Синдром «Эмоционального выгорания » в профессиональной деятельности педагога


Синдром «Эмоционального выгорания » в профессиональной деятельности педагога
Н.А. Кочергина
педагог-психолог МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина» г. Йошкар-Ола
М.А. Калинина
педагог-психолог МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина» г.Йошкар-Ола
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психически здоров, а так же устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудно выполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, не стандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «Эмоционального выгорания».
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)- это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ- это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.
Психологи считают основной причиной СЭВ – душевное переутомление. Это означает, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к
СЭВ. Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных
ученых установлено, что работа педагогов связана с большими нервно- психическими нагрузками.
На основе проведенного исследования мы попытались выявить уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности педагогов на базе МБОУ «Гимназия №4 им.А.С.Пушкина» г.Йошкар-Олы.
Диагностическим инструментарием послужили методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 10-25 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявления эмоционального выгорания составляют 5-10%. В первом случае сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, направлена на совершенствование технологий преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства. У профессионалов со стажем 10 лет, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15до 25 лет частота проявление состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 20%.
Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:
Высокую эмоциональную включенность в деятельность – эмоциональную перегрузку (32%);
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (29%);
Жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (24%);
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (19%);
Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, моральное и материальное стимулирование (19%);
Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (15%).
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор:
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Ролевой фактор:
Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет учителей от развития синдрома эмоционального выгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор:
На развитие синдрома влияет многочасовая работа , но не любая, а не определенная (нечеткость функциональных обязанностей, не соблюдение регламента рабочего дня) либо, не получающая должностной оценки.
Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов.
Как говорят различные исследования. Уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях, социально-экономической нестабильности.
Для того что бы снизить уровень развития эмоционального выгорания и психологического истощения мы разработали для педагогов нашей гимназии следующие рекомендации:
- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
- оптимизация режима работы и отдыха;
- обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;
- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.
А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованные врачом Д.Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.
Привычки правильного питания.
Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменной деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.
Сказать «нет» вредным привычкам.
Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
«Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
Общаться с домашним любимцем.
Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
Культивировать в себе ощущения покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие.
В заключение хотелось бы отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное- предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».