Cтатья в сборник на тему Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках естественного цикла

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии
Кузько Наталья Александровна
учитель биологии и географии
Почётный работник общего образования РФ
г. Астрахань
ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум»
kyzko.n2012@mail.ru

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие высших чувств: нравственных, эстетических и интеллектуальных.
Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий и, конечно же, воспитания. Хочется отметить, что воспитание чувств тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к окружающему.
При обучении обучающихся с ОВЗ наукам о растениях, о животных, о строении организма человека и его здоровье необходимо включать их в разнообразные формы натуралистической работы. А это: разведение различных растений в кабинете, их перевалка, пересаживание, обучение школьников в лабораторных условиях выращиванию цветочной и овощной рассады, используя при этом научные методы. В процессе такой деятельности происходит формирование чувства коллективизма и дружбы, товарищества, а главное – развивается любовь к труду и потребность трудиться.
Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития обучающихся. Поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе и искусстве, отражающем красоту природы, а также понимать эту красоту и развивать потребность самим создавать красивое. Вместе с тем, нравственно-эстетическое воспитание способствует тонкому пониманию закономерностей природы.
В связи с обучением биологии, целесообразно проводить экскурсии в мир растений в разные времена года, чтобы школьники могли непосредственно воспринять и понять красоту сезонных изменений природы в парках, скверах, на улицах. Большую роль играет посещение биолого-экологического центра. Там дети изучают повадки зверей, учатся заботиться о животных и растениях. Выполнив основную часть экскурсии, полезно предоставить обучающимся возможность полюбоваться цветущим садом этого центра, поиграть в спокойные игры, затем провести небольшую биологическую викторину, в которую включены вопросы, позволяющие школьникам вспомнить известные им произведения прозы, музыки и живописи, посвящённые весенней природе. Тем самым осуществляются межпредметные связи в развитии связной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Продолжается работа по коррекции и развитию памяти.
Содержание курса ботаники предусматривает природоохранительную работу обучающихся с ОВЗ, так как в содержание тем «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Растение – целостный организм», «Растительные сообщества» включены вопросы, разъясняющие школьникам значение государственных мероприятий по охране природы: создание заповедников, заказников (временных и постоянных), национальных парков, памятников природы. Также во многих темах программы предусмотрено осуществление краеведческого подхода при освещении вопроса охраны природы. Здесь необходимо рассказать обучающимся об имеющихся на территории нашей области заповедных мест, растительных сообществ и объяснить, что задача их сводится к охране природы, характерной для данной ландшафтно-географической зоны. Если же те или иные виды растений исчезли, то главной задачей заповедника является наряду с охраной активное восстановление исчезнувших видов и сообществ.
В процессе обучения ботанике необходимо развивать у обучающихся чувство любви и бережного отношения к растениям. Например, при изучении темы «Стебель» школьники узнают, что для дерева губительно повреждение коры. При изучении «Основных групп растительного мира» знакомятся с тем, как правильно пользоваться дарами природы, а именно: собирать ягоды и плоды, грибы, лекарственные растения.
Обучение зоологии – науке о животных, также имеет немаловажное значение в эстетическом воспитании школьников. Ведь в животном мире встречается немало прекрасных форм, вызывающих восхищение.
При обучении биологии – науке о живой природе, следует привлекать внимание обучающихся с ОВЗ к красоте форм и разнообразию красок в животном мире, к пению птиц, помогая им самим находить и воспринимать красивое, находить его там, где оно на первый взгляд не бросается в глаза, тем самым формируя высокую нравственную и эстетическую культуру.

Литература
А.М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших школьников». Москва: «Просвещение», 2009г.
А.И. Никишов, В.Ф.Шалаев «Методика обучения и воспитания обучающихся». Москва: «Просвещение», 2008г.
Е.В. Макаревич, Н.В. Королёва «Биология». Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005г.
15