Выступление на семинаре руководителей школьных музеев


Выступление на семинаре руководителей школьных музеев « Работа школьного музея в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников»
«В школе всё будущее России»- С.Н.Трубецкой (религиозный философ, общественный деятель, ректор Московского университета)
Именно школа должна помочь преодолеть пережитки прошлого, сохранить то, что исторически оправдало себя, созидать будущего гражданина. Судьба школы в руках учителя, который в идеале должен воспитать каждого ученика как наследника таких духовных устоев, на которых издрвле стоит наш народ. Это патриотизм, интернационализм, гражданственность и нравственность, способность к самопожертвованию во имя Родины, обострённая совесть, самоотверженность и долг перед собой и перед обществом.
История нашей школы начинается с 1896 года. По инициативе и на средства Владимира Сергеевича Михалкова в селе Назарьево была построена и открыта школа. Для маленькой деревеньки малограмотной России это было большое событие. В школе было всего три класса, и со всеми работала одна учительница. Это была Дворяшина Мария Прокофьевна.
Документов, рассказывающем об этом времени жизни и работы школы, не сохранилось, но, наверное, жизнь этого маленького островка знаний была яркой и интересной. Так же, как и сейчас, бежали ребятишки в школу, учились писать, читать, радовались и шалили.
Менялись времена, менялась и школа. В 1930 году в школе был образован первый пионерский отряд. В 1938 году открывается четвёртый класс и штат учителей увеличивается.
Несмотря на то, что щла Великая Отечественная война, в 1942 году в школе был открыт пятый класс, а уже в 1943 году по инициативе Назарьевского сельского совета школа становится семилетней. Бывшая школа размещалась в старом здании на месте нынешней амбулатории. Классы были маленькие и тёмные. Занятия также проводились и в бывшем доме священника. Но учителя, талантливые, самоотверженные, влюблённые в работу и любящие детей, делали святое дело и в любых условиях учили детей, открывали им всю красоту мира.
В 1961 году было построено современное здание школы со светлыми и большими классами. Назарьевская школа стала восьмилетней. Рядом с учениками всегда были люди, которые посвятили свою жизнь детям. Полными энтузиазма, энергии были учителя, работающие в школе. В 1992г школа стала средней.И вот под руководством таких энтузиастов как Щетинкина О.И. и Грузнова О.И. в 1979 году родилась идея создания музея села Назарьево. Эту важную работу возглавила Грузнова Ольга- студентка МОПИ, выпускница Назарьевской школы (в дальнейшем - учительница географии Хорошева Ольга Ивановна). Она организовала ребят в поисковую группу КЕНТ (Кто, если не ты, когда, если не теперь!). Под её руководством был собран богатейший материал для краеведческого музея, связанный с крестьянским бытом, Великой Отечественной войной, историей школы. Вся работа школьного музея направлена на воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, к своему краю. В настоящее время работа по сбору и систематизации материалов продолжается. Щетинкина О.И. ведет фото- и кино-летопись поселка. Вашему вниманию сегодня предстанет рукописный труд Ольги Ивановны «Краткий словарь-справочник юного назарьевского краеведа».
Когда заходишь в музей, испытываешь трепетное волнение от увиденного: письма с фронта, фотографии, осколки от гранат, каски и многое другое рассказывают о тяжёлых боях.
Во время проводимых экскурсий ребята узнают, «что не обошла война и наше Назарьево. На третий день начала войны 25 июня 1941 года около 100 человек ушли на фронт. В октябре 1941 года в посёлок прибыл штаб 5-ой Армии 3-его Белорусского фронта под командованием Л.А.Говорова.
Он размещался в здании дома отдыха. Части 5-ой Армии долгое время находились в посёлке, ими командовал генерал Иванов Павел Филатович. Линия фронта приближалась к посёлку. Всё чаще были слышны отголоски взрывов снарядов и мин. Враг рвался к Москве. Посёлок Назарьево и прилегающие к нему деревни несколько раз подвергались бомбардировке. Ожесточённые бои с октября по декабрь месяц 1941 года давали о себе знать. В посёлок шли солдаты, вырвавшиеся из окружения, оборванные, голодные, измотанные долгими, тяжёлыми боями с врагом. Их необходимо было обогреть, накормить, одеть. Жители посёлка прикладывали все усилия, чтобы помочь бойцам снова встать в строй.
После того, как штаб 5-ой Армии выехал из посёлка, в здании дома отдыха открылись курсы младших лейтенантов. Во время подступов фашистов к Москве всё оставшееся население области, а также нашего посёлка было брошено на создание загродительной линии. Рыли окопы, ставили «ерши», сооружали другие укрепления. Курсы пробыли в посёлке до 23 февраля 1943 года, затем они последовали за основными частями 5-ой Армии. С ними последовал вольнонаёмный состав курсов. Среди членов вольнонаёмного состава были жители нашего посёлка: Курочкина (Жукова) В.А., Михеева (Калиничева) Е.Н., Краснощёкова В.Ф., Санина К.П. и др.
С курсами младших лейтенантов они проследовали через города: Смоленск –Минск –Орша –Каунас -Гумбениг –Стулупенин - Кёнигсберг, далее были переброшены на Дальний Восток, где и закончили свой боевой путь» (материалы собраны школьниками в 1979 году во время встреч с очевидцами событий).
Затаив дыхание ребята вновь и вновь переживают услышанное и увиденное, и им хочется сделать для оставшихся в живых ветеранов что-то очень хорошее и нужное.
В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне в нашем поселке построен памятник павшим односельчанам. Традицие стало шефство над установленным в посёлке памятником. Ежегодно ребята нашей школы, под руководством главы администрации Богдановым Владимиром Анатольевичем, принимают участие в вахте Памяти 9 мая у памятников Назарьевского сельского округа в деревнях Солослово, Горышкино, Молодёново, Таганьково, Лапино, Семёнково. Взволнованные герои войны и труда приходят в школу на классные часы, рассказывают интересные страницы их героической истории, проникновенно до слёз они учат ребят мужеству и любви к Родине. Ветераны и жители нашего посёлка Панфилов Иван Сергеевич (офицер в отставке) уделяют большое внимание воспитанию школьников и являются всегда желанными гостями в школе.
Работа ведётся планомерно и целенаправленно по плану каждого классного руководителя в масштабе общешкольного плана, используется любая возможность ответственно подходить к вопросу по военно - патриотическому воспитанию.
Рубеж XX и XXI столетий стал для России действительно переломным этапом. Это ощутимо сказывается на деятельности практически всех социальных институтов, включая школу. Перемены затронули и наш музей.
В августе 1995 года начинается возрождение Назарьевского храма Святой Троицы. И с этого момента начинается ещё одна страница летописи нашего поселка и нашего музея. Совместно со священиком Виктором Васильевым организуются поломнические поездки по святым местам Подмосковья и России. Начинает свою работу воскресная школа для детей и взрослых. Традиционным становятся проведение совместных с храмом детских православных праздников и спектаклей. Через детей к воцерковлению приходят многие родители. В 2002 году построен приходской дом, где в бесплатных кружках занимаются многие наши ребята. В 2011 году возведена новая колокольня. А в 2012 году все услышали голоса колоколов Назарьевского храма Святой Троицы.
Вот так день за днём растим и воспитываем наших любимых детей, на примерах учим, на практике, на страницах жизни тех, для кого Родина – святое.
Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.