Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога


Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
Горина В.В., Иващенко Е.Н.
Разумный образ жизни. Не можешь жить напряженнее-
начинай жить умнее.
Учитель - профессия дающая. Так было всегда. Но сегодня учитель - больше, чем учитель начала XX века, потому что многое из того, что раньше делали родители, церковь, соседи, общество, теперь вынуждена взять на себя школа Больше некому. Быть может, ситуация изменится. Но не скоро. Еще очень долго нам, учителям, нужно быть особенно сильными. А значит, нужно уметь заботиться о себе и время от времени упрощать ситуацию до абсолютных, очевидных истин. Их легко узнать, если в ворохе дел и предпочтений обратиться к тем, которые и через двадцать лет будут так же важны, как и сегодня. И пусть таких дел окажется не так уж и много, но тем радостнее будет их выполнять.
В последние годы мы часто сталкиваемся с таким явлением как эмоциональное выгорание. Чаще всего ему подвержены сотрудники медицинских учреждений, различных общественных благотворительных организаций и социальных служб, учителя, полицейские, политики, юристы, представители нижнего звена торгового персонала. Оказалось, что эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, у которых выражена высокая вовлеченность в работу, стремление оказать помощь другому человеку. Страстное отношение к работе приводит к чрезмерной потере психологической энергии. Итак, эмоциональное выгорание определяется как состояние физического и эмоционального истощения, изнеможения, приводящее к длительной невозможности эффективно осуществлять профессиональную деятельность в профессиях социальной сферы в связи с глубокими личностными изменениями в плане общения с людьми. Мы убеждаемся в том, что все это нам знакомо. Итак, высокая загруженность общением в рабочее время, непредсказуемость ситуаций взаимодействия, высокий уровень эмоциональности общения (страстность в преподавании), необходимость контроля собственного эмоционального состояния, дефицит времени. Кроме того профессия педагога затратная и в том смысле, что все, что он делает, несет отпечаток его личности, ибо каждый раз он работает по-новому, в каждое действие, нововведение он вкладывает частичку себя, своей личности.
Чем оборачивается эта затратность для самочувствия педагога? Психосоматическая усталость, утомление, одышка, головные боли - это проявления эмоционального выгорания. У учителя возникают тревога, беспокойство, раздражительность, чувство безнадежности, порой складывается негативное отношение к людям. Отношение к себе как к специалисту тоже изменяется: появляется неверие в свои профессиональные силы и собственное профессиональное мастерство, чувство отчаяния. Симптомы эмоционального выгорания способны негативно воздействовать на процесс осуществления профессиональной деятельности, даже влиять на личную жизнь специалиста. Эти симптомы появляются, накапливаются постепенно и последовательно. Первые признаки эмоционального выгорания появляются на уровне организма. Если работник не замечает или игнорирует сигналы, посылаемые телом, появляются симптомы неблагополучия следующего, эмоционального уровня. В конечном итоге перенапряжение приводит к снижению эффективности работы специалиста, влияет не только на профессиональную сферу, но и на его личную жизнь.Что же следует делать, чтобы избежать подобных явлений? Как предупредить или как справиться с негативными последствиями проявлений эмоционального выгорания? Как уменьшить риск возникновения этих проявлений?
Значительную роль в осуществлении психологической самопомощи играет овладение навыками психологической саморегуляции. Только своевременное принятие соответствующих мер способствует торможению развития эмоционального выгорания уже на ранних этапах.
Практика показывает, что многие педагоги, сталкиваясь с теми или иными препятствиями в работе, интуитивно начинают искать пути их преодоления. Предлагаем несколько вариантов выхода из стрессовых ситуаций, исходя из личного опыта учителей. Они могут быть использованы как теми, кто впервые столкнулся с подобными трудностями, так и теми, кто хотел бы пополнить свою копилку способов совладания с проявлениями эмоционального выгорания на разных уровнях:
на физиологическом уровне:
«пыталась справиться с нарушением сна, выполняла целый ритуал - чтение хорошей книги, душ (лучше контрастный и за час до сна), стакан теплого молока каплей меда; и при этом никто не должен отвлекать со своими проблемами» (Ольга К.);
«на работу стараюсь ходить пешком. Дорога в школу проходит через парк, стараюсь подмечать изменения, которые там происходят день ото дня. Возвращаюсь с работы пешком, вообще стараюсь как можно больше двигаться» (Марина Л.)
