Мастер-класс на областном семинаре-совещании на тему Использование математических игр в процессе развития приёмов мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР (Занятие в Лекотеке)


КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс
на областном семинаре-совещании тему
«Использование математических игр
в процессе развития приёмов мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР»
(Занятие в лекотеке)
учитель-дефектолог ВКК
Давыдова Ирина Васильевна
Март 2016 г.
Мастер-класс на тему
«Использование математических игр
в процессе развития приёмов
мыслительной деятельности
у дошкольников с ЗПР»
(Занятие в лекотеке)
Цель: развитие мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР через игры с математическим содержанием.
Задачи:
Образовательные: закрепить количественный счёт в прямом порядке до 10, порядковый счёт в пределах 5; навык соотнесения количества, числа и цифры, знание цифр в пределах 5, умение восстанавливать определенный отрезок цифрового ряда (цифровой ряд до 5); добавлять количество предметов до заданного числа (состав числа 5); сравнивать предметные множества (одинаково, поровну, столько же); закрепить понятие «пара»; временные представления: время года (весна, весенние месяцы); пространственные отношения (право-лево, верх - низ, за-перед, под-над, посередине - в центре - между), знание геометрических фигур, умение соотносить их с формой предметов.Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, интерес к математическим играм; развивать основные мыслительные операции: умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать простейшие выводы, умозаключения; развивать внимание, память, пространственную ориентировку, моторику, речевую функцию.Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к учебным занятиям (учебную мотивацию).
Оборудование: дидактический коврик – настенное панно (все мелкие детали: птичка, овощи, подсолнухи, грибы, кувшинки и т. д. съемные - на пуговицах, липучках), набор картинок с изображением предметов разного цвета, сенсорная дорожка - мат (на одной стороне цифры, на другой геометрические фигуры); 5 круглых таблеток, на одной стороне которых цифры, на другой – геометрические фигуры; логический квадрат, стрелка на подставке, модули игры – головоломки «Танграмм», игровой модуль «Математическая черепаха», игрушки: мяч, кубик, пирамидка.Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие: В этот чудесный, весенний день
Дружно поздороваться нам совсем не лень.
Руку протягивай, не зевай
Здоровья друг другу давай пожелаем!
- Артём, я приготовила для тебя очень интересные игры, ведь:
это всем давно известно,
без игры не интересно!
Ты любишь играть? Но тебя сегодня ждут не просто игры, а игры – математические! Они помогут тебе стать ещё более внимательным, наблюдательным и сообразительным.
Ведь, чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо, прежде всего, математику знать!
Ознакомление с планом работы. Мотивация на успешное обучение. (с использованием дидактического коврика – настенное панно, все мелкие детали: птичка, овощи, подсолнухи, грибы, кувшинки и т.д. съемные - на пуговицах, липучках)
Давай подойдём к нашей необычной картине и познакомимся с планом работы. Посмотри внимательно, все ли в порядке на ней? (нет, эти картинки не на своих местах) Значит, что нужно сделать? (вернуть картинки на место)
Правильно, картинки перепутались, нужно им помочь,
Навести порядок, Артёмка, ты не прочь?
Возвращать картинки будем по-очереди, по этому плану. Но вернуть их на место можно только тогда, когда ты на каждую из них выполнишь игровое задание. Т.е. в конце каждой игры будешь подводить итог, расставляя картинки куда? (на свои места) Да, так, как в жизни.
Посчитай, сколько у тебя сегодня игр по плану? (всего 5 игр)
А сейчас я желаю, чтоб без опоздания к тебе пришло старание.
Помогло тебе потрудиться, ведь ты пришел сюда учиться! А я тебе всегда помогу!
III. Математическая разминка «Весёлый счёт» (с использованием набора картинок с изображением предметов разного цвета)
Ну, что, Артём! Ты сейчас здоров?
К первой игре приступить готов?
Тогда давай-ка учиться считать!
Запомни: без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа!
Итак, математическая разминка «Весёлый счёт»
«Считай и выполняй» (счёт в прямом порядке через 1)
Счёт в прямом порядке до 10. Будешь считать со мной в паре через один. Будем не просто считать, а еще и одновременно показывать картинки определённого цвета. Выбирай, какие по цвету, картинки ты будешь показывать при счёте. А я буду считать, и показывать только желтые фигуры. Сначала ты начинаешь! Меняемся цветами. Теперь я начинаю.
2. «Считай, не ошибись» (порядковый счёт)
1,2,3,4,5 – дальше будем мы считать!
Будь внимателен, не ленись,
Да смотри, не ошибись!
Посчитай в пределах 5 так, чтобы красный, маленький гриб был третьим по счёту; а теперь жёлтый, большой лист – вторым.
Итог игры: Артём, ты хорошо выполнил зарядку для ума и справился с первым, очень трудным, заданием. Пойдём, отметим его выполнение. Картинка «птичка» перемещается на место. Птичка весело поёт: закончился весёлый счёт!
