Открытый урок по профессионально-трудовому обучению (столярное дело).

ГКОУ Дзержинская специальная коррекционная школа интернат.
Учитель: Градов В. Ю.
Открытый урок по профессионально-трудовому обучению
(столярное дело).

Класс 7 класс

Тема: Геометрическая резьба.
Разметка геометрического орнамента.

На данном уроке с помощью мультимедийного проектора экономится большое количество времени при изучении видов геометрического орнамента, последовательности разметки и техники выполнения геометрической резьбы. Особенность презентации в том, что ученики последовательно с помощью анимации увидят разметку геометрического орнамента, составленного из разных геометрических фигур, различаемых цветовыми линиями (слайд 6).

Цели урока:

Обучающая – ознакомить с геометрической резьбой; научить размечать геометрический орнамент и выполнять геометрическую резьбу.

Коррекционно-развивающая – развивать трудолюбие, усидчивость и творческие способности при выполнении работы.

Воспитательная – воспитывать аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядно-иллюстрационный, иллюстрационно-объяснительный, практическая работа учащихся.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.
Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:
Весной одевается,
А осенью раздевается.
(Лес.)
Правильно, лес, а лес – это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать для своих нужд. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т.д.
На уроке нам понадобятся:
- остро заточенный карандаш;
- ручка;
- тетрадь;
- линейка;
- нож-косяк;
- заготовки из древесины;
- ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.

II.Сообщение темы и целей урока.
Т е м а Геометрическая резьба Разметка геометрического орнамента.
Ц е л ь нашего урока: познакомиться с геометрической резьбой, научиться выполнять разметку и геометрическую резьбу.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили тему «Резьба по дереву».. Все те знания, которые вы усвоили по данной теме, нам сегодня пригодятся на уроке, так как если вы не будете знать теоретический материал, то не сможете выполнить практическую работу.

III. Актуализация опорных знаний.
- Что такое резьба по дереву и для чего ее выполняют?
- На какие четыре группы можно разделить все виды резьбы?
- Какие подгруппы резьбы относятся к плосковыемчатой?
- Какие породы древесины используются для резьбы?
- Перечислите, какие инструменты и приспособления понадобятся для выполнения резьбы?

IV. Изложение нового материала.
У ч и т е л ь. Давайте вернемся к теме нашего урока.
Сегодня на уроке мы должны с вами вспомнить немного из истории резьбы по дереву, познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.
Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, украшенные затейливой резьбой, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с начала 1 тысячилетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина как строительный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.
Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть промыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.
Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные судна, избы, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины (слайд 2).
- А сейчас мы рассмотрим виды геометрического орнамента и способы его разметки.

Показ с л а й д а 3.
- На доске вы видите, как геометрическая резьба разделяется по виду выемок. На виде а) изображены двухгранные выемки, на виде б) – трехгранные; на в) – четерехгранные и на г) – криволинейные выемки.

Показ с л а й д а 4
- На данном слайде изображены основные виды геометрического орнамента: 1 – куличики (сколышки), 2 – треугольники, 3 – витейка, 4 – змейка, 5 – елочка, 6 – ромбы, 7 – цепочка, 8 – звездочка.
Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры – треугольники, квадраты, ромбы, овалы, их секторы и сегменты и др. Композиции узоров создаются путем повторения элементов, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру. Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером.
Геометрическая резьба разделяется по видам орнамента на резьбу с геометрическим и резьбу с растительным узором.

Показ с л а й д а 5
Объясняется последовательность выполнения разметки.

С л а й д 6
- Разметку узоров производят простым карандашом (твердости «Т» или «ТМ») с помощью угольника и линейки. Все элементы рисунка четко вычерчиваются на заготовке. Делают это так: со всех четырех сторон учебной дощечки (100 х 250 мм) очерчивают поля шириной 10 мм. Площадь внутри будет заполнена полосками узоров – одиночными или двойными. Ширина одиночного узора – 10 мм, двойного – 20 мм; расстояние между полосками – 5 мм.
П р и м е р. Первое (нижнее) поле размечаем куличиками (сколышками), второе (среднее) – квадратами, путем проведения линий по диагоналям; третье (верхнее) – треугольники: из левого нижнего угла проводим линию по диагонали вверх, далее от верха проводим линию по диагонали вниз, и получается треугольник. Затем из вершины треугольника проводим вниз линию на половину высоты треугольника. От конца средней линии проводятся две линии на нижние углы.
А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется геометрическая резьба.
Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является нож-косяк (с л а й д 7).
Свое название он получил из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.
Полукруглые стамески в геометрической резьбе используют для выполнения растительного орнамента.
Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю.
Давайте рассмотрим технику выполнения геометрического орнамента сколышек:
нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника , сходящего к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность;
начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника (с л а й д 8).

Показ с л а й д а 9. «Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы».
- Надеть и привести в порядок спецодежду;
- привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки;
- осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности;
- при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе;
- нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь;
- во время резьбы левая рука должна находится сзади или в стороне от движения ножа;
- передавать нож друг другу из рук в руки нельзя;
- строго запрещается проверять остроту ножа пальцем;
- запрещается класть нож в карман рабочей одежды;
- после окончания работы нож необходимо сдать учителю;
- привести в порядок рабочее место и спецодежду.

V.Практическая работа.
Вводный инструктаж:
Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.
Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров шириной по 10 мм, горизонтально.
Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. Получаются квадратики 10 х 10 мм.
Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник делим на три маленьких треугольника.
В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.
- Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям. (Показ учителя).
- Возьмите. Пожалуйста, заготовки и по образцу на них разметьте три узора.
Кто уже разметил, приступайте к вырезанию узора.
Но прежде чем приступить к выполнению резьбы, давайте еще раз вспомним правила техники безопасности.

Текущий инструктаж: помощь при разметке и вырезании орнамента, указание на ошибки.
Если большая часть учеников делает одинаковые ошибки – работа останавливается, и учитель объясняет, как правильно выполнять этот вид резьбы. Учитель следит за техникой безопасности.

Заключительный инструктаж.
Указание на ошибки, пути их исправления и предупреждения.

VI.Заключительная часть.

Анализ выполненной работы. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.


Приложение.

Дидактические карточки.

Карточка №1




Карточка №2








Карточка №3



Карточка №4



















Карточка №5


Скриншот 21-10-2015 141528Скриншот 21-10-2015 141804Скриншот 21-10-2015 14181315