Материал для выступления на школьном методическом объединении на тему: Чтение как метод обучения


ЧТЕНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Коробова Татьяна Евгеньевна,
МБОУ Тацинская СОШ№1
Формирование эстетической культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания. В его специальную задачу входит передача подрастающим поколениям всего накопленного человеческого опыты чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и особенно во всей системе художественных ценностей.
Эстетическое воспитание является составной частью всестороннего развития нового человека, оно формирует любовь к прекрасному в природе и обществе, способность тонко и глубоко воспринимать, переживать и понимать прекрасное, строить жизнь по законам красоты.
Выразительному чтению уделяли много внимания в своих работах почти все крупные советские методисты. Они видели в выразительном чтении один из основных и наиболее активных методов изучения литературного произведения и считали, что оно должно занять большое место в работе учителя.
Однако сегодня, как показывает практика, выразительное чтение занимает мало места, особенно при изучении прозаических произведений. Обычно это чтение учителя при первоначальном знакомстве с произведением.
Выбор произведений в классе, не сочетающийся с чтением вслух, приобретает порой какой-то рациональный характер. Ведь понимание, например, оценочного смысла выделенных в тексте изучаемого произведения эпитета или сравнения, достигнутое в результате аналитического размышления, вовсе не вызывает автоматически углубления эмоционального отклика.
Применение выразительного чтения на уроках литературы позволяет эффективно решать ряд существенных задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Чтение вслух полностью реализует выразительный потенциал интонации, возможности ее воздействия на формирование ценностных ориентаций по отношению к действительности, изображенной в литературном произведении. Сами условия восприятия произведения в чтении учителя способствуют его постижению.
Если герои и события произведения интересны учащимся, то эмоциональный отклик возникает сразу же, с первых страниц. Очень важно, чтобы учащиеся откликнулись на чувства автора, запечатленные в интонационном строе произведения, и прежде всего на основной тон, присущий художественному произведению как целостному единству. Без этого не возникают эстетические переживания, без этого нельзя эффективно построить аналитическую работу над произведением.
В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционально-эстетического воздействия и чтение, которое включает в себя различного рода комментарии.
Для того, чтобы глубоко воспринимать произведение, надо слышать интонацию, ударение, жест, присущие художественному составу. Умение это не вырабатывается само по себе. Вот почему в школе необходимость выразительного чтения была осознана в связи с решением важных задач обучения.