,  и каждая бригада из имеющейся посуды попробует засервировать стол.
Учащиеся выполняют практическую работу “Сервировка стола к завтраку”. Учатся расставлять приборы, красиво складывать салфетки по схеме.
2.4. Закрепление изученного материала и анализ урока:
Для закрепление учащиеся выполняют тестовые задания
К столовым приборам относятся: а) кружка; б) нож; в) молочник; г) вилка; д) салатник; е) ложка.  Ответ: б; г; е.
При сервировке стола ложку кладут: а) в тарелку; б) перед тарелкой; в) слева от тарелки; г) справа от тарелки; д) в специальную укладку.  Ответ: г.
При сервировке стола к обеду вилку кладут: а) справа от тарелки зубцами вверх; б) слева от тарелки зубцами вверх; в) справа от тарелки зубцами вниз; г) слева от тарелки зубцами вниз; д) в специальную укладку. Ответ: б.
При сервировке стола салфетки кладут: а) в кольцо; б) в стакан; в) на закусочную тарелку; г) слева от тарелки; д) справа от тарелки.  Ответ: а; б; в.
Праздничный стол накрывают: а) белой скатертью; б) белой скатертью с прозрачной клеенкой; в) цветной клеенкой; г) цветной скатертью; д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.  Ответ: а,г.
Проанализировать допущенные ошибки, сделать необходимые замечания.
Оценить практическую работу и устные ответы, тест.






скачанные файлы (4)скачанные файлы (5)images (2) Заголовок 1 Заголовок 215