Текст выступления на областном круглом столе


Текст выступления по теме
«Исследовательская и практическая деятельность учеников в рамках профильного лагеря «Зеленый мир» по теме «Комплексное исследование оврага».
Учебные исследования являются интенсивной формой эксперимента в системе практических методов обучения предметам естественнонаучного цикла. В процессе исследовательской деятельности у учащихся развивается внимание и наблюдательность, способность сравнивать, обобщать, делать выводы. Планируемые в лагере исследовательские задания с получением практически значимых результатов формируют навыки разумного труда, дополняют недостаток знаний, связывают теорию с практикой. Вся деятельность в лагере идет при положительном эмоциональном фоне. Непринужденность и неформальность отношений в большей степени дают возможность детям проявить свои личностные качества, формируют навыки сотрудничества. Исследование и поиск всегда имеют яркую краеведческую направленность. Экологический лагерь является хорошей формой организации учащихся для решения задач экологического образования, развития личности, где потребность в знаниях возникает из естественной ситуации, которые сопровождаются сильными эмоциями.
Исследования проводились на территории оздоровительного санатория «Велегож». Рядом с лагерем расположен овраг.
Оврагом называется активная эрозионная форма, созданная деятельностью временного, редко небольшого постоянного, водотока на возвышенно-равнинных пространствах, особенно в области развития легко размывающихся рыхлых пород, например лессов или лессовидных суглинков.
Морфологически овраг представляет собой крутосклонную долину, часто сильно разветвленную, наиболее подвижной частью которой является его вершина. Выше вершины оврага обычно располагаются разветвленные, слабо углубленные ложбины.
Оврагообразование хотя и не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья человека, но негативно изменяет условия его жизнедеятельности. Овражная эрозия сокращает площади удобных земель и увеличивает дробности их контуров, уничтожает коммуникации, разрушает коммунальные и хозяйственные объекты. Выносы из оврагов заносят плодородные земли, являются существенным источником поступления наносов в реки, вызывая заиление малых рек и способствуя обмелению средних и больших рек.
Нам с учащимися необходимо было установить его размеры, составить картосхему оврага и попытаться установить причины образования оврага и предположить дальнейшее его развитие.
Рост оврагов может оцениваться различными показателями или их совокупностью (изменением во времени длины, объема, площади, глубины и т. п.). Основным источником сведений о росте оврагов являются данные о линейном росте вершинных частей оврагов.
Методика изучения оврагов
Полевой метод картографирования овражной сети основан на количественной оценке овражных форм. Включает составление плана оврага полуинструментальным или инструментальным способом, при котором замеряются крутизна, длина, ширина склонов, глубина оврагов, составляются продольный и поперечный профиль оврагов, даётся описание характера растительности, типов почвы, состава слагающих пород.
Совместно с учащимися было выяснено, что на дне оврага есть выходы грунтовых вод, которые и способствовали образованию оврага. Так же было определен состав горных пород которые складывают овраг. Составлен план оврага, с помощью маршрутной съемки местности. С помощью вешек и рулетки определили ширину и глубину оврага. Определили преобладающую растительность вокруг оврага.
Основную массу деревьев составляют «вековые» сосны — возраст которых 115-120 лет. Следующие по численности группы деревьев (в порядке убывания) составляют берёзы, осины, дубы, ели и липы их средний возраст 65 — 85 лет. Лес расположен под уклоном в 5 — 20 градусов, постепенно снижаясь до уровня реки.
Также мы выявили основные причины оврагообразования на данной территории. К основным факторам оврагообразования относятся:
большая высота и крутизна склонов;
интенсивный характер снеготаяния весной, развитие бурного поверхностного стока при малой инфильтрации из-за глинистых грунтов;
сложение склона неустойчивыми просадочными лёссовыми породами;
утечка воды из коммуникаций.
Наши выводы: большинство оврагов этого участка находится в стадии выработки профиля равновесия, характеризуются интенсивной донной эрозией и V-образной формой в поперечнике. Отдельные овраги – в стадии затухания процесса оврагообразования: в нижней части их уклон относительно пологий, скорость водных потоков небольшая. Проводились исследования выходов грунтовых вод (скорость течения, цвет, прозрачность, механический состав)
Ежегодное повторение исследований дает ценную информацию и переводит работы ребят в разряд мониторинговых. Мониторинг, как система сбора, анализа, обобщения, оценки (с элементами прогнозирования) и распространения информации о состоянии окружающей среды и ее изменении, является наиболее эффективным содержанием исследований.
      Кроме исследований, которые иногда занимают значительное время в лагере, летняя пора - это время активных действий по оздоровлению среды и собственного организма.
Не просто воспитание, а воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря  наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.