IV. «Обозначь цифрой количество овощей»: соответствие числа и цифры (с использованием сенсорной дорожки – мата, на одной стороне которой – цифры)
1,2,3,4,5 – продолжаем мы играть!
Как ты думаешь, с чем будет связана вторая игра по плану? (с овощами)
Правильно, я буду называть разное количество овощей, а тебе предлагаю встать на соответствующую цифру и назвать её.
5 1 3
6 4 7
2 8 9
Итак, внимательно слушай, размышляй,
Ни минутки не теряй!
4 огурца, 1 капуста, 2 моркови, 5 помидоров, 3 свёклы.
Итог игры: Молодец! Пойдём подводить итог второй игры. Где растут овощи? (Овощи растут в огороде) Сначала возьми овощ, который растёт на кустике. (Помидор растёт на кустике) А если их 5? (Пять помидоров растут на кустике) А морковь где растёт? (Морковь растёт в земле) Картинка «овощи» перемещается на место.
V. «Загадочный квадрат» (с использованием логического квадрата)
А какое ещё полезное и солнечное растение в огороде всегда привлекает наше внимание и радует глаз? (Это подсолнух)
И сейчас я предлагаю тебе
Играть, не зевать! На вопросы отвечать!
А вопросов будет много-много, как семечек у подсолнуха.
Помощником тебе в игре будет вот этот загадочный квадрат и зубастик (к правому рукаву прикрепляется прищепка-зубастик, ориентируясь на который, ребёнок определяет правую руку и правую сторону).
2 5 1
3 4 2
4 3 1
- Назови цифру, которая живёт в правом верхнем углу. (цифра 1)
- Определи цифру, которая находится в левом нижнем углу. (цифра 4)
- Какая цифра, одновременно расположена и во втором столбике, и второй строке. (цифра 4)
- Что ты можешь про неё сказать, где она находится? (в центре, по середине, между цифрами: рассматривается и вариант столбика, и вариант строки)
- Найди неповторяющуюся цифру. (цифра 5)
А теперь предлагаю отвечать на дальнейшие вопросы необычным способом: вместо слова «да» - похлопай в ладоши, вместо слова «нет» - погрози пальчиком.
- Верно ли, что цифра 2 повторяется 3 раза? (Нет)
- Пробеги глазками по нижней строке. Верно ли, что цифра 1 стоит за цифрой 3? (Да)
- Найди первый столбик. Верно ли, что цифра 4 стоит под цифрой 3? (Да)
Итог игры: Молодец, Артём! Ты на вопросы отвечаешь, как семечки щёлкаешь! Давай отметим на плане выполнение и этого непростого задания. Картинка «подсолнух» перемещается на место.
Сколько подсолнухов в огороде? (2) Что ты можешь сказать об их количестве: их больше или меньше, чем помидоров? Сравни. (Одинаково. Поровну. Подсолнухов столько же, сколько и помидоров)VI. Игры с буквами и геометрическими фигурами. (с использованием сенсорной дорожки – мата, на одной стороне которой цифры, на другой геометрические фигуры; 5 круглых таблеток, на одной стороне - цифры, на другой - геометрические фигуры)
Посмотрим, что дальше у нас по плану. Назови картинку, на которой ты видишь пару предметов. (Грибы) Пара – это сколько? (два) Грибы расположены отдельно или вместе (вместе)
Давай и мы вместе ладошку к ладошке приложим.
И друг другу дружить предложим.
Продолжим заниматься, играть,
Чтоб тебе добрым и умным стать.
1. «Разноцветные круги»
Перед тобой разноцветные круги.
- Назови цвета кругов так, чтобы цифры шли по порядку.
- А теперь назови цвета кругов так, чтобы цифры шли в обратном порядке.
- Назови не жёлтые по цвету цифры, не красные.
2. «Расставь цифры по порядку»
Расставь цифры, начиная с той, которая обозначает самое маленькое количество предметов) Что ты заметил? Как выстроились цифры? (по порядку)
Да, цифры выстроились в ряд, как на праздничный парад!
Ты, Артём – командир, а это – твой отряд!
3. «Команды для цифр» (временные представления)
И сейчас ты, как настоящий командир, будешь отдавать команды той цифре, про которую правильно ответишь на вопрос. Ребёнок отдаёт команды: Направо! Налево! Кругом! с опорой на стрелочку и переворачивает цифры в соответствующем направлении.
- Какая цифра обозначает первый весенний месяц? (цифра 1, первый весенний месяц – март) Направо!
- Назови цифру, которая подсказывает, какой второй весенний месяц (цифра 2, второй весенний месяц – апрель) Налево!
- Какая цифра дружит с третьим месяцем весны? (цифра 3, третий весенний месяц – май) Кругом!
Цифры, как настоящие помощники, помогают нам запомнить, что сейчас какое время года? (весна, начало весны - март)
4. «Какая фигура лишняя?» (работа с геометрическими фигурами)
Что цифры прячут на своих спинках? (геометрические фигуры)
Какая фигура лишняя? (Овал) Почему?