«И высыпаться! “Перед сражением главное - выспаться”, - говорил Кутузов. Он спал даже на военных советах. А Наполеону достаточно было поспать 3-4 часа в день... Может, конечно, одно с другим не связано, но победил все-таки Кутузов» (Людмила Ч.)\
«при появлении симптомов мне очень помогают «три Т» - тепло, темно, тихо. Просто прихожу с работы, ложусь сразу спать, накрываюсь одеялом, выключаю свет, закрываю комнату, чтобы меня не беспокоили» (Яна М.);
на эмоциональном уровне:
«чтение стихов, прослушивание музыки; рассматривание цветов в помещении, фотографий, картин; любование пейзажем за окном» (Елена Б.);
«делюсь положительными эмоциями с другими» (Галина В.)
«мне нравится пройтись по парку, аллее, просто смотреть на небо, птиц, люблю гулять на даче в лесу. Даже передачи по телевизору смотрю только про животных» (Галина В.);
на поведенческом уровне:
«четкое разделение между работой и домом. Этому нужно и можно научиться. По дороге домой думаю обо всем, кроме работы (желательно возвращаться одной, без коллег), захожу в магазин, если есть пять минут лишних - к подруге» (Инна Г.)
«никогда или почти никогда не звоню ученикам домой. И своего телефона не даю. Дома я не учитель. Время для встреч с родителями записано у каждого ученика в дневнике - дни, время, кабинет» (Светлана М.);
«для себя вывела формулу: “Работать на работе”. И хотя нужно много проверить тетрадей, никогда не беру их домой (в первый год работы все выходные сидела за тетрадями). Рабочий день у нас с 9.00 до 15.00. Я для себя решила работать до 17.00, как “обычные” люди, но домой ничего не брать. Провожу уроки, классные часы, консультации, проверяю тетради, пишу планы уроков. В 17.00 закрываю кабинет и оставляю “работу на работе”» (Мария С.);
на смысловом уровне:
«не говорю о себе и о других плохого, подвергаю только конструктивной критике; извлекаю урок из каждой неудачи; создаю и расширяю структуру своей социальной поддержки» (Галина В.);
«ставлю цели так, чтобы их можно было выполнить и стремлюсь укладываться в запланированное время» (Елена К.);
«надо уметь разводить понятия я-человек и я-учитель. Теперь не скажу, горестно вздыхая: “Я - учитель”. “Я работаю учителем”, - звучит правильнее» (Людмила П.);
Важная проблема современного педагога - сохранение целостности собственной личности, собственного эмоционального здоровья в условиях реализации задач профессиональной деятельности. Хотим ли мы этого или нет - труд учителя по своей природе «вымывает» из него личность. Отдавая всего себя ученикам, трудно оставаться скрупулезным бухгалтером - «здесь я выкладываюсь на 75%, а здесь проявляю нулевой уровень педагогических способностей, иначе на завтра уже ничего не останется».
Знание и применение элементарных норм психогигиены в педагогической деятельности - это не роскошь и не очередное бездумное заимствование зарубежного опыта, - это жизненная необходимость, своего рода спасательный круг в трудной и чрезвычайно важной профессии - профессии педагога.
Литература
Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы / С.А. Игумнов.-СПб.:Речь,2007.
Карабекова Н.В. Эмоциональное здоровье педагогов: пути и способы сохранения и восстановления / Н.В. Карабекова // Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: Международная педагогическая академия, 2003.
Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс / Р.С. Элиот. – М.:Крон-Пресс,1999.