5. «Домик для геометрических фигур»
Цифровой домик превращается в домик для геометрических фигур путём переворота сенсорной дорожки – мата.
Посели в домике фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны. (Это треугольник)
А теперь фигуры, у которых вот столько углов (соответствие с пальцами – 4) и столько же сторон. (Это квадрат, прямоугольник, ромб)
Какая фигура осталась? (Овал) Вспомни и назови фигуру, у которой тоже нет углов. Посади свой ответ на язычок и как только я хлопну в ладоши, ты его произнеси. (Круг)
6. «Форма предметов» (подвижная игра в двух вариантах)
А теперь я предлагаю подвижную игру с геометрическими фигурами.
Сейчас так играем: предмет называем, его форму определяем!
Мяч – круг, коробка - квадрат, пирамидка – треугольник. (надо встать на соответствующую геометрическую фигуру)
А сейчас я буду только называть разные предметы, а ты самостоятельно определи, на какую геометрическую фигуру они похожи: колесо – круг, ёлка – треугольник, обруч – круг, кубик – квадрат. Итог игры: Молодец, Артём! Давай подводить итог! Картинка у нас двойная, парная и задание ты выполнил удвоенной сложности! Куда ты разместишь грибы? (один под ёлку, второй – под кустик) Картинка «грибы» перемещается на место.
VII. «Математическая черепаха» (с использованием игрового модуля «Математическая черепаха»,
Посмотри, почти все задания ты выполнил, и осталась какая игра по плану? (Осталась последняя игра)
И называется она «Математическая черепаха». Вот, сколько заданий принесла она на своём панцире!
1. Играем на секторе: дерево. Игра «Исправь ошибку» (несоответствие количества предметов и цифры: 5 яблок и цифра 4)
Артём, твои ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Считай, сравнивай
И ошибку исправляй!
2. Следующий игровой сектор: ваза с цветами. Игра «Дополни до 5»
Сейчас будешь ты считать и решать задачу,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача!
Сколько цветов в вазе? Сколько ещё цветов нужно добавить, чтобы их стало столько, сколько подсказывает цифра. Расскажи, как получилось 5 цветов? (3 и 2 будет 5)
3. Найди сектор: матрёшка. Игра «Зашифрованные слова»
Если хочешь много знать, многого добиться
Обязательно читать должен научиться!
Прочитай слова, зашифрованные в одинаковых по цвету сердечках. А цифры на них подскажут тебе, в какой последовательности нужно читать буквы. Выбирай, на каких по цвету сердечках будешь сначала читать.
На красных – ОН. Про кого или про что, можно сказать ОН? (Ёж, он ползёт. Стул, он стоит) А про матрёшку можно сказать ОН? А как? (ОНА)
На синих – УМ. А вот когда человеку говорят: «пораскинь своим умом», это значит, что ему нужно сделать? (хорошо подумать; прежде чем что-то сделать, надо обязательно подумать)
А есть ли среди этих букв твоя буква? Какая? (Буква А) Почему она твоя? Ты, конечно уже заметил, что буквы цепляются за цифры (такая игра-цеплялка) А за какую цифру зацепилась твоя буква? (А – 5) И это неслучайно, я желаю тебе учиться всегда на пятёрки!
Итог игры: Молодец, Артём!
Ведь всё ты сделал, всё ты смог,
Пора подводить итог!
Где растёт кувшинка? Куда ты её разместишь? Картинка «кувшинка» перемещается на место.
VIII. Подведение итогов занятия.
Какой вывод можно сделать: план ты выполнил? (Да, я все картинки расставил на свои места)
Красивая получилась картина? Как тебе сегодня хочется: чтобы солнышко светило или пусть облачко останется? (открывается солнышко) Давай немного пофантазируем! Представь, где бы ты хотел оказаться на этой картине? (В домике) Есть такая пословица: гости в дом – радость в нём! Ты хочешь, чтобы гости ещё к нам пришли? Тогда по шире открывай дверь дома и приглашай гостей. (Приезжайте ещё, дорогие гости. Мы вам очень рады!) Быстро время пролетело, заканчивать нам пора.
Но на следующем занятии вновь продолжится игра!
А тебе самому понравилось, как ты сегодня играл, занимался?
Рефлексия. Я предлагаю тебе оценить свою деятельность с помощью жестов и движений. Оцени, насколько ты старался: вот настолько, настолько или настолько. Насколько трудно или легко тебе даётся математика (если трудно – топни левой ногой, а если наоборот, легко, подними вверх правую руку). Похвали себя с помощью хлопков: чем громче ты похлопаешь, тем лучше ты себя похвалишь.
Оценка деятельности: Ну вот, занятие отлично и весело прошло!
За то, что ты внимателен, послушен и старателен,
Хвалю тебя, Артёмка! Учитесь ты хорошо!